Правовой статус государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Определить понятие государственного служащего.
На основе понятия проследить принципы классификации госслужащих.
Изучение нормативно-правовой базы государственной службы.
Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ГЛАВА I. «Понятие государственного служащего и классификация госслужащих».
1.1. Понятие государственного служащего 5 стр.
1.2. Классификация государственных служащих 9 стр.
2. ГЛАВА II. «Правовой статус государственных служащих»
2.1. Права государственных служащих 11 стр.
2.2. Обязанности государственных служащих 14 стр.
2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой 15 стр.
2.4. Государственные гарантии при прохождении госслужбы 18 стр.
2.5. Ответственность государственных служащих 21 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря ее существованию достигаются две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно-правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.

    Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном  служащем, его административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь  поможет нам уяснить классификацию  госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

  1. Определить понятие государственного служащего.
  2. На основе понятия проследить принципы классификации госслужащих.
  3. Изучение нормативно-правовой базы государственной службы.
  4. Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего.

    Структура работы представляет собой две главы. В первой главе дается понятие  государственного служащего, приводится классификация государственных  служащих на основе анализа действующего законодательства, а также непосредственно строится система иерархии нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной службы. Во второй главе дается анализ правового статуса государственного служащего на основе изучения его элементов.

    Существенным  вкладом в развитие теории государственной службы стали работы таких ученых, как А.А. Гришковец и В.А. Козбаненко. Комплексное и очень серьезное, с научной точки зрения, исследование основополагающих вопросов государственной службы содержится в трудах А.Ф. Ноздрачева.

    Мнения  этих и других авторов будут представлены в данной контрольной работе.

    Широко  в работе используются и правовые акты, начиная с Конституции и  заканчивая подзаконными актами. Они  помогают дать более полную характеристику правового статуса госслужащего и более полно охватить затрагиваемую тему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I. Понятие государственного служащего

    и классификация госслужащих.

    1. Понятие государственного служащего

    Долгое  время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового  статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений, но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

    Вместе  с тем, начиная с конца 50-х годов, в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие  «государственный служащий». В конечном, все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова.

    Если  строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», то государственный служащий – это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

    Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего.

    Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание также за счет федерального бюджета.

    Российская  Федерация является нанимателем  федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ – нанимателем государственного служащего субъекта РФ.

    В узком понимании государственный служащий – это лицо, занимающее должность государственной службы, т.е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

    Итак, понятие «государственный служащий»  можно определить следующими признаками.

  1. Государственный служащий – это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим  заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д.
  2. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т.е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
  3. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
  4. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
  5. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере.
  6. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
  7. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

    Совокупность  упомянутых признаков позволяет  сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин  РФ, занимающий в установленном федеральным  законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной властей), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержании и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус».

    Исходя  из всего вышеизложенного можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперед, по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя.)5. 

1.2. Классификация государственных служащих.

    В настоящее время при множестве  действующих нормативных правовых актов о государственной целесообразно  классифицировать государственных  служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

    В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

    Если  в качестве критерия классификации  государственных служащих взять  способ поступления на государственную  службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

    Все государственные служащие могут  быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу; служащие, не принимающие присягу.

    Если  положить в основу деления государственных  служащих такой критерий, как специальные  профессиональные обязанности и  характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные  служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе.

    В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются  государственные служащие, замещающие государственные должности в  органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т.д.

    По  объему должностных полномочий государственные  служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами. Среди государственных служащих, являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей и представителей власти. Руководящие служащие (начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным им лицам. Представители власти, как известно, реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов и применяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам). Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внутренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов). 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Правовой статус государственного служащего

    2.1 Права государственного служащего

    В качестве основного элемента правового  статуса государственного служащего  выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным  законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

  1. Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
  2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  3. Права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего