Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе исследования научной литературы и нормативных актов проанализировать административно-правовые основы организации государственной службы, выявить статусное положение должностного лица, сформулировать признаки административно-правового статуса государственного служащего, указать их специфические принципы, функции, ответственность.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие административно-правового регулирования государственной службы; выявить законодательное определение должностного лица в РФ, описать их виды и формы; рассмотреть систему нормативно-правовых установлений, регулирующих административно-правовой статус государственного служащего в РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Административно-правовой статус государственной службы РФ 5
2. Понятие статуса государственного служащего-как должностного лица 10
3. Административно-правовой статус государственных служащих 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

1.docx

— 51.60 Кб (Скачать)

Введение                                                                                                                   3

 

1. Административно-правовой  статус государственной службы  РФ           5

2. Понятие  статуса государственного служащего-как должностного лица 10

3. Административно-правовой  статус государственных служащих             21

 

Заключение                                                                                                       30

Список  использованной литературы                                                               32

 

Введение

 

Органы государственной службы - самостоятельная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Государственное управление в России осуществляет свою власть на федеральном и местном уровне, и в реализации этой власти ей помогает специальные службы, именуемые «системой государственной службой». Эффективная деятельность органов государственной власти немыслима без государственной службы. Возросшее значение государственной службы в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных государственных служащих.

Вопросы административно-правового  статуса государственного служащего, в данной связи, являются, с одной  стороны достаточно урегулированными действующим законодательством, которое  определяет порядок деятельности государственной  службы, разграничивает виды государственных  служб, устанавливает требования к  гражданам, проходящим государственную  службу, с другой стороны – в  значительной мере, этим же законодательством  усложнены, в основном в понятийном смысле.

Актуальность рассматриваемой  темы органично вытекает из сложности  самой темы и ее недостаточной  разработанности в научной литературе, что предопределяют необходимость  осуществления комплексного исследования системы и процесса функционирования государственного управления, прежде всего, через такой механизм, как  институт государственной службы и  его соответствующее кадровое обеспечение.

Объект исследования является законодательство, определяющее понятие и принципы устройства государственной службы.

Предмет исследования - административно-правовой статус государственных служащих, как  должностных лиц в системе  государственной службы.

Цель настоящей работы заключается  в том, чтобы на основе исследования научной литературы и нормативных  актов проанализировать административно-правовые основы организации государственной  службы, выявить статусное положение  должностного лица, сформулировать признаки административно-правового статуса  государственного служащего, указать  их специфические принципы, функции, ответственность.

В соответствии с указанной целью  в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие  административно-правового регулирования  государственной службы; выявить  законодательное определение должностного лица в РФ, описать их виды и формы; рассмотреть систему нормативно-правовых установлений, регулирующих административно-правовой статус государственного служащего  в РФ.

Структурно работа состоит из титульного листа, плана, введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Первый параграф посвящен системе  государственной службы, понятию  и признакам государственной  службы, ее задачам и функциям, а  также принципам ее организации.

Второй параграф посвящен определению  понятия должностного лица, как основного  субъекта, реализующего функцию государственного служащего.

Третий параграф – правовому  положению государственных служащих, определяющему их административно-правовой статус.

 

1. Административно-правовой  статус государственной службы  РФ

 

Законодательство о государственной  службе, в первую очередь, основывается на Конституции РФ. Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как единство системы государственной  власти (статья 5), разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10); равный доступ граждан к государственной  службе (часть 4 статьи 32). Кроме того, Конституция РФ в п. «т» статьи 71 устанавливает, что федеральная  государственная служба находится  в ведении Российской Федерации; в совместном ведении РФ и ее субъектов  находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л»  ст. 72).

В современном российском государстве  система государственной службы включает в себя следующие виды:

- государственная гражданская  служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Государственная служба, как часть  государственного механизма по управлению делами государства, представляет из себя систему государственных органов  и должностных лиц, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Государственное управление характеризуется  следующими признаками:

- является организующей деятельностью;

- носит организационно-распорядительный  характер;

- в процессе осуществления управленческой  деятельности реализуются функции  государства в социально-культурной, социально-политической, экономической  сферах деятельности;

- осуществляется уполномоченными  на то субъектами управления.

Кроме того, рассматривая понятие  «государственная служба», следует  понимать, что государственная гражданская  служба подразделяется на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами исключительно федеральной государственной службы.

Государственная служба в РФ построена  на следующих принципах:

- федерализм, обеспечивающий единство  системы государственной службы  и соблюдение конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов РФ;

- законность;

- приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственное  действие, обязательность их признания,  соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к  государственной службе;

- единство правовых и организационных  основ государственной службы, предполагающее  законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной  службы;

- взаимосвязь государственной  службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы  и ее доступность общественному  контролю, объективное информирование  общества о деятельности государственных  служащих;

- профессионализм и компетентность  государственных служащих;

- защита государственных служащих  от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц,  так и физических и юридических  лиц.

Государственная гражданская служба – это вид государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях государственной гражданской  службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов  РФ, лиц, замещающих государственные  должности РФ, и лиц, замещающих государственные  должности субъектов РФ, регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или Указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Военная служба - это вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются  воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным  законом «О воинской обязанности  и военной службе»1. Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы - это  регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной  службы, воинскими уставами и иными  нормативными правовыми актами РФ процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы – военной службы; с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.

Правовой основой военной службы являются Конституция РФ, указанный  выше Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, (в частности, Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах.

Правоохранительная служба - вид  федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Таким гражданам присваиваются  специальные звания и классные чины.

Общим выводом о статусном состоянии  практически всех государственных  правоохранительных служб является их двойное, или даже тройное назначение, т.е. помимо установленного законодателем  статуса правоохранительной службы – данные государственные образования  исполняют некоторые функции  военной службы, имея в своем составе  военизированные подразделения  либо выполняя военные функции, а  также включают в себя функциональные элементы государственных гражданских  служб. Вероятно, именно данное обстоятельство и сыграло основное значение при  том факте, что до сегодняшнего дня  законодатель не принял отдельный закон  о правоохранительной службе, как  это было сделано по отношению  к гражданской и военной службам.

Еще одной специфической разновидностью государственной службы стало появление  в конце 2005 г. государственной службы российского казачества. Правовая регламентация данного института государственной службы находит свое отражение в Федеральном законе «О государственной службе российского казачества»2. Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских (специальных) формированиях, как правило, в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренних войсках МВД РФ, в пограничных органах.

При исполнении обязанности по несению  государственной военной службы российское казачество: оказывает содействие государственным органам в организации  и ведении воинского учета  членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ  во время их пребывания в запасе. Помимо этого, российское казачество осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с  органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в  соответствии с законодательством  РФ.

Таким образом, административно-правовой статус любого органа государственной  власти как статус коллективного  субъекта состоит из следующих блоков:

- целевого (включает нормы о  целях, задачах, функциях, принципах  деятельности);

- организационно-структурного (предусматривает  правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации  и ликвидации; структуру; линейную  и функциональную подчиненность);

- компетенционного - совокупность  властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

2. Понятие статуса государственного  служащего - как должностного  лица

 

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» (ст. 10) вводятся понятия: федеральный государственный  служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной  службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, и  государственный гражданский служащий субъекта РФ – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской  службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств  бюджета соответствующего субъекта РФ.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих