Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе исследования научной литературы и нормативных актов проанализировать административно-правовые основы организации государственной службы, выявить статусное положение должностного лица, сформулировать признаки административно-правового статуса государственного служащего, указать их специфические принципы, функции, ответственность.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие административно-правового регулирования государственной службы; выявить законодательное определение должностного лица в РФ, описать их виды и формы; рассмотреть систему нормативно-правовых установлений, регулирующих административно-правовой статус государственного служащего в РФ.
Введение 3
1. Административно-правовой статус государственной службы РФ 5
2. Понятие статуса государственного служащего-как должностного лица 10
3. Административно-правовой статус государственных служащих 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
ЗАГСы обязаны
в двухнедельный срок сообщать в
военные комиссариаты сведения о
внесении изменений в акты гражданского
состояния граждан, состоящих или
обязанных состоять на воинском учете.
Органы дознания и предварительного
следствия обязаны в
- о возбуждении
или прекращении ими уголовных
дел в отношении граждан,
- о вступивших
в законную силу приговорах
в отношении граждан,
Таким образом,
можно заметить, что должностное
положение граждан, в сфере административно-
Обобщенно, можно классифицировать всех должностных лиц:
1) по объему служебных полномочий:
- на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер (например, руководитель ведомства);
- на должностных лиц, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).
2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций:
- на руководителей, имеющих право совершать служебные юридически-властные акты (например, руководители государственных органов, служб);
- на специалистов, уполномоченных совершать юридически-значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.
Таким образом, следующей категорией должностных лиц, после должностей руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, а также должностей, учреждаемых для содействия лицам, замещающим государственные должности (помощники, советники), рассмотренных нами выше, является оперативный состав (функциональные работники), т.е., это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся, например, экономисты, юрисконсульты и др.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно хотя и условным, но и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата
необходимо отличать от аналогичных
категорий служащих, к нему не относящихся
(врачей, преподавателей, и др.). Отдельные
служащие этой категории уполномочены
на основе специальных знаний совершать
действия, влекущие юридические последствия
(например, врачи, поскольку они имеют
право выдавать листки нетрудоспособности,
в установленных случаях
Завершающей категорией должностных лиц будет являться вспомогательный состав, т.е., государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (например, технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершить действия, влекущие юридические последствия (п. 6 ст. 8 ФЗ «О системе государственной службы в РФ»).
Например, согласно Основам законодательства РФ о нотариате12, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин РФ, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты (ч. 4 ст. 2 Основ).
Необходимо отметить особенность
административно-правового
Рассматривая вопрос о правоопределении
административно-правового
В настоящее время вопросы
Государственная служба в Российской
Федерации - это профессиональная служебная
деятельность граждан Российской Федерации
по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации, федеральных
органов государственной
В зависимости от вида государственной
власти, в органах которой замещают
должности государственные
- в представительных органах;
- судебных органах;
- органах исполнительной власти;
- иных органах.
Административно-правовое регулирование
порядка прохождения
Право поступления на государственную
службу имеют граждане РФ не моложе
18 лет (предельный возраст для нахождения
на государственной должности
Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- лишения его права занимать
государственные должности
- наличия подтвержденного
- отказа от прохождения
- близкого родства или свойства
(родители, супруги, братья, сестры,
сыновья, дочери и др.) с государственным
служащим, если их государственная
служба связана с
- наличия гражданства
Гражданин поступает на государственную службу по контракту, заключаемого на определенный срок, неопределенный срок либо на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Для определения уровня профессиональной
подготовки и соответствия государственного
служащего занимаемой государственной
должности государственной
Для государственных служащих предусмотрено перемещение по должности: на вышестоящие должности; на нижестоящие должности; на равнозначные (в связи с необходимостью).
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
- достижения им предельного
возраста, установленного для замещения
государственной должности
- прекращения гражданства
- несоблюдения обязанностей и
ограничений, установленных
- разглашения сведений, составляющих
государственную и иную
- отказа служащего от перевода в другую местность;
- иных обстоятельств,
Исходя из обобщения законодательных
норм, находящихся в законодательных
актах, регулирующих вопросы государственной
службы в РФ можно выделить следующие,
присущие всем государственным службам,
признаки административно-правового
статуса государственных
- права и обязанности
- деятельность государственных
служащих подчинена
- служебные права и обязанности
государственных служащих
- осуществление служащими
- законные предписания и
- государственные служащие
- предусмотрены ограничения
- для государственных служащих
предусмотрены определенные
Общегражданские права и обязанности
государственных служащих те же, что
и у других граждан. Гражданские
права и свободы
Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих