Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе исследования научной литературы и нормативных актов проанализировать административно-правовые основы организации государственной службы, выявить статусное положение должностного лица, сформулировать признаки административно-правового статуса государственного служащего, указать их специфические принципы, функции, ответственность.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие административно-правового регулирования государственной службы; выявить законодательное определение должностного лица в РФ, описать их виды и формы; рассмотреть систему нормативно-правовых установлений, регулирующих административно-правовой статус государственного служащего в РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Административно-правовой статус государственной службы РФ 5
2. Понятие статуса государственного служащего-как должностного лица 10
3. Административно-правовой статус государственных служащих 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

1.docx

— 51.60 Кб (Скачать)

ЗАГСы обязаны  в двухнедельный срок сообщать в  военные комиссариаты сведения о  внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или  обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный  срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды, в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

- о возбуждении  или прекращении ими уголовных  дел в отношении граждан, состоящих  или обязанных состоять на  воинском учете;

- о вступивших  в законную силу приговорах  в отношении граждан, состоящих  или обязанных состоять на  воинском учете, с направлением  в военные комиссариаты воинских  документов граждан, осужденных  к обязательным работам, исправительным  работам, ограничению свободы,  аресту или лишению свободы.

Таким образом, можно заметить, что должностное  положение граждан, в сфере административно-правового  регулирования осуществления их полномочий, определяется, прежде всего, распорядительно-исполнительным характером взаимоотношений видов государственных  служб.

Обобщенно, можно классифицировать всех должностных лиц:

1) по объему служебных полномочий:

- на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер (например, руководитель ведомства);

- на должностных лиц, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).

2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций:

- на руководителей, имеющих право совершать служебные юридически-властные акты (например, руководители государственных органов, служб);

- на специалистов, уполномоченных совершать юридически-значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

Таким образом, следующей категорией должностных лиц, после должностей руководителей и заместителей руководителей  государственных органов и их структурных подразделений, а также должностей, учреждаемых для содействия лицам, замещающим государственные должности (помощники, советники), рассмотренных нами выше, является оперативный состав (функциональные работники), т.е., это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся, например, экономисты, юрисконсульты и др.

Оперативный состав, если учитывать  дух закона, также можно отнести  к должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических  последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому  выделение их в отдельную группу является одновременно хотя и условным, но и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных  категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей, и др.). Отдельные  служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать  действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют  право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты  на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют  значение не только для их оценки с  точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие  на общественные отношения.

Завершающей категорией должностных  лиц будет являться вспомогательный  состав, т.е., государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (например, технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц  составляют граждане, не состоящие  на государственной службе, но уполномоченные совершить действия, влекущие юридические  последствия (п. 6 ст. 8 ФЗ «О системе  государственной службы в РФ»).

Например, согласно Основам законодательства РФ о нотариате12, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин РФ, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты (ч. 4 ст. 2 Основ).

Необходимо отметить особенность  административно-правового статуса  служащих государственных предприятий, т.к., деятельность таких служащих государственных  предприятий, учреждений (даже таких, как  начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, не говоря уже о библиотекарях, врачах и  т.д.) в настоящее время официально не считается государственной службой. Тем не менее, следуя букве закона, эту деятельность необходимо называть службой в государственных организациях, а ее субъектов – служащими  государственных организаций.

 

3. Административно-правовой  статус государственных служащих

 

Рассматривая вопрос о правоопределении административно-правового статуса  государственных служащих, следует  отметить необходимость в изучении таких нормоустановлений, регулирующих: а) само понятие государственного служащего, б) их виды, в) административно-правовое регулирование порядка прохождения  государственной службы и д) дисциплинарную ответственность.

В настоящее время вопросы непосредственного  прохождения гражданами РФ государственной  службы регулирует Федеральный закон  «О системе государственной службы Российской Федерации»13, которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба в Российской Федерации - это профессиональная служебная  деятельность граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов, субъектов РФ, органов государственной  власти субъектов РФ, иных государственных  органов субъектов РФ, а также  лиц, замещающих должности, устанавливаемые  Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных  органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов РФ и получающих денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета  субъекта РФ. Таким образом, нанимателем  федерального государственного служащего  является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

В зависимости от вида государственной  власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

- в представительных органах;

- судебных органах;

- органах исполнительной власти;

- иных органах.

Административно-правовое регулирование  порядка прохождения государственной  службы производится положениями федерального закона (закона субъекта федерации) по конкретной государственной службе, указами Президента РФ, нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ, министерствами и ведомствами.

Право поступления на государственную  службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет (предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной  службы - 60 лет), владеющие государственным  языком, имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную  службу, а также при ее прохождении  не допускается установление ограничений  или преимуществ в зависимости  от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или  отсутствия гражданства субъектов  РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном  законодательством.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

- признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

- лишения его права занимать  государственные должности государственной  службы в течение определенного  срока решением суда, вступившим  в законную силу;

- наличия подтвержденного заключением  медицинского учреждения заболевания,  препятствующего исполнению им  должностных обязанностей;

- отказа от прохождения процедуры  оформления допуска к сведениям,  составляющим государственную и  иную охраняемую законом тайну,  если исполнение должностных  обязанностей по государственной  должности государственной службы, на которую претендует гражданин,  связано с использованием таких  сведений;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери и др.) с государственным  служащим, если их государственная  служба связана с непосредственной  подчиненностью или подконтрольностью  одного из них другому;

- наличия гражданства иностранного  государства, за исключением случаев,  если доступ к государственной  службе урегулирован на взаимной  основе межгосударственными соглашениями.

Гражданин поступает на государственную  службу по контракту, заключаемого на определенный срок, неопределенный срок либо на срок обучения в образовательном  учреждении профессионального образования  и на определенный срок государственной  службы после его окончания.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной  должности государственной службы, а также для решения вопроса  о присвоении государственному служащему  квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Для государственных служащих предусмотрено  перемещение по должности: на вышестоящие должности; на нижестоящие должности; на равнозначные (в связи с необходимостью).

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с  выходом на пенсию.

Помимо оснований, предусмотренных  законодательством РФ о труде, увольнение государственного служащего может  быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

- достижения им предельного  возраста, установленного для замещения  государственной должности государственной  службы;

- прекращения гражданства Российской  Федерации;

- несоблюдения обязанностей и  ограничений, установленных для  государственного служащего;

- разглашения сведений, составляющих  государственную и иную охраняемую  законом тайну;

- отказа служащего от перевода  в другую местность;

- иных обстоятельств, предусмотренных  законодательством.

Исходя из обобщения законодательных  норм, находящихся в законодательных  актах, регулирующих вопросы государственной  службы в РФ можно выделить следующие, присущие всем государственным службам, признаки административно-правового  статуса государственных служащих:

- права и обязанности государственных  служащих устанавливаются, как  правило, в пределах компетенции  органов, в которых они состоят  на государственной службе;

- деятельность государственных  служащих подчинена осуществлению  задач, возложенных на соответствующий  орган, и носит официальный  характер;

- служебные права и обязанности  государственных служащих обладают  единством, своеобразие которого  состоит в том, что их права  одновременно являются обязанностями  (права должны использоваться  в интересах службы), а обязанности  - правами (в противном случае  обязанности нельзя будет осуществить);

- осуществление служащими служебных  прав и обязанностей гарантируется  законодательством;

- законные предписания и требования  государственных служащих подлежат  исполнению всеми, кому они  адресованы;

- государственные служащие имеют  право на продвижение по службе;

- предусмотрены ограничения общегражданских  прав и обязанностей государственных  служащих с целью повышения  эффективности служебной деятельности;

- для государственных служащих  предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность  за совершенные ими правонарушения.

Общегражданские права и обязанности  государственных служащих те же, что  и у других граждан. Гражданские  права и свободы государственных  служащих ограничены законом с целью  нормального функционирования государственной  службы (п. 4 ст. 10 ФЗ О системе государственной  службы).

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих