Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе исследования научной литературы и нормативных актов проанализировать административно-правовые основы организации государственной службы, выявить статусное положение должностного лица, сформулировать признаки административно-правового статуса государственного служащего, указать их специфические принципы, функции, ответственность.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие административно-правового регулирования государственной службы; выявить законодательное определение должностного лица в РФ, описать их виды и формы; рассмотреть систему нормативно-правовых установлений, регулирующих административно-правовой статус государственного служащего в РФ.
Введение 3
1. Административно-правовой статус государственной службы РФ 5
2. Понятие статуса государственного служащего-как должностного лица 10
3. Административно-правовой статус государственных служащих 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
В составе федеральных
Для возникновения административной
дееспособности у российского гражданина
замещать должности государственной
службы он обязан владеть государственным
языком РФ и достигнуть возраста, установленного
федеральным законодательством
о виде соответствующей
Статья 4 Закона «О системе государственной службе РФ» предусматривает, что непосредственное правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе - ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, - устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Как уже отмечалось ранее, государственная служба подразделяется на государственную гражданскую службу, которая, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а также на военную службу и правоохранительную службу, которые являются видами только федеральной государственной службы.
В настоящее время понятие «
Понятие «административно-правовой статус»,
включает в себя совокупность прав
и обязанностей лица, а также, гарантий
реализации прав и ответственности
за нарушение обязанностей. Административно-правовой
статус конкретного участника
Административно-правовой статус должностных
лиц не является неизменным, он укрепляется
вместе с развитием государства,
одновременно с совершенствованием
правового регулирования
Таким образом, можно заметить, что главным признаком, идентифицирующим статус государственного служащего, является занимаемая (замещаемая) этим гражданином должность.
Должности государственной службы
распределяются по группам и (или) категориям
в соответствии с федеральными законами
о видах государственной службы
Должность – это понятие, которое
определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы
Федеральный закон «О системе государственной
службы РФ» устанавливает, что должности
государственной службы учреждаются
федеральным законом или иным
нормативным правовым актом Российской
Федерации, законом или иным нормативным
правовым актом субъекта РФ. Статьей
8 Закона уточняется, что должности
федеральной государственной
Так, например, статьей 9 Закона “О государственной гражданской службе установлена классификация должностей гражданской службы. Установлены категории - государственные должности и должности гражданской службы. Последние в свою очередь подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
Подобная классификация
Должности различных, указанных выше
категорий относятся к разным
группам, претенденту для их занятия
установлены различные
В целях дальнейшего
В Российском законодательстве нет
единого определения понятия: должностное
лицо. Определение должностного лица,
данное в уголовном законодательстве
(ст. 285 прим. 1 УК РФ)8, не имеет универсального
характера. Оно распространяется лишь
на деяния, предусмотренные главой 30 УК
РФ «Преступления против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления»,
где указано, что: Должностными лицами
в статьях … главы (30) признаются лица,
постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Это определение трудно признать удачным,
потому что такие признаки, как
«представитель власти», «административно-
Как отмечает С.В. Изосимов9, «в данном вопросе важным для понимания будет уточнение Пленума Верховного Суда РФ от 10. 02. 2000 N 6»10, в соответствии с п. 2 которого – к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Должностными являются также лица,
которые постоянно, временно или
по специальному полномочию выполняют
организационно-
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.;
В зависимости от характера полномочий,
определяющих роль государственных
служащих в осуществлении
В Федеральном законе «О системе государственной службы РФ» подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку они признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений. Особое правовое положение занимают должности государственной службы, которые предусматривают присвоение классных чинов, дипломатических рангов и специальных званий.
Однако понятие должностного лица не сводится только к руководителям. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но, все же, имеется разновидность должностных лиц, к которым относятся и иные категории государственных служащих. Например, их заместители и др.
Должностные лица совершают юридические
действия властного характера, связанные
с управлением людьми, но наделяются
для этого разными по объему и
характеру полномочиями. Наиболее широкими
властными полномочиями обладают руководители
государственных органов и
Среди должностных лиц особый статус
занимают представители административной
власти. Это должностные лица, имеющие
право предъявлять юридически властные
требования (давать предписания, указания)
и применять меры административного
воздействия к органам и лицам,
не находящимся в их подчинении (например,
главные санитарные врачи, работники
милиции и др.). Только руководящие
должностные лица осуществляют организационно-
У лиц и организаций, в отношении
которых должностным лицом
Так, например,
административная компетенция должностных
лиц в сфере военной
1) оповещать
граждан о вызовах (повестках)
военных комиссариатов
2) обеспечивать
гражданам возможность
3) направлять
в двухнедельный срок по
Кроме того, руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица этих организаций - управляющих компаний, согласно Жилищному кодексу РФ, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете11.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1) направлять
в двухнедельный срок по
2) производить
розыск и при наличии законных
оснований осуществлять
3) направлять
в двухнедельный срок в
Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих