Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе исследования научной литературы и нормативных актов проанализировать административно-правовые основы организации государственной службы, выявить статусное положение должностного лица, сформулировать признаки административно-правового статуса государственного служащего, указать их специфические принципы, функции, ответственность.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие административно-правового регулирования государственной службы; выявить законодательное определение должностного лица в РФ, описать их виды и формы; рассмотреть систему нормативно-правовых установлений, регулирующих административно-правовой статус государственного служащего в РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Административно-правовой статус государственной службы РФ 5
2. Понятие статуса государственного служащего-как должностного лица 10
3. Административно-правовой статус государственных служащих 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

1.docx

— 51.60 Кб (Скачать)

Служебные обязанности и права  предоставляются государственным  служащим для эффективного осуществления  служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Служебные  права и обязанности делятся  на общие для всех государственных  служащих и специальные, обладание  которыми связано с конкретными  должностями.

Характер и объем специальных  обязанностей и права государственных  служащих зависят от правового положения  органа, в котором они состоят  на службе. Например, специальными являются обязанности и права налогового инспектора в области контроля за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с федеральным законодательством  РФ, непосредственно регулирующим государственную  службу государственный служащий не вправе (например, ст. 17 ФЗ «О государственной  гражданской службе в РФ»):

- заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой  деятельности;

- быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской  Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

- состоять членом органа управления  коммерческой организацией;

- быть поверенным или представителем  по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он состоит  на государственной службе либо  который непосредственно подчинен  или непосредственно подконтролен  ему;

- использовать в неслужебных  целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое государственное  имущество и служебную информацию;

- получать гонорары за публикации  и выступления в качестве государственного  служащего;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения;

- принимать без разрешения Президента  РФ награды, почетные и специальные  звания иностранных государств, международных и иностранных  организаций;

- выезжать в служебные командировки  за границу за счет физических  и юридических лиц, за исключением  служебных командировок, осуществляемых  в соответствии с международными  договорами Российской Федерации  или на взаимной основе по  договоренности органов государственной  власти РФ и субъектов Федерации  с государственными органами  иностранных государств;

- принимать участие в забастовках;

- использовать свое служебное  положение в интересах политических  партий, общественных, в том числе  религиозных, объединений для  пропаганды отношения к ним.

В соответствии с федеральным законодательством  РФ государственный служащий имеет  право (например, ст. 14 ФЗ «О государственной  гражданской службе в РФ»):

- на ознакомление с документами,  определяющими его права и  обязанности по занимаемой государственной  должности государственной службы, критерии оценки качества работы  и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические  условия, необходимые для исполнения  им должностных обязанностей;

- получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

- посещение в установленном  порядке для исполнения должностных  обязанностей предприятий, учреждений  и организаций независимо от  форм собственности;

- принятие решений и участие  в их подготовке в соответствии  с должностными обязанностями;

- участие по своей инициативе  в конкурсе на замещение вакантной  государственной должности государственной  службы;

- продвижение по службе, увеличение  денежного содержания с учетом  результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- ознакомление со всеми материалами  своего личного дела, отзывами  о своей деятельности и другими  документами до внесения их  в личное дело, приобщение к  личному делу своих объяснений;

- переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за  счет средств соответствующего  бюджета;

- пенсионное обеспечение с учетом  стажа государственной службы;

- проведение по его требованию  служебного расследования для  опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство;

- объединение в профессиональные  союзы (ассоциации) для защиты  своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

- внесение предложений по совершенствованию  государственной службы в любые  инстанции.

Федеральным законодательством РФ установлены следующие обязанности  государственного служащего (например, ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской  службе в РФ»; п. 3 ст. 40 ФЗ «О военной  службе и воинской обязанности»):

- обеспечивать поддержку конституционного  строя и соблюдение Конституции  РФ, реализацию федеральных законов  и законов субъектов РФ, в том  числе регулирующих сферу его  полномочий;

- добросовестно исполнять должностные  обязанности;

- обеспечивать соблюдение и  защиту прав и законных интересов  граждан;

- исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке  подчиненности руководителей, отданные  в пределах их должностных  полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих должностных  обязанностей своевременно рассматривать  обращения граждан и общественных  объединений, а также предприятий,  учреждений и организаций, государственных  органов и органов местного  самоуправления и принимать по  ним решения в порядке, установленном  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации;

- соблюдать установленные в  государственном органе правила  внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок  работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих  должностных обязанностей;

- хранить государственную и  иную охраняемую законом тайну,  а также не разглашать ставшие  ему известными в связи с  исполнением должностных обязанностей  сведения, затрагивающие частную  жизнь, честь и достоинство  граждан.

Дисциплинарная ответственность  характеризуется следующими признаками (например, ст. 56 ФЗ «О государственной  гражданской службе»):

- основанием ее наступления  является дисциплинарный проступок;

- за такой проступок предусмотрены  дисциплинарные взыскания;

- дисциплинарные взыскания применяются  в порядке подчиненности уполномоченными  органами (должностными лицами);

- пределы дисциплинарной власти  уполномоченных органов (должностных  лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение  дисциплины, не влекущее уголовной  ответственности.

При наложении дисциплинарного  взыскания учитываются: тяжесть  совершенного проступка; обстоятельства, при которых он совершен; исполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение служащего.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной  проступок) органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность  государственной службы, на государственного служащего могут налагаться следующие  дисциплинарные взыскания (например, ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской  службе в РФ): 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном  соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям закона.

Государственный служащий, допустивший  должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением  денежного содержания. Отстранение  государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением  руководителя.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или  решением коллегии. Приказ или решение  о наложении дисциплинарного  взыскания объявляется виновному  под расписку и вступает в силу немедленно.

Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание  в порядке, установленном законодательством.

Дисциплинарное взыскание считается  снятым при наличии следующих  условий: истек годичный срок давности; лицо не было повторно привлечено к  дисциплинарной ответственности; издан  приказ о снятии дисциплинарного  взыскания.

Заключение

 

В завершение работы необходимо сделать  ряд обобщающих выводов, заключающихся  в следующем: - государственная служба, как система государственного управления, являющаяся основой государственного механизма, основана и базируется на одних принципиальных положениях:

- государственная служба, в зависимости  от ее вида, регулируется соответствующим  федеральным законом, устанавливающим  особенности ее административно-правового  статуса;

- государственная служба в РФ, составляет систему исполнения  задач государственной важности, причем, в реализации своих полномочий  виды государственных служб исполняют  весь комплекс задач государственного  управления – административных, налоговых, военных, правоохранительных  и многих других, в плотном  взаимодействии друг с другом. Законом не допускается разрешение  споров о компетенции и правомочности  различных ведомств и служб,  иначе как на основании федерального  закона;

- при реализации своих полномочий, различные службы выполняют административные  функции определения и правоприменения  законодательных установлений в  общественных и государственных  интересах;

- функционирование государственной  службы в системе общественных  правоотношений производится путем  реализации государственными служащими  их должностных прав и обязанностей;

- должностные лица государственных  служб подчиняются общим установлениям  о их деятельности, определяемым  исключительно на основании норм  федеральных законов (законов  субъектов федерации). Деятельность  и статусное положение государственного  служащего не может регулироваться  иным законом.

- граждане, в том числе и иностранные,  имеют в РФ равный доступ  к государственной службе, однако, доступ может быть обусловлен  наличием у претендента: требуемого стажа, специальных навыков, уровня образования, возраста и т.д., что обуславливается спецификой государственной службы;

- государственные служащие приобретают  права и обязанности лишь в  результате вступления (замещения)  должностей государственной службы. Порядок наделения государственного  служащего полномочиями устанавливается  профильным федеральным законом  о данном виде службы;

- административно-правовой статус  государственного служащего определяется  его должностным положением (занимаемой  лицом должностью), его правомочностью  и его должностной ответственностью. Законодательство о видах государственной  службы устанавливает пределы  правомочности лица указанием  на его должностные права. Пределы  должностной ответственности, помимо  федеральных законов о дисциплинарной  ответственности должностного лица, также устанавливаются гражданским,  трудовым, уголовным, административным  законодательством РФ.

Необходимость правового регулирования  государственной службы вытекает из самого содержания государственной службы. Государственный служащий имеет властные полномочия и поэтому необходима подробная регламентация его деятельности для наиболее полного исполнения обязанностей. Правовое регулирование государственной службы через регламентирование обязанностей государственных служащих обеспечивает эффективность осуществления государственной власти.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета»  от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ  РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954,

3. Федеральный  закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О  системе государственной службы  Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003 г. N 22. ст. 2063.

4. Федеральный  закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих