Правовой статус государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Определить понятие государственного служащего.
На основе понятия проследить принципы классификации госслужащих.
Изучение нормативно-правовой базы государственной службы.
Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ГЛАВА I. «Понятие государственного служащего и классификация госслужащих».
1.1. Понятие государственного служащего 5 стр.
1.2. Классификация государственных служащих 9 стр.
2. ГЛАВА II. «Правовой статус государственных служащих»
2.1. Права государственных служащих 11 стр.
2.2. Обязанности государственных служащих 14 стр.
2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой 15 стр.
2.4. Государственные гарантии при прохождении госслужбы 18 стр.
2.5. Ответственность государственных служащих 21 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    2.4 Государственные  гарантии при прохождении  госслужбы.

    Важнейшую роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и рядом других нормативных правовых актов. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего. Цель этих гарантий – сделать государственную службу привлекательной и престижной в глазах граждан.

    Гарантией являются прежде всего условия работы, обеспечивающие исполнение государственным  служащим своих должностных обязанностей.

    Первостепенное  значение имеют денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными актами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за исполнение функции государственного служащего.

    Денежное  содержание может выплачиваться  федеральным государственным служащим только за счет средств федерального бюджета. Такой порядок призван обеспечивать независимость государственного аппарата, политическую нейтральность и беспристрастность государственных служащих при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

    Государственному служащему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Сверх того государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

    Медицинское обслуживание государственного служащего  и членов его семьи осуществляется за счет федерального бюджета соответствующего субъекта Федерации. Государственные  служащие после выхода на пенсию пользуются медицинским обслуживанием в  лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Эти льготы распространяются и на членов их семей.

    Государственному  служащему гарантируется профессиональная переподготовка (переквалификация) и  повышение квалификации с сохранением  денежного содержания на период обучения.

    Гарантируется обязательность получения согласия государственного служащего на перевод  на другую государственную должность  государственной службы, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным  законом.

    Одной из важнейших гарантий является пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

    Государственный служащий имеет право на получение  пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

    Для государственного служащего предусмотрено  обязательное государственное страхование  на случай смерти, причинения вреда  здоровью, потери трудоспособности в  период прохождения государственной  службы или после ее прекращения, а также на случай уничтожения или повреждения имущества, которое связано с исполнением им должностных обязанностей.

    Государственному  служащему гарантируется защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

    Государственному  служащему в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами и нормативно-правовыми  актами субъектов Федерации возмещаются  расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Законодательством могут быть предусмотрены и иные гарантии.

    Важной  гарантией является установление специального правового положения государственного служащего при ликвидации и реорганизации  государственного органа.

    При ликвидации государственного органа или  сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же органе должна быть предложена другая должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

    При невозможности трудоустройства служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируется профессиональная переподготовка с сохранением на период переподготовки денежного содержания по занимаемой до увольнения должности и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной должности государственной службы.

    При увольнении в связи с ликвидацией  государственного органа или сокращением  штата государственному служащему  выплачивается средний заработок  по ранее занимаемой должности в течение 3-х месяцев (без зачета выходного пособия).

    В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией  он остается в Реестре государственных  служащих (с указанием «в резерве») с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.

    Таким образом, мы видим, что уровень социальной защиты государственных служащих довольно высок. Такой высокий уровень  государственных гарантий госслужащим  связан с тем, что госслужащие  являются «слугами государевыми» и от их деятельности напрямую зависит эффективность государственного управления. Важность института государственной службы подчеркивает еще и то, что согласно Конституции государственная служба является одной из форм участия граждан в управлении делами государства. Именно поэтому в п.4 ст.32 Конституции РФ32 закреплен принцип равного доступа к государственной службе.

    2.5 Ответственность  государственных  служащих.

    Ответственность государственных служащих наступает  за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативно-правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

    Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

    Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями являются:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы.

    Противоправное  виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных  обязанностей, не влекущее уголовной  ответственности, принято именовать  должностным (дисциплинарным) проступком.

    Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

    Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность. В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

    Для государственных служащих установлена  материальная ответственность. Она  выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной  проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной  власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

    Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативно-правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

    Именно  высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые  принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Таким образом, на основе всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что административно-правовой статус государственного служащего  нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

    До  сих пор не урегулированы законом  такие разновидности государственной  службы как правоохранительная и военная служба. Совокупность норм, регулирующих взаимоотношения чиновника и государства можно назвать особой отраслью права – служебным правом. Служебное право является базовым для государственного служащего и определяет его административно-правовой статус. Относительно новый закон о государственной гражданской службе некоторые исследователи даже называют «трудовым кодексом чиновников» во многом благодаря тому, что некоторые его положения во многом дублируют соответствующие нормы Трудового кодекса. Те взаимоотношения, которые не урегулированы служебным правом, регулируются нормами трудового законодательства.

    Не  следует забывать, что характерной  чертой современной бюрократической  системы, сформировавшейся в период «первичного накопления капитала» присущи существенные пороки, которые при отсутствии к ним должного внимания со стороны власти могут существенно снизить международный авторитет России, замедлить экономическое развитие.

    Таким образом, государственная служба как  современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.  
 
 
 
 

Информация о работе Правовой статус государственного служащего