Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:20, контрольная работа

Краткое описание

В статье 1 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Файлы: 1 файл

Основной текст.docx

— 35.85 Кб (Скачать)

1. Административно-правовой статус государственных служащих

        В статье 1 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Из этого  определения можно выделить четыре характерных признака государственной  должности:

1)ее принадлежность  только государственному органу;

2)объем полномочий  ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий  данного государственного органа;

3)оплата  труда по исполнению должностных  обязанностей производится за  счет средств, предусмотренных  соответственно федеральным бюджетом  и бюджетами субъектов Федерации;

4)государственный  служащий несет ответственность,  в соответствии с законодательством,  за действия либо бездействия,  связанные с исполнением должностных  обязанностей;

В зависимости  от вида государственной власти государственная  служба может быть:

1)в представительных  органах;

2)в судебных  органах;

3)в органах  исполнительной власти;

4)в иных  органах.

Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы, так называемые квалификационные разряды:

высшие государственные должности госслужбы (5-я группа);

главные государственные должности госслужбы (4-я группа);

ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа);

старшие государственные должности госслужбы (2-я группа);

младшие государственные должности госслужбы (1-я группа).

Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий:

1)представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции);

2)оперативный состав - государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов, например, юристы-консультанты;

3) вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют на содержание решений данного органа, например технические секретари.

1. Граждане, не состоящие на государственной  службе, но уполномоченные совершать  действия, которые влекут юридические  последствия. К данной категории  относятся нотариусы. 

В квалифицированные  требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются:

уровень профессионального  образования с учетом группы и  специализации государственной  должности;

стаж и  опыт работы по специальности;

уровень знаний законодательства применительно к  исполнению соответствующих должностных  обязанностей.

По результатам  государственного квалификационного  экзамена или аттестации государственным  служащим присваиваются квалификационные разряды:

государственным служащим, замещающим высшие государственные  должности, - действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2, и 3-го класса;

государственным служащим, замещающим ведущие государственные  должности, - государственный советник Российской Федерации 1, 2, и 3-го класса;

государственным служащим, занимающим старшие государственные  должности, - советник государственной  службы 1, 2 и 3-го класса;

государственным служащим, занимающим младшие государственные  должности, - референт государственной  службы 1, 2 и 3-го класса.

Для отдельных  видов государственной службы вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги  и т.д.

За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий.

Различие  в объеме и характере должностных  полномочий является основанием для  классификации государственных  служащих на три основные группы: должностные  лица, представители власти, вспомогательные  работники.

1. Должностные  лица. Понятие "должностное лицо" весьма часто встречается в  различных законодательных и  нормативных актах Российской  Федерации: в Конституции, Трудовом  кодексе, Уголовном кодексе, КоАП РФ и др.

Однако необходимо учитывать, что, например, определение  должностного лица, данное в Уголовном  кодексе (см. примечание к статье 285), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Те же положения восприняты и КоАП РФ (ст. 2.4).

2. К вспомогательным  работникам относятся государственные  служащие, наделенные служебными  обязанностями и правами совершать  только материально-технические  операции, необходимые для нормального  функционирования соответствующего  государственного органа. Однако  в их обязанности может входить  и совершение технических операций, имеющих юридическое значение, например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения.

К вспомогательным  работникам относятся технические  секретари, делопроизводители, экспедиторы  и др.

Особую категорию  должностных лиц образуют представители  административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные  лица, которые, наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти.

К представителям административной власти, например, относятся  сотрудники милиции, а также представители  различных контрольно-надзорных  служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).

Законные  требования представителей власти, вытекающие из предоставленных им государственно-властных полномочий, обеспечиваются мерами административного  воздействия.

Все государственные  служащие являются субъектами административного  права. Они обладают определенными  правами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.

Вместе с  тем законодательство предусматривает  некоторые ограничения служащих, вызванные интересами их службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права государственных служащих

Государственные служащие имеют право:

1)на ознакомление  с документами, определяющими  их права и обязанности по  занимаемой государственной должности,  критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, а также на организационно-технические  условия, которые необходимы для  исполнения ими должностных обязанностей;

2)на получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей;

3)на посещение  в установленном порядке для  исполнения должностных обязанностей  предприятий, учреждений и организаций  независимо от форм собственности;

4)принимать  решения и участвовать в их  подготовке в соответствии с  должностными обязанностями;

5)на участие  по своей инициативе в конкурсе  на замещение вакантной государственной  должности;

6_на продвижение  по службе, увеличение денежного  содержания с учетом результатов  и стажа работы, уровня квалификации;

7)на ознакомление  со всеми материалами своего  личного дела, отзывами о своей  деятельности и другими документами  до того, как их внесут в  личное дело, а также право  на приобщение к личному делу  своих объяснений;

8)на переподготовку  и повышение квалификации за  счет средств соответствующего  бюджета;

9)на пенсионное  обеспечение с учетом стажа  государственной службы;

10)на проведение  по требованию государственного  служащего служебного расследования  для опровержения сведений, порочащих  честь и достоинство;

11)на объединение  в профессиональные союзы или  ассоциации для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

12)вносить  предложения по совершенствованию  государственной службы в любые  инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, которые  связаны с государственной службой, в том числе по вопросам:

проведения  квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов;

содержания  выданных характеристик;

приема на государственную службу и ее прохождения;

реализации  прав государственного служащего;

перевода  на другую государственную должность;

по вопросам наложения дисциплинарной ответственности  на государственного служащего;

несоблюдения  гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего;

увольнения  с государственной службы.

 

 

 

 

 

 

3. Обязанности государственных служащих

Наряду с  перечисленными правами государственный  служащий наделен и рядом обязанностей:

I) государственный  служащий обязан обеспечивать  поддержку конституционного строя  и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов  и законов субъектов РФ, в том  числе регулирующих сферу его  полномочий;

1)также он  должен добросовестно исполнять  должностные обязанности;

2)обеспечивать  соблюдение и защиту прав и  законных интересов граждан;

3)исполнять  приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением тех, которые противоречат закону;

4)в пределах  своих должностных обязанностей  своевременно рассматривать обращения  граждан и общественных объединений,  а так же предприятий, учреждений  и организаций, государственных  органов и органов местного  самоуправления и принимать по  ним решения в порядке, который  установлен федеральными законами  и законами субъектов РФ;

5)соблюдать  установленные в государственном  органе правила внутреннего трудового  распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной  информацией;

6)поддерживать  уровень квалификации, достаточный  для исполнения своих должностных  обязанностей;

7)хранить  государственную и иную охраняемую  законом тайну, а также не  разглашать ставшие ему известными  в связи с исполнением должностных  обязанностей сведения, затрагивающие  частную жизнь, честь и достоинство  граждан.

Сама по себе государственная служба предусматривает  соблюдение ряда ограничений:

Государственный служащий не вправе:

1)заниматься  другой оплачиваемой деятельностью,  кроме педагогической, научной и  иной творческой деятельности;

2)быть депутатом  законодательного (представительного)  органа Российской Федерации,  законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

3)заниматься  предпринимательской деятельностью  лично или через доверенных  лиц;

4)состоять  членом органа управления коммерческой  организации, если иное не предусмотрено  федеральным законом или если  в порядке, установленном федеральным  законом и законами субъектов  Российской Федерации, ему не  поручено участвовать в управлении  этой организацией;

5)поверенным  или представителем по делам  третьих лиц в государственном  органе, в котором он состоит  на государственной службе либо  который непосредственно подчинен  или непосредственно подконтролен  ему;

6)использовать  в неслужебных целях средства  материально-технического, финансового  и информационного обеспечения,  другое государственное имущество  или служебную информацию;

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих