Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:03, научная работа

Краткое описание

Учебная: - дать представление о институте государственная служба,
- формирование правосознания юриста.
Воспитательная: воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов
Развивающая: - совершенствование навыков работы с юридическими терминами
-выявление пробелов в знаниях и их устранение
Метод проведения занятия: Устное изложение материала лекции.

Файлы: 1 файл

T_4_Administrativno-pravovoy_status_gosudarstve.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра УАП и АД ОВД

 

Административное право

 

 

                                                 Научная работа

 

 

по теме № 4: «Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности – 030501.65

 

 

 

 

Подготовил:

Заместитель начальника кафедры

УАП и АД ОВД майор милиции

 

Обсуждена и одобрена на

заседании методической секции кафедры

 «___»                         2008 года

Протокол №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород – 2008

 

 

 

 

Цели лекции:

Учебная: - дать представление о институте государственная служба,

- формирование правосознания юриста.

Воспитательная: воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов

Развивающая: - совершенствование навыков работы с юридическими терминами

-выявление пробелов в знаниях  и их устранение

Метод проведения занятия: Устное изложение материала лекции.

 

Примерное распределение учебного времени :

 

Страницы

Вступительная часть – 5 минут

3-4

Учебные вопросы :

1. Понятие, виды и принципы государственной службы - 20 минут.

5-19

2.Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих - 25 минут.

20-43

3.Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы – 25 минут.

 

Заключительная часть (подведение итогов) – 5 минут

43


 

Литература:

1. Административное право: учебник: в 2 ч. Ч.1 / авт. кол.: Т.М. Занина, Ю.Н. Канибер, В.А. Кудин, С.А. Сойников – М.: ЦОКР  МВД России, 2005. 

2. Административное право: учебник: в 2 ч. Ч.2 / авт. кол.: В.Б. Белоусов, Д.А. Газизов, В.В. Головко и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. 

3. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. Административное право: учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2006.

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.07.2008) .
  2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007) .
  3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 16.03.2007, с изм. от 05.04.2007).
  4. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ред. от 02.03.2008).

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

В современных российских условиях разделение службы на виды с учетом перспектив ее развития проводится в нашем законодательстве также применительно к социальной структуре общества и государственному механизму.

Следует выделить, прежде всего, такой вид службы, как государственная служба. Выделение ее на первое место оправдывается как наибольшей численностью государственных служащих в сравнении с другими группами служащих, так и правовым регулированием: государственная служба -наиболее отрегулированный и обеспеченный в правовом отношении вид службы, другие виды службы заимствуют для регулирования своих служебных отношений многие нормы государственной службы.

Государственные служащие, составляющие государственную службу и ее осуществляющие, служат государству, выполняют государственные задачи и задания. Но что такое государство в рассматриваемой ситуации? Это государственный аппарат, т.е. те же государственные служащие. Выходит, государственные служащие служат сами себе? Увы, и такое бывает. Поэтому более точным будет сказать, что государственные служащие выполняют волю государства, выраженную в его предписаниях, - в законе, других нормативных правовых актах. В правовом государстве государственный служащий служит закону, а не должностным лицам. Только в этом случае государственная служба способна выполнять свое предназначение, решать конкретные задачи, обеспечить социальную и правовую защиту каждого государственного служащего и всего их контингента.

Вторым признаком государственной службы является оплата труда государственных служащих: он оплачивается государством, притом, как правило, из государственного бюджета.

Наконец, отметим и ту особенность государственной службы, что организация государственной службы и деятельность государственных служащих регулируется государственными предписаниями в виде законов о службе, указами и иными нормативными правовыми актами.

 

Вопрос 1. Понятие, виды и принципы государственной службы

 

Слово «служба» имеет несколько значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти (Федеральная Служба безопасности), так и структурное подразделение органа исполнительной власти (служба общественной безопасности УВД). В данном случае служба понимается как вид деятельности.

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской  Федерации;

- федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской  Федерации;

-   органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

-  лиц, замещающих  должности, устанавливаемые Конституцией  Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного   исполнения полномочий федеральных государственных органов;

-    лиц,    замещающих   должности,   устанавливаемые    конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов   Российской Федерации.

Следует отметить, что понятие «государственная служба» употребляется в широком и узком смысле. В узком смысле это деятельность в государственных органах по непосредственной реализации их задач и функций, а в широком - как в государственных органах, так и в государственных организациях (если эта деятельность непроизводственного характера).

 

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственная служба не однородна. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная  гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная  служба.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

В свою очередь, государственная гражданская служба, в соответствии с конституционным принципом федерализма, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную гражданскую службу субъекта РФ, правовое регулирование которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на военных должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы государственной службы.

Государственная служба в России регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ.

Нормативно-правовой основой, регулирующей государственно-служебные отношения, являются следующие законодательные и иные нормативные акты: Конституция РФ; Декларация прав и свобод человека и гражданина; международные правовые документы, регламентирующие прохождение государственной службы (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г); конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера; уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов РФ; специальные федеральные законы и иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы («О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24 июля 2004 г., «О статусе судей в Российской федерации» от 26 июня 1992 г., «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1992г.); указы Президента, регламентирующие важнейшие вопросы государственной службы («О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854; «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 848; «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января 1996г. № 123 и другие); постановления Правительства РФ («О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 июля 1993 г. № 720; «Положение о межведомственной комиссии по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и ее состав» от 11 августа 1995 г. № 805); нормативно-правовые акты, принимаемые различными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти РФ (Приказ МВД РФ «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту» от 19 июля 1999г. № 526).

Принципы государственной службы

Принципы — это идеи, лежащие в основе организации и осуществления государственной службы.

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (статья 3) установлены следующие принципы государственной службы:

1.  Федерализм   —   обеспечивает   единство   системы   государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.  Законность.

3.  Приоритет  прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4.  Равный доступ  к государственной службе.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6.  Взаимосвязь  государственной службы и муниципальной  службы.

7.Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8.  Профессионализм  и компетентность государственных  служащих.

9.Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная должность — постоянное государственное служебное место, предусмотренное организационной структурой, штатным расписанием, с соответствующей частью компетенции государственного органа, предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осуществления1.

Должности государственной службы подразделяются по характеру государственных полномочий и виду деятельности на следующие категории:

1)  руководители  — должности руководителей и  заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2)  помощники (советники) — должности, учреждаемые  для содействия лицам, замещающим  государственные должности, а также  руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности