Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:03, научная работа

Краткое описание

Учебная: - дать представление о институте государственная служба,
- формирование правосознания юриста.
Воспитательная: воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов
Развивающая: - совершенствование навыков работы с юридическими терминами
-выявление пробелов в знаниях и их устранение
Метод проведения занятия: Устное изложение материала лекции.

Файлы: 1 файл

T_4_Administrativno-pravovoy_status_gosudarstve.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

3)   специалисты  — должности,  учреждаемые для  профессионального обеспечения осуществления государственными органами своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4)  обеспечивающие  специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного,    документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

- высшие должности  государственной службы;

- главные должности  государственной службы;

- ведущие должности  государственной службы;

- старшие должности  государственной службы;

- младшие должности  государственной службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» относятся соответственно к высшей, главной и ведущей группам должностей государственной службы.

Должности категории «специалисты» относятся соответственно к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей государственной службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» относятся соответственно к главной, ведущей, старшей и младшей группам должностей государственной службы.

Классные чины государственной службы присваиваются государственным служащим в соответствии с замещаемой должностью.

Государственным служащим, замещающим должности государственной службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Государственным служащим, замещающим должности федеральной государственной службы высшей группы, присваиваются классные чины государственной службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса.

Государственным служащим, замещающим должности федеральной государственной службы главной группы, присваиваются классные чины государственной службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса.

Государственным служащим, замещающим должности государственной службы ведущей группы, присваиваются классные чины государственной службы — советник государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Государственным служащим, замещающим должности государственной службы старшей группы, присваиваются классные чины государственной службы — референт государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Государственным служащим, замещающим должности государственной службы младшей группы, присваиваются классные чины государственной службы — секретарь государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Классные чины государственной службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классные чины федеральной государственной службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются Правительством Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах указанные классные чины присваиваются руководителем федерального государственного органа. Иные классные чины государственной службы присваиваются представителем нанимателя.

Квалификационные требования по должностям государственной службы устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.

 

Вопрос 2. Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих

 

Классификация государственных служащих.

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

При классификации используются различные критерии: по характеру выполняемой служащим работы; по органам, где работают служащие; по характеру должностных функций; по масштабу деятельности органов, в которых работают служащие; по характеру полномочий государственных служащих.

По характеру выполняемой работы служащие подразделяются на служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства и чей труд носит организационный, управленческий характер; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций,' деятельность которых характеризуется организацией производственных процессов, социально-культурной и иной деятельности, направленной на выполнение задач, возложенных на соответствующие предприятия, учреждения, организации.

По органам, где работают служащие, последние подразделяются на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных и иных государственных органов.

По характеру должностных функций служащие подразделяются на руководителей, помощников, специалистов, обеспечивающих специалистов.

По масштабу деятельности органов, в которых работают служащие, последние подразделяются на федеральных служащих и служащих субъектов федерации.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и вспомогательный персонал. К должностным лицам относятся государственные служащие, наделенные правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, т.е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Должностные лица издают правовые акты (приказы, распоряжения и т.п.), совершают регистрационные действия, ведают денежными и материальными средствами и др. К вспомогательному персоналу (составу) относятся государственные служащие, деятельность которых, как правило, не влечет юридических последствий. Они совершают материально-технические операции, т.е. обеспечивают служебную деятельность руководителей, представителей административной власти, специалистов и других должностных лиц, создают необходимые условия для выполнения ими служебных обязанностей. Служащие, относящиеся к вспомогательному персоналу, оформляют и хранят документы, выполняют статистические и счетные операции и т.п. В их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение, например, регистрация работником канцелярии поступившего в орган сообщения, заявления или жалобы имеет юридическое значение, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения. К вспомогательному персоналу (составу) относятся технические секретари, делопроизводители и др.

Классификация военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других служб имеет свои особенности. Так, сотрудники органов внутренних дел подразделяются на рядовой и начальствующий состав.

Административно-правовой статус государственных служащих.

Государственные служащие обладают общеправовым, служебным и административно-правовым статусом. Возложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами производятся в целях успешного осуществления функций по занимаемой должности.

Служебные обязанности и права государственных служащих подразделяются на общие, распространяющиеся на всех служащих; специальные, предназначенные для выполнения функций по конкретной должности; личные.

Государственный служащий обязан:

1)  соблюдать  Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2)  исполнять  должностные обязанности в соответствии  с должностным регламентом;

3)    исполнять   поручения   соответствующих   руководителей,   данные в пределах их  полномочий,  установленных законодательством Российской Федерации;

4)  соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы граждан и организаций;

5)  соблюдать  установленные в государственном  органе правила служебного распорядка;

6)  поддерживать  уровень квалификации, необходимый  для надлежащего исполнения должностных  обязанностей;

7) сохранять государственную  и иную охраняемую законом  тайну, а также не разглашать  ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан;

8) беречь государственное  имущество, предоставленное ему  для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять  в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, о своих доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о  выходе из гражданства Российской  Федерации или приобретении гражданства другого государства;

11)  соблюдать  ограничения, выполнять обязательства  и требования служебного поведения.

Государственный служащий наделен следующими общими служебными правами:

1) на обеспечение  надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2)  на ознакомление  с должностным регламентом и  иными документами, определяющими  его права и обязанности, с  критериями оценки исполнения  должностных обязанностей, показателями  результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста;

3) на получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

4)  на доступ  в установленном порядке к  сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

5)  на доступ  в установленном порядке в  связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации;

6)   на  профессиональную  переподготовку,   повышение  квалификации, стажировку в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Специальные обязанности и права государственных служащих являются производными от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от занимаемой служащим государственной должности. Служащий выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности. Специальные обязанности и права предусматриваются в законах, подзаконных актах (уставах, положениях, должностных инструкциях и других нормативно-правовых актах). Так, обязанности и права сотрудников милиции определены в законе «О милиции», обязанности и права участкового инспектора милиции содержатся также в соответствующей инструкции, регламентирующей его службу.

При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении незаконного указания, приказа служащий должен руководствоваться законом. Государственный служащий не может быть ограничен решениями политических партий, объединений и массовых движений, преследующих политические цели. За противоправные действия, бездействие, ненадлежащее исполнение обязанностей служащий несет юридическую ответственность.

Государственный служащий обладает личными правами. Он имеет право на:

1) отдых, обеспечиваемый  установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков;

2) оплату труда  и другие выплаты в соответствии  с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) ознакомление  с отзывами о его профессиональной  служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;

4) защиту сведений  о персональных данных;

5) должностной  рост на конкурсной основе;

6) проведение по его заявлению служебной проверки;

7) защиту своих  прав и законных интересов  на государственной службе, включая  обжалование в суд при их  нарушении;

8)  медицинское  страхование в соответствии с  настоящим Федеральным законом, федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;

9)  государственную  защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей  семьи, а также принадлежащего  ему имущества;

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности