Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:03, научная работа

Краткое описание

Учебная: - дать представление о институте государственная служба,
- формирование правосознания юриста.
Воспитательная: воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов
Развивающая: - совершенствование навыков работы с юридическими терминами
-выявление пробелов в знаниях и их устранение
Метод проведения занятия: Устное изложение материала лекции.

Файлы: 1 файл

T_4_Administrativno-pravovoy_status_gosudarstve.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

10)  государственное  пенсионное обеспечение в соответствии  с федеральным законом.

Ограничения служащих, вызванные интересами службы. Служащие государственных органов не вправе:

1) участвовать  на платной основе в деятельности  органа управления коммерческой организации, кроме случаев, установленных федеральным законом;

2)   осуществлять  коммерческую  или  предпринимательскую деятельность;

3)  приобретать  в случаях, установленных Федеральным  законом, ценные бумаги, по которым  может быть получен доход;

4) быть поверенным  или представителем по делам  третьих лиц, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

5)  получать  в связи с исполнением должностных  обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;

6) выезжать в  связи с исполнением должностных  обязанностей за границу за  счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;

7)  использовать  в целях, не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8)  разглашать  или использовать в целях, не  связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии  с федеральным законом к конфиденциальной или служебной информации, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные  высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) использовать  должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;

11)  использовать  должностные полномочия в интересах  политических партий, общественных  и религиозных объединений, иных  организаций, а также публично  выражать отношение к ним в качестве государственного служащего, если это не входит в должностные обязанности;

12)  создавать  или способствовать созданию  в государственных органах структур  политических партий, общественных  и религиозных объединений.

 

Вопрос 3. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы

 

Под прохождением государственной службы понимается система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений:

- прием (зачисление) на государственную службу;

- аттестация  государственных служащих;

- перемещение  по службе;

- стимулирование  служебной деятельности служащих;

- ответственность  государственных служащих;                                        

- прекращение  государственной службы.

Порядок прохождения государственной службы определяется законами и иными правовыми актами с учетом вида государственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей.

Прием (зачисление) на государственную службу.

Право поступления на государственную службу, как правило, имеют граждане, достигшие возраста 18 лет. Должности государственных служащих замещаются в порядке назначения, выборов, конкурса, по контракту.

Гражданин не может быть принят или продолжать находиться на государственной службе в случаях:

1)  признания  его недееспособным или ограниченным  в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

2)  осуждения  его к наказанию, исключающему  возможность исполнения должностных  обязанностей на государственной  службе Российской Федерации, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия судимости;

3)  отказа от  прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  законом тайну;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства  или свойства с государственным  служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) несоблюдения  требований к служебному поведению;

7) утраты гражданства  Российской Федерации;

8)  наличия  гражданства другого государства (государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации;

9)  представления  заведомо ложных сведений при  поступлении на государственную службу.

Назначение на должность производит компетентный государственный орган или должностное лицо путем издания соответствующего юридического акта (приказа и др.). С момента издания акта о назначении на должность на служащего возлагается осуществление должностных функций, обязанностей и прав. В порядке назначения замещается большинство должностей государственных служащих.

Выборы применяются при замещении ограниченного круга государственных должностей. Например, избрание Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России и иных должностных лиц. Суть этого способа замещения должностей состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания на должность.

Конкурс как способ замещения государственных должностей состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс на замещение государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации. По конкурсу замещаются некоторые категории должностей федеральных органов исполнительной власти и др.

Контрактная форма поступления на службу состоит в том, что орган (руководитель органа) заключает с гражданином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на определенный срок. В контракте указываются условия службы, обязанности и права сторон. На основании контракта издается приказ о назначении гражданина на должность. Контрактная форма применяется, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в Вооруженные Силы и др.

Для гражданина, впервые назначенного на государственную должность или назначенного на должность иной группы и вида, устанавливается испытательный срок. Продолжительность испытательного срока зависит от занимаемой должности. Так, по Положению о федеральной государственной службе устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев.

Для ряда категорий государственных служащих вступление в должность сопровождается обязательным принесением присяги.

В некоторых видах государственной службы (федеральная государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел и др.) служащим, занимающим соответствующие должности, присваиваются классные чины, воинские или специальные звания и др.

Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени, заработная плата, отпуск, социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации.

Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений. При исполнении обязанностей и реализации предоставленных прав служащий вступает в правовые, в том числе и административно-правовые, отношения с иными субъектами права как внутри органа, где он служит, так и вне него.

Аттестация государственных служащих.

В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям проводится их аттестация. Она может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени (как правило, не реже одного раза в три-четыре года). Внеочередная аттестация проводится в связи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др. Аттестации не подлежат государственные служащие, замещающие должности государственной службы категорий «руководители» и «помощники», с которыми заключен срочный служебный контракт.

Порядок проведения аттестации регулируется нормами ряда законов, положений о службе, специальными положениями об аттестации служащих. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации — оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии.

Перемещение по службе.

Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность:

-  вышестоящую  — в порядке продвижения по службе с согласия работника;

- равнозначную  — с согласия служащего, при  необходимости замещения другой  должности либо для более целесообразного  использования служащего с учетом  его деловых, личных качеств и  профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

-  нижестоящую  — при сокращении штатов или  занимаемой должности при невозможности  перемещения на равнозначную  должность, с согласия служащего; по состоянию здоровья; по личной просьбе; по служебному несоответствию — в аттестационном порядке; в дисциплинарном порядке — в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.

 

Поощрения и ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность и ее виды

 

Льготы — установленные законодательством преимущества, предоставляемые служащим тех или иных категорий в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Например, льготы могут быть по налогам, медицинскому обслуживанию, перевозкам и т.д. Льготы предоставляются федеральным государственным служащим, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др.

Меры поощрения. За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения. По содержанию меры поощрения могут быть моральными, материальными и смешанными.

К мерам поощрения, предусмотренным законодательством о труде, относятся: объявление благодарности, денежная премия, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета, на Доску почета.

Положениями о службе, предусматривающими особенности прохождения службы, кроме указанных предусматриваются и иные меры поощрения. Так, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные меры поощрения: награждение именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания и др.

Служащие могут быть награждены государственными премиями, почетными знаками и иными мерами поощрения.

За выдающиеся заслуги перед государством служащие могут быть удостоены государственных наград.

Ответственность государственных служащих.

В зависимости от характера правонарушений, совершаемых государственными служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность. Основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок, т.е. виновное нарушение правил государственной службы, невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, упущение по службе — нарушение служебной дисциплины.

Служебная дисциплина — обязательное для государственных служащих соблюдение правил служебного распорядка, должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами государственного органа, служебным контрактом.

Отдельные категории государственных служащих в силу особого характера выполняемых ими обязанностей (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.) отвечают в дисциплинарном порядке также за проступки, не связанные с нарушением служебной дисциплины. Уставами и другими нормативными актами о дисциплине работников некоторых категорий предусматривается дисциплинарная ответственность за недостойное поведение в общественных и иных местах и при неисполнении служебных обязанностей. Дисциплинарное взыскание на государственного служащего может налагать орган или руководитель, имеющий право назначать служащего на государственную должность.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих» для курсантов факультета «Юриспруденция» по специальности