Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:03, научная работа
Учебная: - дать представление о институте государственная служба,
- формирование правосознания юриста.
Воспитательная: воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов
Развивающая: - совершенствование навыков работы с юридическими терминами
-выявление пробелов в знаниях и их устранение
Метод проведения занятия: Устное изложение материала лекции.
10) государственное
пенсионное обеспечение в
Ограничения служащих, вызванные интересами службы. Служащие государственных органов не вправе:
1) участвовать
на платной основе в
2) осуществлять коммерческую или предпринимательскую деятельность;
3) приобретать в случаях, установленных Федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
5) получать
в связи с исполнением
6) выезжать в
связи с исполнением
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8) разглашать
или использовать в целях, не
связанных с гражданской
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
10) использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;
11) использовать
должностные полномочия в
12) создавать
или способствовать созданию
в государственных органах
Вопрос 3. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
Под прохождением государственной службы понимается система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений:
- прием (зачисление) на государственную службу;
- аттестация государственных служащих;
- перемещение по службе;
- стимулирование
служебной деятельности
- ответственность
государственных служащих;
- прекращение государственной службы.
Порядок прохождения государственной службы определяется законами и иными правовыми актами с учетом вида государственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей.
Прием (зачисление) на государственную службу.
Право поступления на государственную службу, как правило, имеют граждане, достигшие возраста 18 лет. Должности государственных служащих замещаются в порядке назначения, выборов, конкурса, по контракту.
Гражданин не может быть принят или продолжать находиться на государственной службе в случаях:
1) признания
его недееспособным или
2) осуждения
его к наказанию, исключающему
возможность исполнения
3) отказа от
прохождения процедуры
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5) близкого родства
или свойства с
6) несоблюдения
требований к служебному
7) утраты гражданства Российской Федерации;
8) наличия
гражданства другого
9) представления заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу.
Назначение на должность производит компетентный государственный орган или должностное лицо путем издания соответствующего юридического акта (приказа и др.). С момента издания акта о назначении на должность на служащего возлагается осуществление должностных функций, обязанностей и прав. В порядке назначения замещается большинство должностей государственных служащих.
Выборы применяются при замещении ограниченного круга государственных должностей. Например, избрание Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России и иных должностных лиц. Суть этого способа замещения должностей состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания на должность.
Конкурс как способ замещения государственных должностей состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс на замещение государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации. По конкурсу замещаются некоторые категории должностей федеральных органов исполнительной власти и др.
Контрактная форма поступления на службу состоит в том, что орган (руководитель органа) заключает с гражданином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на определенный срок. В контракте указываются условия службы, обязанности и права сторон. На основании контракта издается приказ о назначении гражданина на должность. Контрактная форма применяется, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в Вооруженные Силы и др.
Для гражданина, впервые назначенного на государственную должность или назначенного на должность иной группы и вида, устанавливается испытательный срок. Продолжительность испытательного срока зависит от занимаемой должности. Так, по Положению о федеральной государственной службе устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев.
Для ряда категорий государственных служащих вступление в должность сопровождается обязательным принесением присяги.
В некоторых видах государственной службы (федеральная государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел и др.) служащим, занимающим соответствующие должности, присваиваются классные чины, воинские или специальные звания и др.
Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени, заработная плата, отпуск, социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации.
Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений. При исполнении обязанностей и реализации предоставленных прав служащий вступает в правовые, в том числе и административно-правовые, отношения с иными субъектами права как внутри органа, где он служит, так и вне него.
Аттестация государственных служащих.
В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям проводится их аттестация. Она может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени (как правило, не реже одного раза в три-четыре года). Внеочередная аттестация проводится в связи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др. Аттестации не подлежат государственные служащие, замещающие должности государственной службы категорий «руководители» и «помощники», с которыми заключен срочный служебный контракт.
Порядок проведения аттестации регулируется нормами ряда законов, положений о службе, специальными положениями об аттестации служащих. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации — оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии.
Перемещение по службе.
Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность:
- вышестоящую — в порядке продвижения по службе с согласия работника;
- равнозначную
— с согласия служащего, при
необходимости замещения
- нижестоящую
— при сокращении штатов или
занимаемой должности при
Поощрения и ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность и ее виды
Льготы — установленные законодательством преимущества, предоставляемые служащим тех или иных категорий в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Например, льготы могут быть по налогам, медицинскому обслуживанию, перевозкам и т.д. Льготы предоставляются федеральным государственным служащим, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др.
Меры поощрения. За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения. По содержанию меры поощрения могут быть моральными, материальными и смешанными.
К мерам поощрения, предусмотренным законодательством о труде, относятся: объявление благодарности, денежная премия, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета, на Доску почета.
Положениями о службе, предусматривающими особенности прохождения службы, кроме указанных предусматриваются и иные меры поощрения. Так, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные меры поощрения: награждение именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания и др.
Служащие могут быть награждены государственными премиями, почетными знаками и иными мерами поощрения.
За выдающиеся заслуги перед государством служащие могут быть удостоены государственных наград.
Ответственность государственных служащих.
В зависимости от характера правонарушений, совершаемых государственными служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность. Основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок, т.е. виновное нарушение правил государственной службы, невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, упущение по службе — нарушение служебной дисциплины.
Служебная дисциплина — обязательное для государственных служащих соблюдение правил служебного распорядка, должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами государственного органа, служебным контрактом.
Отдельные категории государственных служащих в силу особого характера выполняемых ими обязанностей (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.) отвечают в дисциплинарном порядке также за проступки, не связанные с нарушением служебной дисциплины. Уставами и другими нормативными актами о дисциплине работников некоторых категорий предусматривается дисциплинарная ответственность за недостойное поведение в общественных и иных местах и при неисполнении служебных обязанностей. Дисциплинарное взыскание на государственного служащего может налагать орган или руководитель, имеющий право назначать служащего на государственную должность.