Основы административно-правового статуса государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:45, доклад

Краткое описание

Государственный служащий России, как и всякий субъект права — гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей.

Файлы: 1 файл

административно-провавой статус.docx

— 26.55 Кб (Скачать)

§ 5. Основы административно-правового статуса  государственных служащих

Государственный служащий России, как и всякий субъект права  — гражданин РФ, имеет права, свободы  и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права  и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.

Например, для должности  руководителя характерны следующие  полномочия:

руководство деятельностью  подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих и персональная ответственность за выполнение возложенных на них задач;

распределение обязанностей между подчиненными работниками  и установление степени их ответственности  за выполнение ими своих обязанностей;

утверждение положений и  должностных инструкций, определяющих объем должностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих;

специальные права по изданию  нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию руководителя, организация и координация работы подчиненных;

полномочия по распоряжению собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов), назначению на должность и освобождению от должности работников, их поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности;

права по взаимодействию с  другими организациями, применению специфических форм и методов  работы.

Общие права и  обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.

Каждый государственный  служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности имеет право на:

ознакомление с документами, определяющими его права и  обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих  обязанностей;

посещение в установленном  порядке для исполнения своих  обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

принятие решений и  участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;

участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной  должности;

продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов  и стажа работы, уровня квалификации;

ознакомление со всеми  материалами своего личного дела, отзывами и другими документами  до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

пенсионное обеспечение  с учетом стажа государственной  службы;

проведение служебного расследования  для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

внесение в любые инстанции  предложений по совершенствованию  государственной службы.

Из числа названных особого внимания заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе. Это право (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе.

Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого  служащего, пока он находится на государственной службе. Однако о фактическом наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Если же, например, у него нет требуемого по высшей должности образования, стажа работы на соответствующих должностях либо в последней аттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвижения по службе, следует считать, что у него нет для этого оснований.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

обеспечивать поддержку  конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных  законов и законов субъектов  Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

добросовестно исполнять  должностные обязанности;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов  граждан;

исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

в пределах своих должностных  обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;

соблюдать установленные  в государственном органе правила  внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;

поддерживать уровень  квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

хранить государственную  и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь  и достоинство граждан.

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно  принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов, которые имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения и запреты должны препятствовать злоупотреблениям, проявлениям коррупции.

Государственному служащему  запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме той, которая диктуется занимаемой в государственном органе должностью. Имеется лишь одно исключение: ему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или иной творческий характер.

Исходя из принципа разделения властей государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему запрещено лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей целью получение прибыли.

Государственному служащему  не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т. д.), за исключением случаев, когда федеральным законом или законами субъектов Федерации ему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией. Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

Государственному служащему  запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждение в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим запретом преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если это касается незаконного получения вознаграждения в любой форме (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха и т. п.).

Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, а именно, выезжать в служебные  командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением  служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности соответствующих органов.

Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические  требования: он не вправе принимать  без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных  государств, международных и иностранных  организаций. Он не может также принимать  участие в забастовках.

Учитывая существующую в  стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним — он должен быть нейтральным.

Государственный служащий обязан в порядке, установленном законом, передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Гражданин при поступлении  на государственную службу, а государственный служащий — ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Порядок представления этих сведений определен Указом Президента от 15 мая 1997 г.*

 
 





 

* СЗ РФ. 1997 .№20. Ст. 2239.

Как видим, запреты и ограничения, установленные для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», достаточно значимы.

Важную роль в обеспечении  эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и  существенные гарантии, установленные законодательством для государственного служащего. Ему гарантируются: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;

переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением  денежного содержания за период обучения; обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.

Государственному служащему  в зависимости от условий прохождения государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.


Информация о работе Основы административно-правового статуса государственных служащих