Правовой статус государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:43, доклад

Краткое описание

Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы этого института.

Файлы: 1 файл

Бородин И.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

     Бородин И.А., Ураев Р.Р. 

     Правовой  статус государственного служащего  

     Институт  государственной службы включает в  себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы этого института.

     Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной службы, направлено прежде всего на установление правового  статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению, правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. Г.В. Мальцев пишет: "Система прав и обязанностей сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем».

     Таким образом, правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.

     Правовой  статус государственных служащих зависит  также от условий, в которых протекает  государственная служба. Поэтому  особенности статуса государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно- правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.

     Особенности правового статуса различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу.

     Правовое  регулирование централизованно  строится на началах субординации, т.е. по принципу "власть - подчинение", соблюдение дисциплины, ответственности нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц.

     В структуру института правового статуса государственного служащего входит также присвоение ему квалификационного разряда (чина).

     Квалификационные  разряд присваиваются последовательно  от более низких к более высоким  в соответствии с уровнем его  общего и профессионального образования, оценкой работы по последней и ранее занимаемым должностям. Квалификационный разряд дает право быть кандидатом на соответствующую должность.

     В последнее время статус государственного служащего пополнился новыми установлениями, ранее являвшимися предметом изучения и регулирования других отраслей права и отраслевого законодательства, например трудового или

     Гражданам, претендующим на должность в государственной  службе, необходимо иметь соответствующее  профессиональное образование по специализации государственных должностей. Специализация государственных должностей устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

     Государственный орган власти предполагает наличие  у государственных служащих умения самостоятельно и квалифицированно вести дела, решать многоплановые  административные задачи.  

Список Используемой Литературы: 

      1. Агеева  Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. Л.: Изд. Инфра - М, 2009, с. 238.
      2. Алехин А.П., Административное право Учеб.: М.: ТЕИС, 2004.
      3. Атаманчук Г,В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юрид. лит., 2009, с.229.
      4. Атаманчук Г.В. Государственная служба как сфера управления//Т Тробл. теории и практики управления. 2004. N 4. с. 229.
      5. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти //Государство и право. 2006, С.320.
      6. Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб.: Часть общая. М.: БЕК, 2003. с.623.
      7. Варламов К., Кадры и социальное управление //Пробл. теории и практики управления. 2002, с368.
      8. Волошина В.В. Правовые проблемы регулирования государственной службы в Российской Федерации; Автореф. Дис., канд. юрид. наук. М., 2006.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего