Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 00:12, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: Определение понятия государственного служащего; На основе понятия проследить принципы классификации госслужащих; Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент; Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего;
Оглавление
Введение Глава 1. Понятие государственного служащего 2 Глава 2 Классификация государственных служащих. Глава 3. Правовой статус государственного служащего 1. Права государственного служащего 13 2. Обязанности государственного служащего 15 3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой 16 4. Ответственность государственных служащих 27 Заключение 31
Глава 3. Правовой статус государственного
служащего
1. Права государственного
служащего 13
2. Обязанности
государственного служащего 15
3. Ограничения
и запреты, связанные с государственной
службой 16
4. Ответственность
государственных служащих 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
Государственная служба является неотъемлемой
частью государства, ибо благодаря её
существованию достигается две цели: осуществляется
государственное управление, а также обеспечивается
конституционное право каждого гражданина
принимать участие в этом управлении.
Рассмотрение административно – правового
статуса госслужащих, а также их классификация
позволит нам более полно понять ту важность
данного института для нашего общества
и государства, которую трудно переоценить
в условиях непрерывно меняющегося времени.
Государственная служба - важнейший административно-правовой
институт, которому в системе административно-правового
регулирования отведена ведущая роль
для обеспечения государственного управления.
Целью данной работы является
формирование целостного представления
о государственном служащем, его административно
– правовом статусе. Правовой статус в
свою очередь поможет нам уяснить классификацию
госслужащих. Достижение этой цели зависит
от решения следующих задач:
Определение понятия государственного
служащего;
На основе понятия проследить
принципы классификации госслужащих;
Изучение нормативно – правовой
базы государственной службы в настоящий
момент;
Определение и оценка всех элементов
правового статуса госслужащего;
Выявление пробелов и недостатков
и определение перспектив развития российского
законодательства и правоприменительной
практики в данной области;
Существенным вкладом в развитие
теории государственной службы стали
работы таких ученых, как А.А. Гришковец
и В.А. Козбаненко. Комплексное и очень
серьезное, с научно-практической точки
зрения, исследование основополагающих
вопросов государственной службы содержится
в трудах А.Ф. Ноздрачева.
Глава 1. Понятие государственного
служащего.
Начиная с конца 50-х годов в
литературе предпринималось немало попыток
охарактеризовать понятие «государственный
служащий». В конечном итоге все авторы
приходили к выводу, что следует различать
понятия «государственный служащий» в
широком и узком смыслах слова.
Если строго следовать положениям
Федерального закона «О системе государственной
службы Российской Федерации»1, то государственный служащий
— это лицо, профессионально осуществляющее
служебную деятельность на должностях
государственной службы по обеспечению
исполнения полномочий Российской Федерации
и ее субъектов, государственных органов,
а также лиц, занимающих государственные
должности Российской Федерации и субъектов
РФ, а также получающее денежное содержание
(вознаграждение, довольствие) за счет
средств федерального бюджета или бюджета
соответствующего субъекта РФ. Несколько
иное определение государственного служащего
дает Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»[2]: гражданский служащий — это
гражданин РФ, взявший на себя обязательства
по прохождению гражданской службы. Гражданский
служащий осуществляет профессиональную
служебную деятельность на должности
гражданской службы в соответствии с актом
о назначении на должность и со служебным
контрактом и получает денежное содержание
за счет средств федерального бюджета
или бюджета субъекта РФ.
Между государственным служащим
и государством (государственным органом)
на определенном этапе возникает конкретное
государственно-служебное правоотношение,
характеризующееся наличием взаимных
прав, обязанностей, ограничений и запретов,
ответственности и других атрибутов правового
статуса государственного служащего.
Федеральный государственный
служащий является гражданином, который
осуществляет профессиональную служебную
деятельность на должности федеральной
государственной службы и получает денежное
содержание (вознаграждение, довольствие)
за счет средств федерального бюджета.
Государственным гражданским служащим
субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий
профессиональную служебную деятельность
на должности государственной гражданской
службы субъекта РФ и получающий денежное
содержание (вознаграждение) за счет средств
бюджета соответствующего субъекта РФ.
В предусмотренных федеральным законом
случаях государственный гражданский
служащий субъекта РФ может получать денежное
содержание (вознаграждение) также за
счет федерального бюджета.
Российская Федерация является
нанимателем федерального государственного
служащего, а соответствующий субъект
РФ — нанимателем государственного гражданского
служащего субъекта РФ.
В узком понимании государственный
служащий — это лицо, занимающее должность
государственной службы, т. е. должность
в системе структурных подразделений
государственной администрации, и выполняющее
на возмездных началах (за вознаграждение,
заработную плату, денежное содержание)
функции этого государственного органа
(управленческие, властные, правоохранительные,
обеспечивающие осуществление судебной
власти).
Итак, понятие «государственный
служащий» можно определить следующими
признаками.
Во-первых, государственный
служащий — это физическое лицо, гражданин
РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным
языком, имеющий профессиональное образование
и соответствующий квалификационным требованиям,
установленным соответствующим федеральным
законом. Государственный служащий является
одной из сторон государственно-служебного
правоотношения. Между государственным
органом и служащим заключается трудовой
договор, согласно которому служащий выполняет
полномочия государственного органа2, государственные функции,
решает специальные задачи для достижения
определенной цели государственного строительства,
а государство (государственный орган),
в свою очередь, имеет обязанности перед
служащим: устанавливает и обеспечивает
его права и интересы, социально-правовые
гарантии, ответственность, обязуется
выплачивать денежное содержание и т.
д.
Во-вторых, государственный
служащий должен отвечать требованиям
законодательства о государственной службе,
т. е. положениям конкретного закона о
соответствующем виде государственной
службы.
В-третьих, государственный
служащий занимает оплачиваемую должность
государственной службы в установленном
законом порядке. Специальные федеральные
законы определяют содержание деятельности
служащего, его правовое положение, цели,
задачи и основные направления деятельности,
права, обязанности, ограничения, запреты,
ответственность, гарантии и т. д. Должности
государственной службы могут занимать
только государственные служащие.
В-четвертых, государственному
служащему присваивается в установленном
законом порядке классный чин, дипломатический
ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий
выполняет государственные функции, полномочия
государственных органов, решает государственные
задачи в экономической, социальной, административно-политической
сфере (финансовая деятельность государства,
развитие культуры, обеспечение общественного
порядка и безопасности, таможенное и
банковское дело, налогообложение, борьба
с правонарушениями, внутренние дела,
внешнеполитическая деятельность и т.
д.).
В-шестых, государственный служащий
совершает во многих случаях действия
(например, принимает управленческие решения,
налагает взыскания), которые вызывают
определенные юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных
служащих носит, как правило, непроизводственный
характер. Она воздействует на сознание
людей, влияет на экономическую жизнь,
на технологические процессы производства,
организацию и деятельность трудовых
коллективов.
Совокупность упомянутых признаков
позволяет сформулировать следующее определение.
«Государственным служащим является гражданин
РФ, занимающий в установленном федеральным
законодательством и законодательством
субъектов Федерации порядке включенную
в штат должность в структуре государственной
администрации (исполнительной, законодательной
и судебной власти), имеющий классный чин,
дипломатический ранг, воинское или специальное
звание, заключивший с государственным
органом служебный контракт (принявший
присягу на верность Российской Федерации),
осуществляющий от имени государства
предоставленные ему функции и полномочия
(в том числе и государственно-властные),
получающий денежное содержание (заработную
плату) и имеющий гарантированный государством
социально-правовой статус3.
Исходя из всего вышеизложенного
можно заключить, что определение понятия
«государственный служащий» является
прерогативой государства. На современном
этапе законотворчества данное понятие
получило законченную юридическую форму,
что является несомненным шагом вперёд,
по сравнению с советским периодом, когда
понятие госслужащего было сильно размыто
ввиду объективных причин (ввиду отсутствия
института частной собственности любой
гражданин мог быть частично признан госслужащим,
т.к. государство являлось единственным
субъектом трудовых правоотношений, имеющим
полномочия работодателя)4
Глава 2. Классификация
государственных служащих.
В настоящее время при множестве
действующих нормативных правовых актов
о государственной службе целесообразно
классифицировать государственных служащих
по тем же критериям, по которым классифицируется
сама государственная служба. В зависимости
от органа государственной власти государственные
служащие могут быть разделены на федеральных
государственных гражданских служащих
и государственных гражданских служащих
субъектов РФ. Правовой статус федеральных
государственных служащих регламентируется
Федеральным законом «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
(в будущем предполагается принятие закона
«О федеральной государственной гражданской
службе»), Федеральным законом «О системе
государственной службы Российской Федерации»,
а также иными федеральными нормативными
правовыми актами. Правовое положение
государственных гражданских служащих
субъектов РФ устанавливается законодательными
актами, принимаемыми в субъектах Федерации.
В зависимости от групп занимаемых
должностей государственной службы можно
выделить государственных служащих, занимающих
высшие, главные, ведущие, старшие и младшие
должности государственной службы.
Если в качестве критерия классификации
государственных служащих взять способ
поступления на государственную службу,
то можно выделить избираемых государственных
служащих; назначаемых государственных
служащих; служащих, замещающих государственную
должность государственной службы по
конкурсу.
Все государственные служащие
могут быть разделены на две группы: лица,
принимающие присягу (военнослужащие,
сотрудники таможенных органов, прокурорские
работники и др.); служащие, не принимающие
присягу (например, служащие отделов и
управлений областной администрации).
Если положить в основу деления
государственных служащих такой критерий,
как специальные профессиональные обязанности
и характер государственной службы, то
выделяются гражданские государственные
служащие и государственные служащие,
находящиеся на военной и правоохранительной
службе (военнослужащие, сотрудники милиции,
должностные лица таможенных органов
и пр.).
В соответствии с принципом
разделения государственной власти различаются
государственные служащие, замещающие
государственные должности в органах
представительной (законодательной), исполнительной
и судебной власти. Здесь же уместно выделить
и государственных служащих, занимающих
должности в органах прокуратуры, таможенных
органах, Счетной палате, Центральной
избирательной комиссии и т. д.
По объему должностных полномочий
государственные служащие подразделяются
на должностных лиц (иногда их называют
также сотрудниками государственных органов)
и служащих, не являющихся должностными
лицами (обычных служащих). Среди государственных
служащих, являющихся должностными лицами,
следует выделить руководителей и представителей
власти. Руководящие служащие (начальники)
являются носителями линейной власти
по отношению к подчиненным им лицам. Представители
власти, как известно, реализуют свои властные
полномочия вне зависимости от подчиненности
субъектов и применяют меры принуждения
к не подчиненным по службе субъектам
права (физическим и юридическим лицам).
Руководящие служащие часто выполняют
функции представителей власти (начальники
и заместители начальников органов внутренних
дел, государственных инспекций, других
контрольно-надзорных органов).