Таким образом, существует ряд
оснований, который позволяет нам классифицировать
государственных служащих. Возможность
классификации государственных служащих
позволяет более точно определить место
конкретного госслужащего в системе государственной
службы Российской Федерации. Процесс
законодательного оформления госслужбы
ещё не завершен. Наряду с существующим
законодательством намечается принятие
законов, регулирующих правовой статус
госслужащих правоохранительной и военной
службы.
Критерием для подразделения
государственных служащих являются и
квалификационные разряды (звания, классы,
чины, ранги). Их особенностью является
то, что они присваиваются персонально
каждому государственному служащему,
замещающему должность категории Б или
В, с учетом его личных достоинств, по результатам
квалификационного экзамена или аттестации.
Лица, которым присвоены соответствующие
квалификационные разряды, носят форменную
одежду, могут иметь знаки различия, в
частности погоны.5
Квалификационные разряды подразделяются
на группы соответственно тем группам,
на которые подразделяются государственные
должности государственной службы. В этом
выражается неразрывность сущности квалификационного
разряда с той или иной должностью категории
Б или В, зависимость разряда от занимаемой
должности. Следовательно, квалификационные
разряды указывают на соответствие государственных
служащих квалификационным требованиям,
предъявляемым к государственным должностям
государственной службы соответствующих
групп. При продвижении на более высокую
должность у государственного служащего,
отвечающего другим установленным требованиям,
возникает право на присвоение ему квалификационного
разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного
для этой должности.
Согласно Федеральному закону
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации»6 лицам могут быть присвоены
следующие классные чины в соответствии
со статьей 11:
1. Гражданским служащим, замещающим
должности гражданской службы на определенный
срок полномочий, за исключением гражданских
служащих, замещающих должности гражданской
службы категории "руководители",
относящиеся к высшей группе должностей
гражданской службы, а также гражданских
служащих, замещающих должности гражданской
службы категории "помощники (советники)",
назначение на которые и освобождение
от которых осуществляются Президентом
Российской Федерации, и гражданских служащих,
замещающих должности гражданской службы,
относящиеся к главной группе должностей
гражданской службы, назначение на которые
и освобождение от которых осуществляются
Правительством Российской Федерации,
классные чины присваиваются по результатам
квалификационного экзамена.
2 . Гражданским служащим, замещающим
должности федеральной гражданской службы
высшей группы, присваивается классный
чин гражданской службы - действительный
государственный советник Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы субъекта Российской Федерации
высшей группы, присваивается классный
чин гражданской службы - действительный
государственный советник субъекта Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса.
3. Гражданским служащим, замещающим
должности федеральной гражданской службы
главной группы, присваивается классный
чин гражданской службы - государственный
советник Российской Федерации 1, 2 или
3-го класса. Гражданским служащим, замещающим
должности гражданской службы субъекта
Российской Федерации главной группы,
присваивается классный чин гражданской
службы - государственный советник субъекта
Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
4. Гражданским служащим, замещающим
должности федеральной гражданской службы
ведущей группы, присваивается классный
чин гражданской службы - советник государственной
гражданской службы Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
субъекта Российской Федерации ведущей
группы, присваивается классный чин гражданской
службы - советник государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса.
5. Гражданским служащим, замещающим
должности федеральной гражданской службы
старшей группы, присваивается классный
чин гражданской службы - референт государственной
гражданской службы Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
субъекта Российской Федерации старшей
группы, присваивается классный чин гражданской
службы - референт государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса.
6. Гражданским служащим, замещающим
должности федеральной гражданской службы
младшей группы, присваивается классный
чин гражданской службы - секретарь государственной
гражданской службы Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим,
замещающим должности гражданской службы
субъекта Российской Федерации младшей
группы, присваивается классный чин гражданской
службы - секретарь государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса.
7. Классный чин гражданской
службы - действительный государственный
советник Российской Федерации 1, 2 или
3-го класса присваивается Президентом
Российской Федерации.
8. В федеральных органах исполнительной
власти классный чин федеральной гражданской
службы - государственный советник Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается
Правительством Российской Федерации.
Глава 3. Правовой
статус государственного служащего.
1. Права государственного
служащего.
В качестве основного элемента
правового статуса государственного служащего,
раскрывающего демократизм государственной
службы и обусловливающего ее эффективное
функционирование, выступают права государственного
служащего7. Установленные Федеральным
законом «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» и иными
законами о соответствующем виде государственной
службы права государственного служащего
можно разделить на три группы:
права, обеспечивающие уяснение
служащим своего правового статуса и его
правовую защиту;
права, способствующие непосредственному
выполнению служебных обязанностей;
права, содействующие усилению
должностной активности государственного
служащего, реализации принадлежащих
ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие
социальные гарантии служащего.
К первой группе прав государственного
служащего относятся:
а) ознакомление с документами,
определяющими его права и обязанности
по занимаемой должности государственной
службы, критерии оценки качества работы
и условия продвижения по службе, а также
организационно-технические условия,
необходимые для исполнения им должностных
обязанностей;
б) ознакомление с должностным
регламентом и иными документами, определяющими
его права и обязанности по замещаемой
должности государственной службы, критериями
оценки эффективности исполнения должностных
обязанностей, показателями результативности
профессиональной служебной деятельности
и условиями должностного роста; ознакомление
со всеми материалами своего личного дела,
отзывами о своей деятельности и другими
документами до внесения их в личное дело,
приобщение к личному делу своих объяснений;
в) проведение по его требованию
служебного расследования для опровержения
сведений, порочащих его честь и достоинство;
г) право на обращение государственного
служащего в соответствующие государственные
органы или в суд для разрешения споров,
связанных с государственной службой,
в том числе по вопросам проведения квалификационных
экзаменов и аттестации, их результатов,
содержания выданных характеристик, приема
на государственную службу, ее прохождения,
реализации прав государственного служащего,
перевода на другую государственную должность
государственной службы, дисциплинарной
ответственности государственного служащего,
увольнения с государственной службы;
д) защита сведений о государственном
служащем;
е) государственная защита своих
жизни и здоровья, жизни и здоровья своей
семьи, а также принадлежащего государственному
служащему имущества.
Ко второй группе прав государственного
служащего относятся:
а) получение в установленном
порядке информации и материалов, необходимых
для исполнения должностных обязанностей;
обеспечение надлежащих организационно-технических
условий, необходимых для исполнения должностных
обязанностей;
б) доступ в установленном порядке
в связи с исполнением должностных обязанностей
в государственные органы, органы местного
самоуправления, общественные объединения
и иные организации; посещение в установленном
порядке для исполнения должностных обязанностей
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности;
в) принятие решений и участие
в их подготовке в соответствии с должностными
обязанностями;
г) переподготовка (переквалификация)
и повышение квалификации за счет средств
соответствующего бюджета;
д) внесение предложений по
совершенствованию государственной службы
в любые инстанции;
е) право на ношение форменной
одежды установленного образца (в соответствующих
государственных органах).
Третью группу прав государственного
служащего составляют:
а) участие по своей инициативе
в конкурсе на замещение вакантной должности;
должностной рост на конкурсной основе;
б) продвижение по службе, увеличение
денежного содержания с учетом результатов
и стажа его работы, уровня квалификации;
в) пенсионное обеспечение с
учетом стажа государственной службы;
г) объединение в профессиональные
союзы (ассоциации) для защиты своих прав,
социально-экономических и профессиональных
интересов;
д) право на денежное содержание,
состоящее из должностного оклада, надбавок
к нему за классные чины и специальные
звания, особые условия государственной
службы, выслугу лет, а также премии по
результатам работы;
е) право на отдых, обеспечиваемое
установлением нормальной продолжительности
служебного времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих праздничных
дней, а также ежегодных оплачиваемых
основного и дополнительных отпусков
(например, право на ежегодный оплачиваемый
отпуск продолжительностью не менее 30
календарных дней; для отдельных категорий
государственных служащих федеральными
законами и законами субъектов РФ устанавливается
ежегодный оплачиваемый отпуск большей
продолжительности);
ж) право на включение в стаж
государственной службы государственного
служащего иных периодов трудовой деятельности;
з) медицинское обслуживание
государственного служащего и членов
его семьи, в том числе и после выхода его
на пенсию;
и) обязательное государственное
страхование на случай причинения вреда
здоровью и имуществу в связи с исполнением
им должностных обязанностей;
к) обязательное государственное
социальное страхование на случай заболевания
или потери трудоспособности в период
прохождения им государственной службы.
Государственному служащему
могут компенсироваться расходы в связи
с его служебными командировками, связанные
с приемом на государственную службу,
переводом на государственную должность
в другой государственный орган, направлением
на государственную службу в другую местность,
а также возмещаются связанные с этим
транспортные расходы и расходы на оплату
жилья.
Государственному служащему
в зависимости от условий прохождения
им государственной службы предоставляется
в установленном законом порядке жилая
площадь, служебный транспорт или денежная
компенсация транспортных расходов.8
Таким образом, государственный
служащий обладает набором прав, которые
в совокупности с обязанностями являют
собой один из важнейших элементов административно
– правового статуса государственного
служащего.
2. Обязанности
государственного служащего.
Обязанности государственного
служащего характеризуют сущность его
служебной деятельности, ибо государство
(государственный орган) принимает на
работу гражданина главным образом в целях
возложения на него соответствующих должностных
обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее
исполнение государственными служащими
своих обязанностей, а также нарушение
ими правил установленных административных
процедур являются основаниями возникновения
их конфликтов с гражданами.