Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 00:12, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: Определение понятия государственного служащего; На основе понятия проследить принципы классификации госслужащих; Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент; Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего;
Оглавление
Введение Глава 1. Понятие государственного служащего 2 Глава 2 Классификация государственных служащих. Глава 3. Правовой статус государственного служащего 1. Права государственного служащего 13 2. Обязанности государственного служащего 15 3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой 16 4. Ответственность государственных служащих 27 Заключение 31
Круг общих (основных) обязанностей
государственного служащего сводится
к следующему.
Обеспечение поддержки конституционного
строя и соблюдения Конституции РФ, реализации
федеральных законов и законов субъектов
РФ, в том числе регулирующих сферу его
полномочий.
Добросовестное исполнение
должностных обязанностей; соблюдение
установленных в государственном органе
правил служебного распорядка, порядка
обращения со служебной информацией; выполнение
должностных инструкций. Государственный
служащий обязан исполнять должностные
обязанности в соответствии с должностным
регламентом.
Обеспечение соблюдения и защиты
прав и законных интересов граждан.
Исполнение приказов, распоряжений
и указаний вышестоящих в порядке подчиненности
руководителей, отданных в пределах их
должностных полномочий, за исключением
заведомо незаконных (или неправомерных)
поручений.
Хранение государственной тайны
и иной охраняемой законом тайны, а также
неразглашение ставших известными государственному
служащему в связи с исполнением им своих
должностных обязанностей сведений, затрагивающих
частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Своевременное рассмотрение
в пределах своих должностных обязанностей
обращений граждан и общественных объединений,
а также предприятий, учреждений и организаций,
государственных органов и органов местного
самоуправления и принятие по ним решений
в порядке, установленном федеральными
законами и законами субъектов РФ.
Существуют также должностные
обязанности, которые присущи конкретному
виду государственной службы и конкретной
занимаемой должности. Они регламентированы
в должностных инструкциях, а также локальных
нормативных актов того учреждения, в
котором проходит службу государственный
служащий.
Таким образом, мы видим, что
обязанности госслужащего являются логичным
продолжением его прав и в совокупности
с оными делают возможным сделать систему
государственного управления более эффективной.
3. Ограничения
и запреты, связанные с государственной
службой.
Для государственного гражданского
служащего установлены специальные ограничения
и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального
закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»9). Гражданский служащий не может
быть принят на государственную гражданскую
службу, а гражданский служащий не может
находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным
или ограниченно дееспособным
решением суда, вступившим в законную
силу;
2) осуждения его к наказанию,
исключающему возможность исполнения
должностных обязанностей по должности
государственной службы, по приговору
суда, вступившему в законную силу, а также
в случае наличия не снятой или не погашенной
в установленном федеральным законом
порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры
оформления допуска к сведениям, составляющим
государственную или иную охраняемую
федеральным законом тайну, если исполнение
должностных обязанностей по должности
гражданской службы, на замещение которой
претендует гражданин, или по замещаемой
гражданским служащим должности гражданской
службы связано с использованием таких
сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего
поступлению на гражданскую службу или
ее прохождению и подтвержденного заключением
медицинского учреждения;
5) близкого родства или свойства
(родители, супруги, дети, братья, сестры,
а также братья, сестры, родители и дети
супругов) с гражданским служащим, если
замещение должности гражданской службы
связано с непосредственной подчиненностью
или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской
Федерации или приобретения гражданства
другого государства;
7) наличия гражданства другого
государства, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных
документов или заведомо ложных сведений
при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных
законодательством или представления
заведомо ложных сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного
характера.
Для гражданского служащего
установлены запреты, связанные с гражданской
службой. Гражданскому служащему, например,
запрещается:
участвовать на платной основе
в деятельности органа управления коммерческой
организацией, за исключением случаев,
установленных федеральным законом;
замещать должность гражданской
службы в случае:
а) избрания или назначения
на государственную должность;
б) избрания на выборную должность
в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую
выборную должность в органе профессионального
союза, в том числе в выборном органе первичной
профсоюзной организации, созданной в
государственном органе;
приобретать в случаях, установленных
федеральным законом, ценные бумаги, по
которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в государственном
органе, в котором он замещает должность
гражданской службы, если иное не предусмотрено
федеральными законами. Представительство
выражается в деятельности представителя,
совершаемой от имени представляемого.
Представитель действует от имени и в
интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);
получать в связи с исполнением
должностных обязанностей вознаграждения
от физических и юридических лиц (подарки,
денежные вознаграждения, ссуды, услуги,
оплату развлечений, отдыха, транспортных
расходов и иные вознаграждения);
выезжать в связи с исполнением
должностных обязанностей за пределы
территории Российской Федерации за счет
средств физических и юридических лиц;
использовать в целях, не связанных
с исполнением должностных обязанностей,
средства материально-технического и
иного обеспечения, другое государственное
имущество, а также передавать их другим
лицам;
разглашать или использовать
в целях, не связанных с гражданской службой,
сведения, отнесенные в соответствии с
федеральным законом к сведениям конфиденциального
характера, или служебную информацию,
ставшие ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей;
использовать свое служебное
положение в интересах политических партий,
общественных, в том числе религиозных,
объединений. Этот запрет напрямую связан
с принципом внепартийности государственной
службы.
Таким образом, государство
накладывает на госслужащего ограничения
и запреты, связанные с тем, чтобы государственный
служащий более эффективно использовал
свое служебное время в интересах государства
и общества.
5. Ответственность
государственных служащих.
Ответственность государственных
служащих наступает за нарушение законности
и служебной дисциплины, неисполнение
либо ненадлежащее исполнение ими своих
должностных обязанностей. Служебная
дисциплина на государственной службе
— обязательное для служащих соблюдение
служебного распорядка государственного
органа и должностного регламента, установленных
в соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами,
нормативными актами государственного
органа и со служебным контрактом10. Служебный распорядок государственного
органа может быть определен нормативным
правовым актом государственного органа,
в котором устанавливается режим службы
и время отдыха служащих. Служебный распорядок
государственного органа утверждается
представителем нанимателя с учетом мнения
выборного профсоюзного органа данного
государственного органа11.
Государственные служащие могут
нести дисциплинарную, административную,
уголовную и материальную ответственность.
Основным видом ответственности
государственных служащих является дисциплинарная
ответственность (за совершение должностного
или дисциплинарного проступка), поскольку
соблюдение служебной (трудовой) дисциплины
и укрепление государственной дисциплины
относятся к важнейшим обязанностям служащего.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение
государственным служащим возложенных
на него обязанностей (должностной проступок)
на государственного служащего могут
налагаться органом или руководителем,
имеющими право назначать государственного
служащего на государственную должность
государственной службы, установленные
дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарная ответственность
заключается в наложении на государственных
служащих, совершивших должностные (дисциплинарные)
проступки, дисциплинарных взысканий
властью представителей администрации
(руководителей, начальников). Дисциплинарными
взысканиями, применяемыми к гражданским
служащим, являются:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном
должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой
должности гражданской службы;
увольнение с гражданской службы
по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное
неисполнение гражданским служащим без
уважительных причин должностных обязанностей,
если он имеет дисциплинарное взыскание),
подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие
на служебном месте без уважительных причин
более четырех часов подряд в течение
служебного дня; появление на службе в
состоянии алкогольного, наркотического
или иного токсического опьянения; разглашение
сведений, составляющих государственную
или иную охраняемую федеральным законом
тайну, и служебной информации, ставших
известными гражданскому служащему в
связи с исполнением им должностных обязанностей;
совершение по месту службы хищения (в
том числе мелкого) чужого имущества, растраты,
умышленного уничтожения или повреждения
такого имущества, установленных вступившим
в законную силу приговором суда или постановлением
органа, уполномоченного рассматривать
дела об административных правонарушениях),
п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим,
замещающим должность гражданской службы
категории «руководители», необоснованного
решения, повлекшего за собой нарушение
сохранности имущества, неправомерное
его использование или иное нанесение
ущерба имуществу государственного органа;
однократное грубое нарушение гражданским
служащим, замещающим должность гражданской
службы категории «руководители», своих
должностных обязанностей, повлекшее
за собой причинение вреда государственному
органу и (или) нарушение законодательства
РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»12
Противоправное виновное неисполнение
или ненадлежащее исполнение государственным
служащим возложенных на него должностных
обязанностей (нарушение служебной (или
трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной
ответственности, принято именовать должностным
(дисциплинарным) проступком.
Приказ (распоряжение) или постановление
о дисциплинарном взыскании с указанием
мотивов его применения объявляется (сообщается)
государственному служащему, подвергнутому
взысканию, под расписку.
Перед применением дисциплинарного
взыскания проводится служебная проверка
(ст. 59 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»).
Если в течение года со дня применения
дисциплинарного взыскания государственный
служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному
взысканию, то он считается не подвергшимся
(не имеющим) дисциплинарному взысканию.
В течение срока действия дисциплинарного
взыскания меры поощрения к государственному
служащему не применяются, за исключением
досрочного снятия ранее наложенного
дисциплинарного взыскания.
В случае несогласия государственного
служащего с решением о привлечении его
к дисциплинарной ответственности он
вправе в письменной форме обжаловать
это решение вышестоящему руководителю
(начальнику вышестоящего государственного
органа, комиссии государственного органа
по служебным спорам) и (или) оспорить в
суде.
Российское законодательство
предусматривает административную ответственность
государственных служащих в случаях, когда
они являются должностными лицами, в соответствии
с законодательством об административных
правонарушениях. Под должностным лицом
в КоАП13 РФ понимается лицо, постоянно,
временно или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, т. е. наделенное
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Основанием для
привлечения должностных лиц к административной
ответственности является совершение
ими административных правонарушений
в связи с неисполнением либо ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей.