Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
Необходимо также отметить, что вопрос разграничения компетенции в любой публично-правовой системе является одним из наиболее проблемных. Особенно актуально это применительно к системе муниципальной власти, так как данная публично-правовая система и соответствующий ей правовой институт обладают значительной новизной своего правового содержания. В сравнительно недавнем прошлом публично-правовой феномен "муниципальная власть" совсем не исследовался в правовой теории, так как система местного самоуправления, которая обусловила появление муниципальной власти, сама отличается значительной новизной.
Сущность проблемы разграничения компетенции в системе муниципальной власти состоит в том, что в муниципальных образованиях сегодня функционируют два равнозначных публично-властных субъекта, наделенных муниципально - властными полномочиями. В качестве таких субъектов следует выделить главу муниципального образования и местный представительный орган. В настоящее время ключевыми направлениями деятельности муниципальной власти являются нормотворчество, правоприменение, контроль за правоприменением и представительство интересов местного населения. В связи со сказанным, по нашему мнению, внимание следует акцентировать на следующих функциях, реализуемых органами системы муниципальной власти.
Во-первых, следует выделить нормотворческую функцию. Содержание указанной функции, связанной с установлением муниципальных юридических норм, обусловливает необходимость выделения в муниципальном властном механизме соответствующих субъектов, устанавливающих юридические нормы, являющиеся общеобязательными для исполнения общественных отношений всеми субъектами на местах.
Касаясь нормотворческой функции, можно отметить, что в современной схеме осуществления местного самоуправления нормотворчеством занимается глава муниципального образования, издающий постановления, содержащие муниципально - правовые нормы. К примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Устава муниципального образования "Город Алапаевск" Свердловской области, утвержденного решением Думы муниципального образования "Город Алапаевск" от 4 июля 1997 г., акты главы муниципального образования "Город Алапаевск", принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. Здесь необходимо уточнить, что в процессе своей деятельности глава муниципального образования издает не только постановления, но и распоряжения. В научной литературе имеется мнение, что к нормативно-правовым актам главы муниципального образования (актам, содержащим юридические нормы) относятся распоряжения главы муниципального образования.[1]
По нашему мнению, указанное суждение не является бесспорным, так как если принять во внимание тот факт, что традиционно в теории права нормативный акт определяется как "официальный документ, содержащий юридические нормы"[2] ("узаконенные правила поведения общего характера, т.е. действующие непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев")[1], то распоряжения главы муниципального образования, принимаемые по конкретным организационным и внутриорганизационным вопросам (выделение денежных средств, прием на работу в аппарат главы муниципального образования), не содержат правил поведения общего характера (юридических норм), но являются индивидуально-ориентированным
Полагаем, что распоряжения главы муниципального образования, не содержащие юридических норм, не могут быть признаны нормативно-правовыми актами, а являются правоприменительными документами, представляющими собой правовые акты муниципального высшего выборного должностного лица, "изданные на основании юридических фактов и юридических норм, определяющие права, обязанности и меру юридической ответственности конкретных лиц".[2]
Применительно к нормотворческой функции в системе местного самоуправления следует отметить тот факт, что кроме главы муниципального образования в системе муниципальной власти нормотворчеством также занимается и местный представительный орган, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми субъектами местных общественных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования "Город Миасс" Челябинской области, принятого решением Миасского городского совета депутатов от 8 февраля 2001 г., полномочия по решению вопросов городского значения Совет реализует путем принятия решений, которые в соответствии со ст. 133 указанного Устава являются обязательными для исполнения всеми расположенными на территории города организациями, общественными объединениями, а также органами местного самоуправления в самом городе и гражданами.
Второй функцией, которая реализуется в системе муниципальной власти, является правоприменительная (исполнительно-
1) Исполнительская функция, которая заключается в непосредственном, буквальном исполнении требований юридических норм.
2) Распорядительская функция, связанная с распоряжением материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися в территориальных пределах муниципального образования.
Если же проследить за реализацией правоприменительной функции на современном этапе, то нетрудно заметить, что в системе местного самоуправления глава муниципального образования и аппарат, подчиненный ему, претворяют в жизнь требования, содержащиеся в муниципальных нормах, и распоряжаются материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися на территории соответствующего муниципального образования.
Но и местный представительный орган также в процессе своего функционирования занимается претворением в жизнь требований муниципальных юридических норм (например, при организации местных выборов) и распоряжается материальными и финансовыми средствами, имеющимися в территориальных пределах соответствующего муниципального образования (к примеру, при осуществлении секвестирования местного бюджета).
С учетом вышеуказанных фактов можно сделать вывод о том, что правоприменительную функцию на территории муниципального образования осуществляют как глава муниципального образования, так и местный представительный орган. Поэтому, если подходить к терминологии муниципального права с формально-юридических позиций, то исполнительно-распорядительны
Третью функцию, которая реализуется в системе муниципальной власти, составляет представительская функция. Содержание представительской функции заключается в представительстве интересов местного населения, которое в первую очередь осуществляет местный представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых местным населением и представляющих интересы местного населения. К примеру, в Уставе муниципального образования "Город Алапаевск" Свердловской области представительный орган местного самоуправления прямо определяется как выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования[1]. Однако в системе муниципальной власти имеется еще один субъект, который реализует указанную функцию. Этим субъектом является глава муниципального образования, который избирается местным населением и также представляет его интересы.
Следует отметить, что традиционно в теории муниципального права в правовом положении главы муниципального образования не отражается его представительская функция. Однако, если попытаться осмыслить соотношение представительного мандата главы муниципального образования и совокупности представительных мандатов всех депутатов, входящих в представительный орган, то можно сделать заключение, что по своей представительской значимости мандат главы муниципального образования, избираемого всем местным населением, равен только единогласному волеизъявлению всех депутатов местного представительного органа, избираемых по определенным округам. В связи с большой представительской значимостью главы муниципального образования непонятно, почему данный аспект его правового положения более четко не выделяется в уставах муниципальных образований.
Четвертую функцию, которая реализуется в системе муниципальной власти, следует обозначить как контрольную функцию. Реализация контрольной функции предполагает определенное подчиненное положение контролируемого субъекта местной жизни в отношении контролирующего субъекта. Содержательную сторону контрольной функции составляют два следующих момента:
1) контроль за деятельностью муниципальных учреждений, находящихся в вертикальном подчинении по отношению к контролирующему субъекту;
2) контроль деятельности различных юридических и физических лиц, действующих на территории муниципального образования, предполагающий возможность контролирующего субъекта самостоятельно применять меры юридической ответственности к лицам, не соблюдающим требования юридических норм.
Исходя из анализа накопленной практики местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что в настоящее время функцию контроля в системе муниципальной власти осуществляют:
а) местный представительный орган, контролирующий в пределах своих полномочий деятельность участников местных общественных отношений;
б) глава муниципального образования, непосредственно контролирующий в пределах своих полномочий деятельность всех участников местной жизни и делегирующий отдельные контрольные полномочия муниципальным органам, находящимся в его подчинении.
Проанализировав вышеизложенное в отношении функций, реализуемых в системе муниципальной власти, напрашивается вывод о том, что на современном этапе развития муниципального строительства в Российской Федерации система муниципальной власти представляет собой достаточно функционально недифференцированный публично-властный механизм, в рамках которого основные управленческие функции реализуют как местная Дума со своим аппаратом, так и глава муниципального образования со своими подчиненными структурами.[1]
Заключение
В ряду событий конца XX в. будущие историки России несомненно назовут реформу местной власти, целью которой являлось утверждение начал самоуправления в организации и осуществлении власти на местах, принципов муниципальной демократии. Начавшаяся в 90-е гг. реформа вызвала, к жизни не только новую форму осуществления публичной власти в государстве — муниципальную власть (власть местного самоуправления), но и новую отрасль российского права — муниципальное право (право местного самоуправления), предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере местного самоуправления (муниципальные отношения). Первый учебник по муниципальному праву был издан в самом начале 1997 г. За прошедшее с тех пор время произошли существенные изменения и в законодательном регулировании местного самоуправления, и в практике муниципального строительства. Российская Федерация, ставшая в 1996 г. членом Совета Европы, ратифицировала в 1998 г. Европейскую хартию местного самоуправления: система гарантий местного самоуправления была дополнена новым видом гарантий — международным. Реализация общих принципов организации местного самоуправления, закрепляемых Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления, федеральными законами, предполагает развитие правовой основы местного самоуправления, принятие на всех уровнях правового регулирования местного самоуправления нормативных правовых актов, позволяющих эффективно осуществлять муниципальную деятельность, управление местными делами. В последние годы происходило интенсивное развитие муниципального законодательства: были приняты федеральные законы об основах муниципальной службы[9], о финансовых основах местного самоуправления[10] и др. Важнейшие стороны муниципальной деятельности нашли свое закрепление в Бюджетном кодексе РФ (1998 г.)[11], Налоговом кодексе РФ (1998 г.)[12], и других федеральных законах. На основе положений федерального законодательства о местном самоуправлении субъектами Федерации была существенно развита база организации и деятельности муниципальных образований: законами субъектов Федерации определяются порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, общие принципы формирования и управления муниципальной собственностью, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, правовой статус муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления и т.д.
В целях обеспечения условий для дальнейшего развития и эффективной деятельности местного самоуправления, реализации его конституционных полномочий Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Четкое определение правового статуса главы муниципального образования является достаточно серьезной проблемой как в теоретических спорах ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и на практике муниципального строительства.
В настоящее время правовой статус главы муниципального образования представляет несомненный интерес в научном плане и является предметом многочисленных споров, как среди практических работников, так и среди ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике.
Формируя правовые основы системы местного самоуправления, законодатель определил главу муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[13]. При этом очевидно, что глава муниципального образования, возглавляющий всего лишь деятельность на низовой территории в Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве «удельного князя», «сюзерена», выведенного за пределы классических рычагов государственно-правовой ответственности.
Однако в практике муниципального строительства в отношении статуса главы муниципального образования возникает много вопросов. Это вызвано тем, что в настоящее время вместо единой советской государственной системы в России создано два уровня управления обществом — государственная власть и местное самоуправление. В статье 3 Конституции РФ определено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление как форма народовластия признано одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Статья 12 Конституции РФ, подтверждая самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, выводит органы местного самоуправления, а следовательно, и главу муниципального образования из системы органов государственной власти.
ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» 2003 г. наделяют главы муниципального образования широким кругом полномочий по решению вопросов местного значения.
Однако самостоятельность глав муниципальных образований не должна восприниматься как вседозволенность. На решение этой проблемы направлены правовые механизмы ответственности главы муниципального образования перед государством, которые проявляются как в их муниципально-правовой ответственности (отрешение от должности), так и в административно-правовой ответственности, уголовно-правовой ответственности глав муниципальных образований[14].
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации