Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
В период действия Закона "О местном самоуправлении в РСФСР" существовало два основных способа приобретения полномочий главами администраций. Первый — их избрание. Организация и порядок выборов регулировались Законом "О выборах главы администрации" от 24 октября 1991 г.[2] В силу обстоятельств, главным образом политической ситуации, выборы руководителей исполнительной власти местного самоуправления носили в сущности единичный характер. Подавляющее большинство глав администраций назначались вышестоящими руководителями исполнительной власти. Данная процедура устанавливалась в Указе Президента РФ от 25 ноября 1991 г.[3] "О порядке назначения глав администраций". Названный акт предусматривал также порядок согласования кандидатуры на должность главы администрации с соответствующим местным Советом. Процедура получения одобрения Совета была упрощена до предела. Для этого нужно было получить поддержку более половины депутатов, присутствующих на сессии местного представительного органа. Если Совет отклонял предложенную кандидатуру, вышестоящий руководитель исполнительной власти вправе был внести отвергнутую кандидатуру на повторное рассмотрение или назначить кандидата на должность исполняющего обязанности главы местной администрации сроком на один год. Впоследствии порядок назначения глав местных администраций регламентировался Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г.[1] "О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации". Данный Закон сохранял процедуру назначения вышестоящими главами администраций нижестоящих руководителей исполнительной власти. Однако теперь такое назначение могло состояться только при условии принятия соответствующим местным Советом решения, предлагающего главе вышестоящей администрации произвести назначение главы местного исполнительного органа.
С принятием в августе 1995 года Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утвердился единственный способ вступления в должность глав муниципальных образований — путем их избрания. Закон предусматривает два варианта выборов: 1) гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2) представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава в соответствии с уставом муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и даже председательствовать на заседаниях (модель, имеющая широкое распространение в Российской Федерации)[2].
На практике в большинстве случаев главы избираются населением муниципальных образований напрямую, минуя посредников в лице представительных органов местного самоуправления. Избранный гражданами непосредственно глава самоуправляющейся территории отвечает типу руководителя, получившему в зарубежной (главным образом, американской) литературе наименование "сильный мэр". Приобретение полномочий у населения служит весомым аргументом во взаимоотношениях главы муниципального образования с соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Вместе с тем положение об обязательности избрания глав муниципальных
образований иногда подвергается сомнению и даже отвергается. Например, в Республике Удмуртия 17 апреля 1996 г. был принят Закон "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", в котором устанавливалось, что главы районов, городов назначаются и освобождаются от должности президиумом Государственного Совета Республики по представлению Председателя Правительства. Конституционный Суд Российской Федерации признал данное положение республиканского закона несоответствующим Основному закону страны и отменил его[1].
Анализируя законодательство субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, авторы Комментария к Федеральному закону от 28 августа 1995 г. отмечают, что нередко организационно-структурные модели местной власти определяются, причем в самом жестком варианте, не населением, не уставами муниципальных образований, а законодательными актами краев, областей и т. д. Например, в Законе "О местном самоуправлении в Вологодской области" указано, что глава местного самоуправления становится таковым, если он является главой администрации и занимает эту должность в силу избрания председателем соответствующего местного представительного органа[2]. Таким образом, статусом руководителя местного самоуправления наделяется должностное лицо, совмещающее правомочия главы исполнительного и представительного органов власти. Совершенно очевидно, что любая многовариантность в силу такого положения дел исключена.
В ст. 16 Федерального закона от 28 августа 1995 г. определяется понятие главы муниципального образования. Это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Сложный вопрос – правовой статус главы муниципального образования, его взаимоотношения с другими органами местного самоуправления. И сложность эта обусловлена расплывчатостью и неопределенностью формулы Федерального закона (п.1 ст. 16) о том, что глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления.
При характеристике статуса главы муниципального образования следует принимать во внимание признаки выборного должностного лица местного самоуправления, сформулированные в ст. 1 данного Закона. Они дополняют "портрет" главы муниципального образования еще двумя чертами. Это лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления, а также наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения[1]. Целесообразно было бы отметить еще одно принципиальное качество главы муниципального образования: он является высшим должностным лицом в муниципальном образовании, символизируя собой местную власть.
В пользу этого говорят два основных обстоятельства.
Во-первых, нормативное закрепление объема и характера полномочий главы муниципального образования.
Во-вторых, совмещение им должностей руководителя представительного и исполнительного органов местного самоуправления и как следствие увеличение объема принадлежащих ему полномочий. Зачастую такое совмещение порождает неопределенность законодательной формулы "глава возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления". В ряде случаев вообще говорится, что глава руководит всей системой органов местного самоуправления в границах соответствующего муниципального образования.
Такая модель организации местной власти имеет право на существование, но только как один из вариантов решения вопроса, поскольку в случае ее реализации самостоятельность местного представительного органа остается под сомнением.
Более предпочтительным выглядит другой путь, когда глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления. При таком варианте функциональная роль представительного органа и администрации просматривается более четко.
Следует обратить внимание на то, что должность главы может быть предусмотрена уставом муниципального образования. Иными словами, законодатель не навязывает ее учреждение в обязательном порядке.
Наименования главы муниципального образования определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации. Однако следует отметить некоторые общие тенденции. В городских муниципальных образованиях глава обычно именуется мэром, а в сельских районах - главой района.
Срок полномочий главы муниципального образования также определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации. Срок полномочий глав местного самоуправления, как правило, составляет четыре года, в шести субъектах Федерации — два года, в семи — пять лет.
Изменить срок полномочий главы муниципального образования также можно только после истечения срока полномочий действующего органа местного самоуправления.
В принципе нижние и верхние границы срока полномочий выборного должностного лица можно определить, опираясь на федеральное законодательство о местном самоуправлении и о выборах. Так, согласно ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г., срок полномочий главы, как и депутата, не может быть менее двух лет.Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10 2003 года дублирует положение предыдущего закона. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает максимальный срок деятельности выборного должностного лица — пять лет. Так, согласно Уставу г. Иваново глава города избирается сроком на 5 лет.
Срок полномочий глав муниципальных образований, избираемых представительным органом местного самоуправления из своего состава, равен сроку полномочий этого органа.
Руководители районов, городов вступают в должность не позднее срока, определенного уставом муниципального образования. До этого момента ранее избранные главы осуществляют свои полномочия. Исключения составляют случаи досрочного прекращения полномочий ранее избранных глав.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Решение об изменении срока полномочий применяется только к должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.[1]
Глава муниципального образования, как правило, осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Широкий круг вопросов, решаемых им, делает практически невозможным совмещение этой должности с другой основной работой, за исключением случаев, установленных законом.
Так, в соответствии со ст. 42 (ч. 3) Устава г. Иванова (Положения о городском самоуправлении) от 8 апреля 1996 г. деятельностью городской администрации руководит Глава города - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории г. Иванова.[2]
В последние годы постоянно возникает проблема и идут поиски правовых решений вопроса о количестве и порядке отсчета сроков возможного замещения подряд соответствующей выборной должности.
В 2001 году «вопрос о сроках» обсуждался относительно высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, особенно остро он, стоял перед президентом Республики Якутия.
Если в отношении руководителей регионов в вопросе о количестве сроков возможного замещения подряд выборной должности одним и тем же лицом правовая неясность в настоящее время устранена, то тот же вопрос относительно глав муниципальных образований на сегодняшний день остается открытым.
Рассмотрим, как урегулирован «вопрос о сроках» в отношении глав муниципальных образований на примере Московской области.
Как отмечалось выше, наличие выборной должности главы муниципального образования, его статус и полномочия закрепляются и регулируются уставом муниципального образования. Было бы логично в соответствующем разделе устава муниципального образования урегулировать вопрос о количестве сроков возможного замещения подряд выборной должности главы муниципального образования одним и тем же лицом, указав порядок действия данной нормы.
Однако в уставах большинства муниципальных образований Московской области этот вопрос даже не упоминается (см., например, уставы городов Московской области: Щербинка, Подольск, Климовск, Чехов, Серпухов и др.).
Посмотрим, как регулируется «вопрос о сроках» в отношении глав муниципальных образований на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.
В настоящее время федеральным законом этот вопрос непосредственно не урегулирован. Имеется лишь проект Федерального закона «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в РФ», внесенный депутатами — членами Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и находящийся недоработке в согласительной комиссии. В пункте 4 статьи 7 данного проекта сказано, что уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть ограничена возможность для одного и того же лица быть избранным выборным лицом местного самоуправления более двух сроков подряд.
Кроме проекта федерального закона об основах статуса выборного лица местного самоуправления федеральным законодательством установлены принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления, к которым возможно отнести выборного главу местного самоуправления[1] и воспользоваться данными принципами. Однако имеющиеся принципы конкретно не затрагивают «вопрос о сроках», а толковать их можно очень широко. Например, при научном толковании принцип разделения властей становится менее контрастным, чем ниже уровень власти[2]. Кроме того, официального толкования по «вопросу о сроках» в отношении глав муниципальных образований не было.
Возможно, федеральный законодатель считает «вопрос о сроках» относительно глав муниципальных образований вопросом местного значения, который должен решаться на нижестоящем уровне власти. Такой вывод можно сделать из приведенной выше нормы проекта федерального закона об основах статуса выборного лица местного самоуправления. Хотя в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации федеральный законодатель счел нужным решить этот вопрос на федеральном уровне[3].
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации