Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что подотчетность органов и должностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.
Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае прежде всего наступает в судебном порядке.
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинение им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Одним из важных аспектов конституционно-правового толкования ст. 12 Конституции Российской Федерации является допустимость ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, посредником которого выступают органы государственной власти. Статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, которая наступает в случае нарушения Конституции РФ, конституции, устава субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования[1]. В данной статье, с одной стороны, закрепляется принцип, согласно которому органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
С другой стороны, п. 3 ст. 49 установил достаточно жесткие условия и порядок неотвратимости несения данного вида публично-правовой ответственности при осуществлении незаконной деятельности. В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами названных выше видов правовых актов представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд (суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации) за заключением о признании несоответствия деятельности соответствующего органа или должностного лица данным актам. Заключение суда о признании несоответствия является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа, должностного лица и одновременном назначении новых выборов законом субъекта РФ[1].
Положения п. 3 ст. 49 Федерального закона 1995 г. были оспорены в Конституционном Суде РФ по запросу Народного Хурала Республики Бурятия, который выразил сомнение о соответствии данных положений ст.ст. 3, 12 и 130 Конституции РФ, согласно которым органы местного самоуправления, как особая разновидность осуществления власти народом, не входят в систему органов государственной власти и предназначены для решения населением вопросов местного значения. Однако Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал данные положения соответствующими Конституции РФ.[2] Конституционный Суд указал, что для защиты прав граждан (в том числе права на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности, в том числе досрочное прекращение полномочий. Досрочное прекращение полномочий при условии, что оно сопровождается одновременным назначением выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов, само по себе может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. данная процедура также предусмотрена. Основные отличия между Законами 1995 г. и 2003 г. состоял в том, что новый Закон:
1)увеличивает срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда с десяти дней до трех месяцев;
2) не требует судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;
3) не предусматривает в качестве обязательного этапа процедуры привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесения письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;
4) требует обязательного судебного подтверждения факта неисполнения первого судебного решения;
5) предусматривает обязательность законодательной инициативы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при принятии закона о роспуске представительного органа муниципального образования (раннее законодательный орган субъекта Российской Федерации мог и сам выступить с такой инициативой)[1].
Указанная мера носит факультативный, т.е. необязательный характер. Как следует из ее содержания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обязано, а лишь имеет возможность внести в законодательный орган закон о роспуске представительного органа муниципального образования, а законодательный орган не обязан его принимать. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске. Порядок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации определяется самими субъектами. Новый Закон в отличие от раннее действовавших не устанавливает обязанности назначения новых выборов представительного органа муниципального образования. Исходя из постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. они могут быть назначены тем же законом субъекта Российской Федерации.
Гарантией прав представительного органа является, во-первых, требование о наличии двух судебных решений, во вторых, срок, который фактически дается после второго судебного решения на принятие мер по его исполнению. Кроме того, поскольку Федеральным законом предусмотрено права главы муниципального образования, являющегося главой администрации, наложить вето на этот акт, преодолеваемое двумя третями от установленного числа депутатов представительного органа муниципальною образования, необходимо оговориться, что рассматриваемые нормы говорят об ответственности за непринятие мер. Если же представительный орган принял меры по исправлению решения суда, но эти действия заблокировал глава муниципального образования, оснований для ответственности нет[1].
Возможность досрочного отрешения от должности главы муниципального образования предусмотрена ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года. Новый Закон предусматривает возможность отрешения от должности не только главы муниципального образования, но и главы местной администрации.
В отличие от Закона 1995 г. Закон 2003 г. не предусматривает возможности назначения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации временно исполняющего обязанности главы муниципального образования. Таким образом, остается открытым вопрос: что делать, если уставом муниципального образования данная ситуация не предусмотрена?
Статья 20 Закона 2003 г. содержит отсылочную норму об ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В качестве такой (особой) меры ответственности можно рассматривать подп. 3 п. 1 ст. 75, предусматривающий возможность временного осуществления отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам, органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленных соответствующим судом.
В настоящее время существует необходимость установления возможности привлечения к ответственности и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Речь идет о тех случаях, когда в результате невыполнения (ненадлежащего выполнения) этими органами своих обязательств органы местного самоуправления не могут выполнять переданные полномочия, а также часть собственных полномочий.
В связи с этим была бы удачной норма, закрепленная в Федеральном законе, согласно которой федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать перечень прав и обязанностей не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий. Видимо, органы государственной власти оказались не заинтересованы в установлении собственных обязанностей (в том числе по своевременному финансированию переданных полномочий).
Особый интерес вызывает ситуация с уголовно-правовой и административно-правовой ответственностью главы муниципального образования, наступающей за его незаконные действия, оформленные в форме соответствующих правовых актов. Как известно, глава муниципального образования может издавать в пределах своей компетенции постановления и распоряжения, которые являются правовыми актами и за которые он отвечает непосредственно. Однако глава муниципального образования также активно участвует в процессе принятия нормативных актов, принимаемых местным представительным органом.
В связи с этим возможна такая ситуация, когда глава муниципального образования, имеющий большинство сторонников в местном представительном органе и председательствующий на его заседаниях, создает такую структуру управления муниципальным образованием, когда все наиболее важные нормативно-правовые акты оформляются в виде решений соответствующего местного представительного органа.
Следует отметить, что при такой системе принятия муниципальных норм глава муниципального образования имеет реальную возможность провести посредством решения местного представительного органа законодательный акт, содержащий положения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Также глава муниципального образования при подобной ситуации может затягивать на неопределенное время исполнение требований и решений различных органов государственной власти (включая судебные), ссылаясь на то обстоятельство, что все наиболее важные решения в соответствующем муниципальном образовании должны приниматься коллегиально на заседании местного представительного органа.
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации