Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
Каждый избиратель обладает одним голосом. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов".
Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, предусмотренного законом Ивановской области «О выборах в поселениях».
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правой решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае одновременного проведения выборов депутатов представительного органа на основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих участковых избирательных комиссий, после проверки правильности их составления, путем суммирования содержащихся в них данных избирательная комиссия поселения не позднее чем на пятый день после дня голосования определяет результаты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, главы поселения.
Выборы главы поселения признаются избирательной комиссией поселения несостоявшимися в случае, если:
а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
б) в избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Избирательная комиссия поселения признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:
а) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
в) по решению суда.
Избранным главой поселения признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе голосов избирателей, полученных кандидатами на должность главы поселения, избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
Избирательная комиссия поселения после подписания протокола о результатах выборов по соответствующему избирательному округу в трехдневный срок извещает об этом избранного кандидата.
На основании протоколов о результатах выборов по соответствующим избирательным округам избирательная комиссия поселения не позднее чем на десятый день со дня голосования своим решением устанавливает общие результаты выборов в органы местного самоуправления.
Избирательная комиссия поселения направляет общие данные о результатах выборов в органы местного самоуправления в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов в органы местного самоуправления, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией поселения не позднее чем через двадцать дней со дня голосования.
Полномочия главы муниципального образования, как и иного выборного должностного лица местного самоуправления, начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Вступление в должность часто оформляется торжественно. Уставами муниципальных образований может предусматриваться процедура принесения избранными главами торжественной присяги (клятвы) при вступлении в должность. Вновь избранные руководители самоуправляющихся территорий издают акты о своем вступлении в должность с указанием соответствующей даты.
Например, в соответствии с Уставом Шатурского района Московской области глава района в торжественной обстановке в присутствии депутатов Совета депутатов и членов избирательной комиссии при вступлении в должность приносит присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий главы Шатурского района обеспечивать и защищать права граждан на осуществление местного самоуправления, твердо отстаивать их интересы, верно служить народу[6]».
Руководители районов, городов вступают в должность не позднее срока, определенного уставом муниципального образования. До этого момента ранее избранные главы осуществляют свои полномочия. Исключения составляют случаи досрочного прекращения полномочий ранее избранных глав.
Вполне допустимо досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случаях: подачи им письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий; прекращения гражданства РФ; признания судом выборов, в результате которых он был избран, незаконными; вступления в законную силу приговора суда, которым он признается виновным в совершении преступления; избрания им вида деятельности, занятие которым несовместимо с выполнением полномочий главы муниципального образования; выражения ему недоверия (ст. 48 Федерального закона от 28 августа 1995 г.) и его отзыва населением, если это предусмотрено уставом муниципального образования; освобождения от должности местным представительным органом, ранее его избравшим; прекращения его полномочий с одновременным назначением новых выборов законом субъекта РФ (в порядке п. 3 ст. 49 указанного Закона); признания его безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным (в соответствии с решением суда на основании норм гражданского законодательства).
До появления Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отменившего возможность досрочного прекращения полномочий посредством местного референдума и ценз оседлости, в перечне оснований сложения полномочий были также отзыв населением на местном референдуме и выезд за пределы муниципального образования на постоянное место жительства. В настоящее время вопрос об отзыве главы муниципального образования должен решаться не в рамках законодательства о референдумах, а в соответствии с избирательным законодательством.
Решения о досрочном завершении деятельности выборного должностного лица принимаются различными субъектами: представительными органами местного самоуправления, судами общей юрисдикции, законодательными органами субъектов РФ на основании судебного заключения путем издания специальных законов, Полномочия глав прекращаются досрочно с момента вступления в силу актов указанных органов.
Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей предусмотренных ФЗ « Об общих принципах…» от 6 октября 2003г. Основания для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения и действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
В уставах муниципальных образований определяются должностные лица, временно исполняющие полномочия глав до избрания новых руководителей самоуправляющихся территорий.
Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. называет следующие основания прекращения полномочий главы муниципального образования:
• отставка по собственному желанию;
• вступление в законную силу обвинительного приговора суда либо решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
• смерть;
• досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления, если глава был избран из состава данного органа;
• отзыв главы муниципального образования избирателями;
• признание судом безвестно отсутствующим или умершим;
• выезд за пределы России на постоянное место жительства;
• прекращение гражданства России, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора России, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
• установление в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
• неисполнение или ненадлежащее исполнение главой муниципального образования своих обязанностей, что может повлечь отрешение от должности.
§3. Ответственность главы муниципального образования.
Cогласно ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года устанавливает аналогичные основания ответственности.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
Так, согласно ст. ст. 93-95 Устава г. Иванова ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города реализуется в виде права выражения недоверия соответствующим органам и должностным лицам, отзыва депутата и Главы города.
Федеральный закон не определяет порядка и условий ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования.
Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населения на решение вопросов местного значения.
Практика и муниципальное законодательство знают следующие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум; отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования. Институт выражения недоверия выборным органам и должностным лицам местного самоуправления путем голосования на референдуме требует правовой регламентации. В законах субъектов РФ, в уставах муниципальных образованиях должны быть определены правовые последствия выражения недоверия населением выборным органам и должностным лицам местного самоуправления.
Кроме того, институт выражения недоверия в соответствии с уставом муниципального образования может быть использован в практике представительного органа местного самоуправления (депутаты выражают недоверие, например, избранному ими должностному лицу).
Институт отзыва населением выборного должностного лица местного самоуправления, как средства реализации законодательных норм об ответственности данных выборных лиц, может быть, согласно статье 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрен в уставе муниципального образования. В этом случае муниципальное образование с учетом законодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Например, согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 36), глава муниципального образования (должность которого население вправе предусмотреть в уставе муниципального образования) может быть избран представительным органом, которому он подотчетен. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления.
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации