Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Glava_Mun_obr.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

Каждый избиратель обладает одним голосом. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов".

Бюллетень заполняется  избирателем в специально оборудованной  кабине,  ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, предусмотренного законом Ивановской области «О выборах в поселениях».

Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правой решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае одновременного проведения выборов депутатов представительного органа на основании данных первых экземпляров  протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих участковых избирательных комиссий, после проверки правильности их составления, путем суммирования содержащихся в них данных избирательная комиссия поселения не позднее чем на пятый день после дня голосования определяет результаты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, главы поселения.

Выборы главы поселения признаются избирательной комиссией поселения несостоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

б) в избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Избирательная комиссия поселения признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:

а) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

в) по решению суда.

Избранным главой поселения признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей,  принявших участие  в  голосовании. При равном числе голосов избирателей, полученных кандидатами на должность главы поселения, избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Избирательная комиссия поселения после подписания протокола о результатах выборов по соответствующему избирательному округу в трехдневный срок извещает об этом избранного кандидата.

На основании протоколов о результатах выборов по соответствующим избирательным округам избирательная комиссия поселения не позднее чем на десятый день со дня голосования своим решением устанавливает общие результаты выборов в органы местного самоуправления.

Избирательная комиссия поселения направляет общие данные о результатах выборов в органы местного самоуправления в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов в органы местного самоуправления, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией поселения не позднее чем через двадцать дней со дня голосования.

Полномочия главы муниципального образования, как и иного выборного должностного лица местного самоуправления, начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Вступление в должность часто оформляется торжественно. Уставами муниципальных образований может предусмат­риваться процедура принесения избранными главами торже­ственной присяги (клятвы) при вступлении в должность. Вновь избранные руководители самоуправляющихся территорий из­дают акты о своем вступлении в должность с указанием соот­ветствующей даты.

Например, в соответствии с Уставом Шатурского района Московской области глава района в торжественной обстановке в присутствии депутатов Совета депутатов и членов избирательной комиссии при вступлении в должность приносит присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий главы Шатурского района обеспечивать и защищать права граждан на осуществление местного самоуправления, твердо отстаивать их интересы, верно служить народу[6]».

Руководители районов, городов вступают в должность не позднее срока, определенного уставом муниципального обра­зования. До этого момента ранее избранные главы осуществ­ляют свои полномочия. Исключения составляют случаи дос­рочного прекращения полномочий ранее избранных глав.

Вполне допустимо досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случаях: подачи им пись­менного заявления о добровольном сложении своих полномочий; прекращения гражданства РФ; признания судом выбо­ров, в результате которых он был избран, незаконными; вступ­ления в законную силу приговора суда, которым он признает­ся виновным в совершении преступления; избрания им вида деятельности, занятие которым несовместимо с выполнением полномочий главы муниципального образования; выражения ему недоверия (ст. 48 Федерального закона от 28 августа 1995 г.) и его отзыва населением, если это предусмотрено уставом муниципального образования; освобождения от должности ме­стным представительным органом, ранее его избравшим; пре­кращения его полномочий с одновременным назначением но­вых выборов законом субъекта РФ (в порядке п. 3 ст. 49 ука­занного Закона); признания его безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным (в соответствии с решением суда на основании норм гражданско­го законодательства).

До появления Федерального закона "Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отменившего возможность досрочного прекращения полномочий посредством местного референдума и ценз оседлости, в перечне оснований сложе­ния полномочий были также отзыв населением на местном референдуме и выезд за пределы муниципального образова­ния на постоянное место жительства. В настоящее время воп­рос об отзыве главы муниципального образования должен ре­шаться не в рамках законодательства о референдумах, а в соответствии с избирательным законодательством.

Решения о досрочном завершении деятельности выборно­го должностного лица принимаются различными субъектами: представительными органами местного самоуправления, су­дами общей юрисдикции, законодательными органами субъек­тов РФ на основании судебного заключения путем издания специальных законов, Полномочия глав прекращаются досроч­но с момента вступления в силу актов указанных органов.

Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума,  с учетом особенностей предусмотренных ФЗ « Об общих принципах…» от 6 октября 2003г. Основания для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения и действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

В уставах муниципальных образований определяются долж­ностные лица, временно исполняющие полномочия глав до из­брания новых руководителей самоуправляющихся территорий.

Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправле­ния 2003 г. называет следующие основания прекращения полномочий главы муниципального образования:

•   отставка по собственному желанию;

•   вступление в законную силу обвинительного приговора суда либо решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;

•   смерть;

•   досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления, если глава был избран из состава данного органа;

•   отзыв  главы муниципального образования избирателями;

•   признание судом безвестно отсутствующим или умершим;

•   выезд за пределы России на постоянное место жительства;

• прекращение гражданства России, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора России, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

•   установление в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

•   неисполнение или ненадлежащее исполнение главой муници­пального образования своих обязанностей, что может повлечь отрешение от должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Ответственность главы муниципального образования.

Cогласно  ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуп­равления несут ответственность перед населением муниципального образова­ния, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года устанавливает аналогичные основания ответственности.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуп­равления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Так, согласно ст. ст. 93-95 Устава г. Иванова ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города реализуется в виде права выражения недоверия соответствующим орга­нам и должностным лицам, отзыва депутата и Главы города.

Федеральный закон не определяет порядка и условий ответст­венности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они уста­навливаются в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь примени­тельно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населе­ния на решение вопросов местного значения.

Практика и муниципальное законодательство знают следую­щие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум; отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования. Институт выражения недоверия выборным органам и должностным лицам местного самоуправле­ния путем голосования на референдуме требует правовой регла­ментации. В законах субъектов РФ, в уставах муниципальных об­разованиях должны быть определены правовые последствия выра­жения недоверия населением выборным органам и должностным лицам местного самоуправления.

Кроме того, институт выражения недоверия в соответствии с уставом муниципального образования может быть использован в практике представительного органа местного самоуправления (де­путаты выражают недоверие, например, избранному ими долж­ностному лицу).

Институт отзыва населением выборного должностного лица местного самоуправления, как средства реализации законодатель­ных норм об ответственности данных выборных лиц, может быть, согласно статье 24 Закона об общих принципах организации мест­ного самоуправления предусмотрен в уставе муниципального обра­зования. В этом случае муниципальное образование с учетом зако­нодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц му­ниципального образования.

В уставе муниципального образования могут быть закрепле­ны основания и виды ответственности иных органов и долж­ностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного ор­гана местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность насту­пает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Например, согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 36), глава муниципального образо­вания (должность которого население вправе предусмотреть в ус­таве муниципального образования) может быть избран представи­тельным органом, которому он подотчетен. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответствен­ности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправ­ления.

Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации