Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Glava_Mun_obr.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

По итогам голосования и официального объявления счетной комиссией результатов подсчета голосов      представительный      орган      местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

- об избрании главы муниципального образования;

- о проведении второй тура голосования;

- о проведении повторных выборов с новым выдвижением кандидатов.

Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов представительного органа.

Если в бюллетень для тайного голосования внесено более двух кандидатов на должность главы муниципального образования и ни один из них не набрал более половины голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов от установленного числа представительного органа  местного самоуправления.   Избранным  считаются кандидат, набравший во втором туре голосования наибольшее число голосов, но при условии, что оно превышает половину голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Если после второго тура голосования избрание не состоялось, либо в бюллетень для голосования первоначально было внесено не более двух кандидатов и никто из них не набрал необходимою числа голосов, то проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов в порядке, предусмотренном Законом.

Полномочия главы муниципального образования, избранного из состава представительною органа местного самоуправления, могут быть прекращены досрочно по решению представительного органа, принятому 2/3 голосов от установленного числа депутатов представительного органа. Вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в этом случае может обсуждаться на заседании представительного органа только в его присутствии с обязательным предоставлением ему слова для выступления.

Поскольку правовое обеспечение выборов глав муниципальных образований во многих субъектах Федерации запаздывает, некоторые муниципальные образования сами установили порядок выборов главы муниципального образования представительным органом.

Законы некоторых субъектов Федерации предусматривают участие в выборах главы муниципального образования органов государственной власти субъекта Федерации. В одном из субъектов Российской Федерации, например, было предусмотрено назначение главой субъекта главы муниципального образования (мэра) столицы данного субъекта. В связи с этим гражданин, который выдвинул себя кандидатом на должность главы города, получил отказ в разрешении начать сбор подписей. По жалобе этого гражданина Конституционный Суд констатировал неконституционность соответствующего положения (Определение от 8 октября 1999 г. №138 - О[1]) – Конституционный Суд подтвердил исключительное право граждан, проживающих на территории муниципального образования, непосредственно либо через представительный орган местного самоуправления определять способ формирования органов местного самоуправления, включая избрание главы муниципального образования. Из этого также следует обязанность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить безусловное право населения или избранных им представительных органов местного  самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц, формировать органы местного самоуправления, включая избрание ими главы муниципального образования.

В данном случае попытка государственной власти вторгнуться в осуществление местного самоуправления носила очевидный характер. Другой субъект Федерации постарался создать имитацию конституционности положений о замещении должности главы администрации муниципального образования, замаскировать свое определяющее участие в формировании органов местного самоуправления. Согласно его законодательству главу администрации муниципального образования избирал представительный орган местного самоуправления (эта возможность предусматривается и п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российс­кой Федерации"), однако только по представлению главы субъекта Федерации, но никакого другого лица. Конституционный Суд в Определении от 11 июня 1999 г. №105 - 0[1] подтвердил не конституционность такой конструкции, согласно которой воля должностного лица государственной власти оказывается определяющей для замещения должности. В дальнейшем эти правовые позиции были подтверждены в ряде других определений Конституционного Суда.

Избрание главы муниципального образования гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования проводятся в соответствии с уставом данного муниципального образования и в соответствии с законом муниципального образования. Так, в Ивановской области выборы главы муниципального образования производятся в соответствии со ст. 71 Устава г. Иваново[3] и законом Ивановской области «О Выборах в поселениях» от 17.02.2005 г.[4] 

Выборы в органы местного самоуправления назначаются представительными органами местного самоуправления поселений. Решение о назначении выборов оформляется правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который были избраны органы местного самоуправления предыдущего созыва.

Решение о назначении муниципальных выборов должно быть принято не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

В целях реализации прав избирателей избирательными комиссиями поселений по форме, установленной избирательной комиссией Ивановской области, составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной автоматизированной информационной системы.

Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет орган местного самоуправления. Указанные сведения направляются уполномоченным органом местного самоуправления в избирательные комиссии поселений не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Участковая комиссия не позднее чем- за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Выборы главы поселения проводятся по единому муниципальному избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального образования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки создаются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке.

Избирательная комиссия Ивановской области при проведении муниципальных выборов является вышестоящей для избирательных комиссий поселений, участковых избирательных комиссий.

Выдвижение кандидатов на должность главы городского или сельского поселения начинается после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

Выдвижение кандидатов может осуществляться не позднее чем за 48 дней до дня голосования.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии поселения с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом и Законом Ивановской области «О выборах в поселениях»[5].

Выдвижение кандидатов политической партией, региональным отделением политической партии или иным структурным подразделением политической партии осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", уставом политической партии.

Выдвижение кандидатов избирательным блоком осуществляется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, общественных объединений, входящих в избирательный блок, тайным голосованием большинством голосов делегатов, присутствующих на указанном съезде (конференции), общем собрании.

Выдвижение кандидатов на должность главы поселения общественным объединением, имеющим в соответствии с вышеуказанным Законом права избирательного объединения, осуществляется в соответствии с уставом данного общественного объединения на съезде (конференции, собрании) общественного объединения тайным голосованием большинством голосов делегатов, присутствующих на указанном съезде (конференции, собрании).

О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию поселения представляется письменное уведомление и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия,  имя, отчество, дата и  место  рождения, образование, основное место работы, гражданство, паспортные данные).

Вместе с уведомлением, настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию поселения должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах.

Кандидат, выдвинутый на должность главы поселения избирательным объединением, избирательным блоком, представляет в избирательную комиссию поселения протокол или иной документ съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата (кандидатов).

В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, регистрация кандидата при наличии составленного заявления кандидата о его согласии баллотироваться по избирательному округу а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей осуществляется избирательной комиссией поселения.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями поселений за счет средств, выделенных на эти цели в соответствии с Федеральным законом, законами Ивановской области, правовыми актами органов местного самоуправления из местных бюджетов поселений, за исключением выборов, проводимых во вновь созданных поселениях. Средства для финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь созданных поселений предусматриваются в областном бюджете на 2005 год.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления избирательной комиссии поселения об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией.

Информационное обеспечение муниципальных выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой администрации поселения.

Для проведения выборов избиратель получает бюллетень.

При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год рождения;

в) место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта);

г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;

е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, запись: "Выдвинут избирательным объединением (избирательным блоком)" с указанием краткого наименования избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата;

ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слова "Независимый кандидат";

з)  сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей), при этом в случае, предусмотренном пунктом

На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

Голосование на муниципальных выборах проводится с 8 до 20 часов местного времени.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

В день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации (далее - паспорт) или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.

При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации