Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Glava_Mun_obr.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

-    вносит от имени муниципального образования предложения в Законо­дательное  собрание  и  Администрацию области  по  проектам   планов социально-экономического   развития   и   бюджета   Ивановской   области  а также  по  проектам  планов государственных  предприятий, организаций,   расположенных   на   территории   города,   по   запросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории;

- осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов и подразделений Администрации города по выполнению их функций: по управлению муниципальной собственностью; осуществлению единой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 экономически оправданной и социально обоснованной политики цен в городе; социально-культурному обслуживанию населения; по охране природы, использованию земли и других природных ресурсов; Я обрети строительства, транспорта и связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытовою и торгового обслуживания населения; обеспечения законности и правопорядка в муниципальном образовании; осуществляет на регулярной основе личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, обеспечивает организацию соответствующей работы руководителями всех органов и подразделений Администраций  города, районных администраций, руководителей подведомственных предприятий и учреждений;

- представляет интересы Администрации города, принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в суде, арбитражном суде, в соответствующих органах государственной власти и управления, а также во взаимоотношениях с другими муниципальными образованиями, обеспечивает развитие с другими муниципальными образованиями.

В соответствии с Уставом г. Воронежа, утвержденном постановлением Воронежского городского муниципального Совета от 29 декабря 1995 года, работой муниципального Совета руководит Глава города (председатель муниципального Совета), который председательствует на заседаниях муниципального Совета и обладает правом совещательного голоса во время обсуждения вопросов, а также правом решающего голоса в случае, когда при голосовании голоса депутатов разделились поровну. А согласно Уставу г. Калининграда, подтвержденному решением городской Думы от 25 сентября 1996 года, г., глава местного самоуправления входит в состав городского Совета, председательствует на его заседаниях и участвует в принятии решений только с правом совещательного голоса. Широкие полномочия имеет глава города в Пензе. По Уставу города (утвержден решением Пензенской городской Думы от 29 января 1996 г.) он председательствует на сессиях городской Думы и подписывает принимаемые решения, участвует в принятии решений Думы с правом решающего голоса. Глава города реализует также полномочия городской Думы в случае досрочного прекращения ее деятельности до первого заседания вновь избранной Думы.[1]

В Челябинске глава города, будучи выборным должностным лицом и возглавляя деятельность по осуществлению городского самоуправления, также входит в состав городской Думы, является ее председателем, созывает и ведет заседания Думы, координирует работу депутатов и комиссий Думы, выполняет ряд других полномочий. В соответствии с Уставом г. Челябинска, принятым 17 декабря 1995 г., его администрация, будучи исполнительным и распорядительным органом городского самоуправления, осуществляет свою деятельность под руководством главы города который, однако формально не является главой администрации города.

Таким образом, можно выделить три варианта статуса глав муниципальных образований, влияющего на их полномочия в отношениях с представительными органами местного самоуправления:

1)      глава      муниципального     образования      является      председателем представительного органа местного самоуправления, не являясь депутатом и главой местной администрации;

2)   будучи   избранным   депутатом,   глава   муниципального   образования является председателем представительного органа местного самоуправления и возглавляет местную администрацию;

3)     глава     муниципального    образования,     являясь     главой    местной

администрации и представляя муниципальное образование, может в отдельных случаях председательствовать на заседаниях представительного органа.

Различается    и    характер    взаимоотношений    между    главой    местного самоуправления     и     местной     администрацией.     Встречаются следующие варианты:

              лично руководит деятельностью местной администрации. При этом в наименовании его должности либо в сочетании со словами «глава местного самоуправления», «глава муниципального образования» присутствуют слова «глава администрации», «глава местной администрации» (например, «глава муниципального образования — глава  администрации»), или он называется главой местного самоуправления, Главой муниципального образования и т.д. (хотя руководит в том числе исполнительно-распорядительной деятельностью в муниципальном образовании);

- осуществляет общее руководство муниципальным образованием, деятельностью по осуществлению местного самоуправления, обладает незначительным объемом полномочий исполнительно-распорядительного характера. Оперативное же руководство различными сферами жизни муниципальною образования, подавляющее большинство исполнительно-распорядительных функций принадлежит руководителю местной администрации, назначенному представительным органом (или нанятым на контрактной основе) и подотчетному представительному органу (главе местного самоуправления);

      -    практически     не    участвует    в    осуществлении    исполнительных полномочии,     в   деятельности     местной     администрации;     местная администрация   возглавляется  назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем местной администрации.

Если   параллельно с   главой   местного   самоуправления имеется   глава администрации, то статус главы местного  самоуправления принципиально отличается и в зависимости от формы его участия в назначении на должность руководителя местной администрации.

Последний может назначаться самим главой местного самоуправления, главой местного самоуправления по согласованию с представительным органом, представительным органом по согласованию с главой местного самоуправления, представительным органом по представлению главы местного самоуправления (или даже без такого представления).

В ч. 3 ст. 16 Федерального зако­на от 28 августа 1995 г. говорится о том, что глава муници­пального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 года к полномочиям главы муниципального образования относит:          

-                     принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений,издание муниципальных правовых актов;

-                     установление официальных символов муниципального образования;

-                     создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и возмещение муниципального заказа;

-                     установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

-                     организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

-                     принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставления указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-                     учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

-                     осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

-                     иными полномочиями;

-                     иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10.2003 года,уставами муниципальных образований.

Компетенция глав муниципальных образо­ваний производна от компетенции самоуправляющихся терри­торий. Кроме того, она имеет специфику, обусловленную ста­тусом главы как высшего должностного лица. Компетенция закрепляется в уставах муниципальных образований, законо­дательных актах субъектов Российской Федерации[1]. Анализируя уставы различных муниципальных образова­ний, можно констатировать, что спектр полномочий главы является достаточно широким.

Совокупность полномочий главы муниципального образо­вания составляют несколько блоков.

Соблюдение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. На главу муниципального образования возлага­ется задача выполнения законов и иных актов Российской Фе­дерации, указов Президента России, законов и других норма­тивных актов субъектов Федерации, уставов и иных правовых документов муниципальных образований.

Представительские полномочия. Глава муниципального образования представляет самоуправляющуюся территорию в федеральных органах государственной власти, органах госу­дарственной власти субъектов Федерации; выступает офици­альным представителем муниципального образования внутри страны и за ее пределами; принимает меры по обеспечению и защите интересов населения муниципального образования в суде, арбитражном суде, иных органах власти и управления. Глава муниципального образования как выборное должност­ное лицо представляет интересы жителей соответствующей территории в органах местного самоуправления. Он имеет право принимать участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, пользуется правом законодательной инициати­вы; содействует развитию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.

Руководство исполнительными органами местного само­управления. В этой сфере деятельности главе муниципально­го образования принадлежат полномочия: по руководству орга­нами и структурными подразделениями местной администра­ции, учреждениями, финансируемыми из местного бюджета, а также предприятиями муниципальной формы собственнос­ти; по разработке и утверждению структуры администрации, определению ее штатов, организации работы с кадрами муни­ципальных служащих; по назначению на должности и осво­бождению от них руководителей структурных подразделений администрации; по отмене при необходимости приказов руко­водителей структурных подразделений администрации.

Взаимоотношения с представительным органом местно­го самоуправления. Глава муниципального образования направ­ляет в соответствующую Думу проект местного бюджета, отчет о его исполнении, отчет о расходовании средств внебюд­жетных и валютных фондов; представляет в Думу программы и планы социально-экономического развития муниципального образования; отчитывается перед Думой о деятельности ад­министрации. Руководитель муниципального образования вно­сит в представительный орган проекты нормативных правовых актов, принятие которых входит в его компетенцию. Он под­писывает нормативные акты представительного органа, кото­рые последний вправе вернуть для повторного рассмотрения.

Хозяйственные полномочия. Глава осуществляет функ­ции, связанные с разработкой порядка управления и распоря­жения муниципальной собственностью; распоряжается сред­ствами местного бюджета, средствами внебюджетных и ва­лютных фондов; открывает и закрывает счета администрации в банковских учреждениях, подписывает финансовые доку­менты; заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, органами местно­го самоуправления других муниципальных образований, пред­приятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными; осуществляет регистрацию субъектов предпринимательской деятельности; формирует муниципальный заказ; управляет муниципальной собственностью; создает, реоргани­зует и ликвидирует муниципальные предприятия, учреждает их уставы, назначает и освобождает руководителей; предос­тавляет земельные участки, ведет земельный кадастр и т. д.

Реализуя свою компетенцию, глава муниципального обра­зования издает правовые акты. По характеру они делятся на нормативные и ненормативные. Критерии, позволяющие про­вести различие между ними, распространяются как на акты представительных органов местного самоуправления, так и на акты глав муниципальных образований. Именоваться они могут самым различным образом. В большинстве случаев это поста­новления и распоряжения. Постановления — акты норматив­ного свойства, принимаемые по наиболее значимым местным вопросам, адресованные неопределенному числу субъектов и рассчитанные на длительное, неоднократное использование.

Распоряжения — акты правоприменительного, индиви­дуального характера, рассчитанные на конкретных адреса­тов. Как правило, они издаются по вопросам внутренней орга­низации и деятельности органов местного самоуправления. На практике имеют место случаи, когда главы подписы­вают отдельные акты представительных органов местного са­моуправления (перечень таких вопросов определяется в регла­менте Думы); обладают правом вето на решения местных пред­ставительных органов.

Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации