Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
- вносит от имени муниципального образования предложения в Законодательное собрание и Администрацию области по проектам планов социально-экономического развития и бюджета Ивановской области а также по проектам планов государственных предприятий, организаций, расположенных на территории города, по запросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории;
- осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов и подразделений Администрации города по выполнению их функций: по управлению муниципальной собственностью; осуществлению единой
- представляет интересы Администрации города, принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в суде, арбитражном суде, в соответствующих органах государственной власти и управления, а также во взаимоотношениях с другими муниципальными образованиями, обеспечивает развитие с другими муниципальными образованиями.
В соответствии с Уставом г. Воронежа, утвержденном постановлением Воронежского городского муниципального Совета от 29 декабря 1995 года, работой муниципального Совета руководит Глава города (председатель муниципального Совета), который председательствует на заседаниях муниципального Совета и обладает правом совещательного голоса во время обсуждения вопросов, а также правом решающего голоса в случае, когда при голосовании голоса депутатов разделились поровну. А согласно Уставу г. Калининграда, подтвержденному решением городской Думы от 25 сентября 1996 года, г., глава местного самоуправления входит в состав городского Совета, председательствует на его заседаниях и участвует в принятии решений только с правом совещательного голоса. Широкие полномочия имеет глава города в Пензе. По Уставу города (утвержден решением Пензенской городской Думы от 29 января 1996 г.) он председательствует на сессиях городской Думы и подписывает принимаемые решения, участвует в принятии решений Думы с правом решающего голоса. Глава города реализует также полномочия городской Думы в случае досрочного прекращения ее деятельности до первого заседания вновь избранной Думы.[1]
В Челябинске глава города, будучи выборным должностным лицом и возглавляя деятельность по осуществлению городского самоуправления, также входит в состав городской Думы, является ее председателем, созывает и ведет заседания Думы, координирует работу депутатов и комиссий Думы, выполняет ряд других полномочий. В соответствии с Уставом г. Челябинска, принятым 17 декабря 1995 г., его администрация, будучи исполнительным и распорядительным органом городского самоуправления, осуществляет свою деятельность под руководством главы города который, однако формально не является главой администрации города.
Таким образом, можно выделить три варианта статуса глав муниципальных образований, влияющего на их полномочия в отношениях с представительными органами местного самоуправления:
1) глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления, не являясь депутатом и главой местной администрации;
2) будучи избранным депутатом, глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления и возглавляет местную администрацию;
3) глава муниципального образования, являясь главой местной
администрации и представляя муниципальное образование, может в отдельных случаях председательствовать на заседаниях представительного органа.
Различается и характер взаимоотношений между главой местного самоуправления и местной администрацией. Встречаются следующие варианты:
лично руководит деятельностью местной администрации. При этом в наименовании его должности либо в сочетании со словами «глава местного самоуправления», «глава муниципального образования» присутствуют слова «глава администрации», «глава местной администрации» (например, «глава муниципального образования — глава администрации»), или он называется главой местного самоуправления, Главой муниципального образования и т.д. (хотя руководит в том числе исполнительно-распорядительной деятельностью в муниципальном образовании);
- осуществляет общее руководство муниципальным образованием, деятельностью по осуществлению местного самоуправления, обладает незначительным объемом полномочий исполнительно-
- практически не участвует в осуществлении исполнительных полномочии, в деятельности местной администрации; местная администрация возглавляется назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем местной администрации.
Если параллельно с главой местного самоуправления имеется глава администрации, то статус главы местного самоуправления принципиально отличается и в зависимости от формы его участия в назначении на должность руководителя местной администрации.
Последний может назначаться самим главой местного самоуправления, главой местного самоуправления по согласованию с представительным органом, представительным органом по согласованию с главой местного самоуправления, представительным органом по представлению главы местного самоуправления (или даже без такого представления).
В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 28 августа 1995 г. говорится о том, что глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 года к полномочиям главы муниципального образования относит:
- принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений,издание муниципальных правовых актов;
- установление официальных символов муниципального образования;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и возмещение муниципального заказа;
- установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
- организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставления указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
- иными полномочиями;
- иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10.2003 года,уставами муниципальных образований.
Компетенция глав муниципальных образований производна от компетенции самоуправляющихся территорий. Кроме того, она имеет специфику, обусловленную статусом главы как высшего должностного лица. Компетенция закрепляется в уставах муниципальных образований, законодательных актах субъектов Российской Федерации[1]. Анализируя уставы различных муниципальных образований, можно констатировать, что спектр полномочий главы является достаточно широким.
Совокупность полномочий главы муниципального образования составляют несколько блоков.
Соблюдение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. На главу муниципального образования возлагается задача выполнения законов и иных актов Российской Федерации, указов Президента России, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, уставов и иных правовых документов муниципальных образований.
Представительские полномочия. Глава муниципального образования представляет самоуправляющуюся территорию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации; выступает официальным представителем муниципального образования внутри страны и за ее пределами; принимает меры по обеспечению и защите интересов населения муниципального образования в суде, арбитражном суде, иных органах власти и управления. Глава муниципального образования как выборное должностное лицо представляет интересы жителей соответствующей территории в органах местного самоуправления. Он имеет право принимать участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, пользуется правом законодательной инициативы; содействует развитию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.
Руководство исполнительными органами местного самоуправления. В этой сфере деятельности главе муниципального образования принадлежат полномочия: по руководству органами и структурными подразделениями местной администрации, учреждениями, финансируемыми из местного бюджета, а также предприятиями муниципальной формы собственности; по разработке и утверждению структуры администрации, определению ее штатов, организации работы с кадрами муниципальных служащих; по назначению на должности и освобождению от них руководителей структурных подразделений администрации; по отмене при необходимости приказов руководителей структурных подразделений администрации.
Взаимоотношения с представительным органом местного самоуправления. Глава муниципального образования направляет в соответствующую Думу проект местного бюджета, отчет о его исполнении, отчет о расходовании средств внебюджетных и валютных фондов; представляет в Думу программы и планы социально-экономического развития муниципального образования; отчитывается перед Думой о деятельности администрации. Руководитель муниципального образования вносит в представительный орган проекты нормативных правовых актов, принятие которых входит в его компетенцию. Он подписывает нормативные акты представительного органа, которые последний вправе вернуть для повторного рассмотрения.
Хозяйственные полномочия. Глава осуществляет функции, связанные с разработкой порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; распоряжается средствами местного бюджета, средствами внебюджетных и валютных фондов; открывает и закрывает счета администрации в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы; заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, органами местного самоуправления других муниципальных образований, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными; осуществляет регистрацию субъектов предпринимательской деятельности; формирует муниципальный заказ; управляет муниципальной собственностью; создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия, учреждает их уставы, назначает и освобождает руководителей; предоставляет земельные участки, ведет земельный кадастр и т. д.
Реализуя свою компетенцию, глава муниципального образования издает правовые акты. По характеру они делятся на нормативные и ненормативные. Критерии, позволяющие провести различие между ними, распространяются как на акты представительных органов местного самоуправления, так и на акты глав муниципальных образований. Именоваться они могут самым различным образом. В большинстве случаев это постановления и распоряжения. Постановления — акты нормативного свойства, принимаемые по наиболее значимым местным вопросам, адресованные неопределенному числу субъектов и рассчитанные на длительное, неоднократное использование.
Распоряжения — акты правоприменительного, индивидуального характера, рассчитанные на конкретных адресатов. Как правило, они издаются по вопросам внутренней организации и деятельности органов местного самоуправления. На практике имеют место случаи, когда главы подписывают отдельные акты представительных органов местного самоуправления (перечень таких вопросов определяется в регламенте Думы); обладают правом вето на решения местных представительных органов.
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации