Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
Парадокс ситуации заключается в том, что при подобной системе принятия нормативно-правовых актов местного значения невозможно определить субъекта, который будет нести административно-правовую или уголовно -правовую ответственность за последствия незаконных актов, принятых субъектами местного нормотворчества.
Главу муниципального образования с точки зрения формально-юридических позиций нельзя привлечь к уголовно-правовой или административно-правовой ответственности, так как решения, как муниципально - правовые акты, не отнесенные к его компетенции, должны быть приняты местным представительным органом.
Местный же представительный орган также не может являться субъектом, на который может быть возложена уголовно-правовая или административно-правовая ответственность за последствия незаконного правового акта или за неисполнение решения судебного органа, так как решения местного представительного органа принимаются коллегиально, а в соответствии с действующим как уголовно-правовым, так и административно-правовым законодательством возможна только ответственность конкретного физического или должностного лица, механизм же наступления уголовно-правовой или административно-правовой ответственности местного представительного органа за принимаемые решения не предусмотрен.[1]
Сказанное не столь актуально применительно к принимаемым незаконным актам местного представительного органа, так как в отношении подобных решений местного представительного органа достаточно эффективно работают органы прокуратуры. Большую же актуальность и проблематичность принимает ситуация, когда глава муниципального образования отказывается исполнять судебные решения, ссылаясь на то, что решение по подобным вопросам в соответствии с уставом должно быть принято в форме муниципально - правового акта, издаваемого исключительно местным представительным органом.
Местный же представительный орган, действуя в угоду главе муниципального образования, может затягивать принятие решения по такому вопросу на неопределенно долгое время, мотивируя необходимостью детально выяснить все обстоятельства, детально проработать вопрос и т.д. Естественно, что такая ситуация недопустима с точки зрения законности, так как существенно затягивает сроки исполнения того или иного судебного решения.
Вероятно, все указанные последствия проистекают из того, что в российском законодательстве в настоящее время не выработан реальный механизм привлечения к ответственности коллегиальных органов. Однако применительно к теме исследования позволим себе сконцентрировать внимание на том обстоятельстве, что подобное состояние законодательства дает возможность главе муниципального образования, имея большинство в местном представительном органе, использовать данную ситуацию как реальный механизм ухода от уголовно-правовой и административно-правовой ответственности за неисполнение решений органов государственной власти, а также и от ответственности за последствия своих незаконных действий, оформленных в форме решений местного представительного органа.
Естественно, подобные ситуации необходимо искоренять. Давно назрела потребность в создании механизма реальной ответственности за неисполнение законодательства со стороны должностных лиц и органов местного самоуправления. Этот вопрос был достаточно слабо прописан в Федеральном законе от 28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Первым же реальным шагом в этом направлении стали изменения 2000 года в указанный закон¹, регулирующие порядок ответственности перед государством, о чем было сказано выше.
В заключение отметим, что указанная схема ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является попыткой законодателя, время покажет, насколько удачной, направленной на создание реального механизма ответственности глав муниципальных образований за совершение действий, не соответствующих требованиям законодательства, что в конечном итоге может явиться реальным шагом к укреплению управляемости России.
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ.
В настоящее время существует множество проблем, влекущих дисбаланс в отношениях органов государственной власти и местного самоуправлений. В первую очередь это отсутствие четкого правового разграничения полномочий между тремя уровнями власти, отсутствие механизма конституционно-правовой ответственности. При построении единой вертикали власти институт конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления играет ведущую роль. На органы местного самоуправления возложено решение задач, значимых и для государства, и для общества. В связи с этим необходимо не только декларировать, но и выработать механизмы их реализации[7].
Глава муниципального образования компетентен решать вопросы местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Он обладает, как правило, обширными полномочиями по сравнению с иными органами и должностными лицами местного самоуправления. Конкретные полномочия главы муниципального образования закрепляются в уставах муниципальных образований, законодательных актах субъектов Федерации.
В Федеральном законе положение главы муниципального образования в составе представительного органа изложено очень кратко. Уставы же определяют роль главы в этом смысле достаточно подробно, причем в разных муниципальных образованиях эта роль неодинакова. Главное, что отличает в ряде случаев статус главы муниципального образования, - избран он населением или представительным органом[8].
В Уставе города-района Борисоглебска Воронежской области глава муниципального образования избирается муниципальным Советом из числа депутатов и является председателем Совета. Он председательствует на заседа-ниях Совета и организует деятельность депутатов. Этим его функции и ограничиваются. По сути, вряд ли можно считать, что он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, ибо муниципальный Совет избирает еще главу администрации, который по своему функционально-правовому значению больше подходит к роли главы муниципального образования. Хотя он и не председательствует в Совете, но только по его представлению могут быть приняты решения Совета по ряду существенных вопросов, связанных с правотворческой деятельностью. Кроме того, глава администрации может обратиться в муниципальный Совет с предложением о приостановлении, отмене, дополнении и изменении документов, принятых муниципальным Советом. Устав не определяет правовых последствий таких обращений, но сама по себе их возможность вряд ли может быть оценена как формальная. Совсем иное положение и Ногинском районе Московской области. Глава района (именно так именуется здесь глава муниципального образования) избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он входит, согласно Уставу района, в состав Собрания представителен, организует его работу и председательствует на его заседаниях. Глава района вправе созывать и вести очередные и внеочередные, открытые и закрытые заседания Собрания представителей, вносить вопросы в повестку дня заседаний Собрания, вносить на рассмотрение Собрания представителей проекты решений, выступать с докладами или содокладами, выступать вне очереди на заседании Собрания, давать заключение по проектам решений Собрания и предлагать поправки к проектам, использовать право вето в отношении принятых Собранием решений. При внесении главой района поправок к проектам нормативного акта района каждая из этих поправок включается в проект, если не будет отклонена большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.
Как видим, возможности главы района влиять на деятельность Собрания представителей в этом случае весьма значительны. Это не просто вхождение в состав Собрания и выполнение роли председателя на его заседаниях. Это по сути руководство его деятельностью, что вряд ли закладывалось в содержание формул Федерального закона. Тем не менее, как устанавливает Закон, глава муниципального образования наделяется уставом собственной компетенцией без каких-либо ограничений.
О том, что формулу о «собственной компетенции» в совокупности с формулой о возможности вторжения в состав представительного органа и председательствовании в нем уставы разных муниципальных образований использует каждый по – своему, исходя, очевидно, из местных условий, традиции, соотношения политических сил и прочих обстоятельств, можно судить по многим документам, принимаемым в городах, районах, сельских округах, поселках и т.д. Причем весьма распространены случаи, когда глава муниципального образования является должностным лицом, играющим видную роль в организации исполнения решений представительных opгaнoв. Если Федеральный закон избегаем термина "исполнительный орган" (по-видимому, из опасения, что его сочетание с любой из самоуправленческих структур может вызвать нежелательные ассоциации с организацией советской власти на местах), то многие уставы (например, г. Хабаровска) напрямую закрепляют за главой местного самоуправления, избранного населением и входящего в состав представительного органа, обязанность организовывать и контролировать выполнение решений муниципалитета. Действуют уставы (скажем, в г. Омске), согласно которым избираемый населением глава городского самоуправления, хотя и является высшим должностным лицом, но наделен полномочиями реализовывать распорядительные, исполнительные и контрольные функции городского самоуправления. Таким образом, можно констатировать, что спектр полномочий главы муниципального образования, определяемый уставами, выглядит очень разным.
Так, на основании Закона Ивановской области от 03. 04. 93 № 13-03 « О местном самоуправлении в Ивановской области»[1], ст. 24 п. 4 Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования к компетенции главы муниципального образования могут быть отнесены любые вопросы местного значения и полномочия по их осуществлению, которые могут быть приняты к рассмотрению муниципальным образованием в соответствии с законодательством РФ и Ивановской области, за исключением вопросов, отнесенных к исключительному ведению муниципального Совета.
Избранный муниципальным Советом из числа депутатов глава муниципального образования входит а состав муниципального Совета, организует его работу и председательствует на его заседаниях представительного органа местною самоуправления. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав муниципального Совета и председательствовать на его заседаниях.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и муниципальному Совету.
Например, по уставу Глава муниципального образования входит в состав городской Думы и председательствует на ее заседаниях. Соответствующие полномочия главы муниципального образования городской Думы, в том числе связанные с подписанием и обнародованием актов Думы, носят представительный характер и не могут быть делегированы Мэром другим должностным липам. Некоторые из этих полномочий Главы муниципального образования могут осуществляться в период его отсутствия заместителем главы муниципального образования по городскому самоуправлению в соответствии с Уставом и в пределах, установленных Регламентом городской Думы.
Как высшее должностное лицо муниципальной) образования Глава муниципального образования непосредственно осуществляет следующие полномочия:
- официально представляет городское сообщество во взаимоотношениях с другими муниципальными образованиями, с областными и федеральными органами государственной власти, а также является официальным представителем в международных связях городского муниципального образования;
- разрабатывает схему управления отраслями городского хозяйства, социальной сферой, обеспечивает организацию охраны общественного порядка и прав граждан на территории муниципального образования, обеспечивает организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями Администрации города, хозяйственно-экономическим
- организует и добивается в пределах своей компетенции выполнения решений городской Думы, собственных постановлений и распоряжений всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями;1 находящимися на территории муниципального образования;
- заключает договоры и соглашения с иными муниципальными образованиями, государственными и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;
- представляет муниципальному Совету ежегодный отчет о деятельности местной администрации и о положении в городе;
- осуществляет общее руководство разработкой и вносит на утверждение муниципального Совета проекты планов и программ социально-экономического развития города, бюджета, планов приватизации объектов муниципальной собственности, организует их исполнение;
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации