Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, дипломная работа
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………………….24
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного, административного и финансового права
Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации
Дипломная работа
Допускается к защите
Зав. кафедрой
Иваново 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Введение.
Муниципальная реформа 90-х годов XX столетия стала одной из важнейших составляющих широкого круга преобразований в Российской Федерации. Нельзя не согласиться с выводом А.С. Бурмистрова о том, что в процессе ее проведения был накоплен значительный опыт реорганизации власти на местах, произошло становление новых специфических институтов муниципального права, развились юридические средства защиты прав граждан в сфере местного самоуправления. В то же время формирование местного самоуправления оказалось и остается одной из весьма трудных задач политической реформы и обновления государственности в России.
Несмотря на значительный исторический период своего развития, российское местное самоуправление не имеет четко определенных понятий. Подтверждением тому является большое количество публикаций, объясняющих сущность местного самоуправления. В то же время юридически грамотное определение местного самоуправления имеет принципиальное и ключевое значение для определения всего российского нормативного правового поля, связанного с вопросами местного значения.
Отдельными российскими юристами конца XX века отмечается, что природа современного местного самоуправления не может быть однозначно определена, так как затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от государственных. То есть местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования.[1]
Результатом многолетней работы по организации местного самоуправления в XX веке в европейских государствах стало принятие в 1 985 г. в форме конвенции Европейской хартии местного самоуправления. Хартия обобщила европейский и мировой опыт, восполнила пробелы в нормативах по определению и защите прав местных органов власти, которые ближе всего к населению, и в представлении населению возможности активного участия в принятии решений, затрагивающих его повседневную жизнь.
Хартия определяет понятие местного самоуправления как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.[1]
Несколько иное положение с определением сущности местного самоуправления в российском законодательстве. Так, в Законе РСФСР, принятом 6 июля 1991 г., в ст. 1 определялось, что «местное (территориальное) самоуправление в РФ — система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций и законов республик в составе РФ».
В ст. 2 определялась система местного самоуправления, которая включала в себя:
— механизм осуществления местного самоуправления: через представительный орган власти — местные Советы народных депутатов; соответствующие органы управления — местную администрацию; местный референдум, собрания (схода) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии; а также органы территориального общественного самоуправления населения;
— территорию осуществления местного самоуправления — район, город, районы в городах, поселки. Сельсоветы, сельские населенные пункты; порядок образования, упразднения, объединения; установления их границ и возможность им объединяться в ассоциации.
В декабре 1993 г. на всероссийском референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, ст. 130 которой определяла, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Статья 132 дополняла, что «органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств».
В октябре 1994 г. в Санкт - Петербурге Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств приняла декларацию «О принципах местного самоуправления в Государствах Содружества». Статья 1 данной Декларации устанавливает, что «под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законом государства». Какого-либо определения «системы» здесь уже не дается.
В 1995 году Федеральным Собранием Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Часть 1 ст. 2 определяет, что «местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». То есть российский законодатель, как об этом говорит Е.С. Шугрина, не определил природу местного самоуправления. Субъектом определил местное население, предметом — самостоятельную и под свою ответственность деятельность местного населения по решению вопросов местного значения.
11 апреля 1998 года, спустя двенадцать лет после принятия Европейской хартии местного самоуправления, она была ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации, и 1 сентября 1998 года вступила в силу на территории Российской Федерации.[1] Официальный перевод документа несколько отличается от названной выше «русской версии». Здесь под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и е интересах местного населения». И, хотя вызывает недоумение различный перевод в официальном русском тексте Европейской хартии одной и той же французской фразы «des affaires publiques» с французского на русский язык (в первом случае в 4 абзаце преамбулы как «государственные дела», а в ст. 3 как «публичные дела»), для нас остается главным то, что европейский законодатель приоритет в способности и ответственности за дела возлагает на органы местного самоуправления, а российский законодатель на население муниципального образования.
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях. Документом, закрепляющим opгaнизационную структуру муниципального образования, является его устав.
К сожалению, практика дает очень мало примеров соблюдения этого правила. Более того, законы субъектов Российской Федерации в ряде случаев слишком жестко определяют структуру органов местного самоуправления, не учитывая сказанное на этот счет в Федеральном законе.
Должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период, когда идет реформа местного самоуправления, кристаллизация его форм, когда с трудом преодолеваются не заслуживающие уважения многолетние традиции и когда, кстати сказать, требуется особое внимание к сохранению ценных правил и обычаев, необходим авторитетный выборный руководитель[1]. Именно такую должность предусматривает Федеральный закон. Но если Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года оставлял решение вопроса о целесообразности ее введения за самим муниципальным образованием, то аналогичный закон 2003 года предусматривает должность главы муниципального образования как обязательную.
Необходимость рассмотрения правового положения главы муниципального образования объясняется тем, что отечественная практика организации муниципальной власти, как правило, идет по пути наделения главы муниципального образования полномочиями по осуществлению исполнительной власти на территории муниципального образования. Нередко именно глава муниципального образования возглавляет исполнительный орган местного самоуправления.
Все это подчеркивает актуальность настоящей темы работы, для раскрытия которой необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общеправовой статус главы муниципального образования – его понятие, порядок замещения должности, срок полномочий, основания и порядок их прекращения;
- охарактеризовать компетенцию главы муниципального образования, проанализировать наиболее типичные варианты ее закрепления в уставах муниципальных образований.
При рассмотрении этих вопросов я основывалась как на нормативном материале (Конституции РФ, Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года и от 6 октября 2003 года, нормативно - правовых актах Ивановской области и других субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований), а также исследованиях отечественных правоведов, таких как Н.С. Бондарь, В.И. Васильев, О.Е. Кутафин, Иванченко А.В., Пискотин М.И. и др.
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации.
§1. Понятие главы муниципального образования, его место в системе органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Норма этого пункта диспозитивна, поэтому в одном муниципальном образовании глава может быть, а в другом сочтут, что такая должность не нужна.
Наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Термин "глава муниципального образования" был введен в оборот Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". До появления данного акта были распространены понятия "глава местной администрации", "глава местного самоуправления". Причем ни одно из них не имело четкого толкования. С одной стороны, можно было предполагать, что это тождественные понятия. С другой — что наименование зависит от способов вступления в должность: если лицо избиралось населением, его следует именовать главой местного самоуправления, в случае назначения — это глава местной администрации. Наконец, конкретные реалии позволяли провести и иное разграничение: в границах территорий, где представительные органы не создавались, действовал глава местного самоуправления; там, где представительный орган функционировал, исполнительный орган возглавлял глава местной администрации.
В Указе Президента Российской Федерации от 26 октября 1993г. №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ», утвердившем Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы[1], содержались оба вышеназванных
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации