Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

манатова.docx

— 79.88 Кб (Скачать)

3.Повысительная насосная  станция с двумя резервуарами  чистой воды с. Раздор Камызякского  района Астраханской области;

4. Реконструкция очистных  сооружений и разводящих сетей  водопровода пос. Волго-Каспийский  Камызякского района Астраханской  области;

5. Реконструкция очистных  сооружений водопровода с. Икряное   Икрянинского  района Астраханской  области (I очередь.Водоснабжение  с. Икряное речной водой);

6. Водопроводные очистные  сооружения и разводящие сети  водопровода  с. МаячноеИкрянинского  района Астраханской области;

7. Реконструкция системы  водоснабжения с. Кривой Бузан  Красноярского района финансирование  за счет бюджета Астраханской  области;

8. Водоснабжение п. Старо-ВолжскийИкрянинского  района Астраханской области;

9.Строительство установки  обеззараживания на СОВ Камызякского  группового водопровода Астраханской  области;

10. Строительство насосной  станции и водопроводных сетей  в п. Винный Володарского района;

11. Водоснабжение с. НиколаевкаНаримановского  района Астраханской области  финансирование.

За истекший период 2012 года по вышеперечисленным объектам выполнено  работ на сумму 107,226 млн. рублей, том  числе за счет средств федерального бюджета- 51,805 млн. рублей, за счет средств  бюджета Астраханской области- 55,481 млн. рублей.

Кроме 11 объектов ведется  работа по 4 объектам в рамках комплексной  целевой программы «Чистая вода»  Астраханской области на 2010-29014 годы и перспективу до 2017 года:

- Межпоселковый водовод  с. Яндыки - с. Промысловка Лиманского  района Астраханской области  - 9,212 млн. рублей, работы выполнены  на 6,74 млн. рублей;

- Разводящие сети водопровода  с. ТузуклейКамызякского района  Астраханской области-1,706 млн. рублей, в июне 2012 года подрядная организация  приступила к завершению строительства;

В июне  был проведен аукцион  по 2-м объектам:

- Строительство разводящих  сетей водопровода с. БолхуныАхтубинского  района Астраханской области  - 0,3 млн. рублей (только для проведения  аукциона и начала работ;

- Разводящие сети хозяйственно-питьевого  водопровода вс. Увары и пос.  Успех Камызякского района Астраханской  области-1,0 млн. рублей (только для  проведения аукциона и начала  работ).

По результатам аукциона определены подрядные организации  на выполнение строительно-монтажных  работ. После заключений государственных  контрактов они приступят к осуществлению  работ.

Заявка Астраханской области  на получение из федерального бюджета  субсидий на реализацию региональной программы по развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод  в 2012 году прошла отбор в министерстве регионального развития Астраханской области. Необходимо  предусмотреть лимит бюджетных ассигнований в рамках комплексной целевой программы "Чистая вода Астраханской области " на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года»  для осуществления софинансирования  в размере 139,31 млн. рублей. Ведется работа по подготовке необходимых документов для определения суммы финансирования из федерального бюджета.

С целью подготовки к отопительному  периоду запланировано завершение строительства 8 котельных объектов социальной сферы Володарского и  Камызякского района, которое было начато в 2008 году

Работы ведутся на всех объектах, и планируется завершить  до начала отопительного сезона в  текущем году.

Кроме того, ведется работа по увеличению лимитов денежных средств  на осуществление мероприятий:

- «Реконструкция центральной  котельной №1 и тепловых сетей  п. Лиман Астраханской области». Соглашение предусматривает рассрочку  платежа до 2013 года. Работы необходимо  завершить в 2012 году до начала  отопительного сезона. Сумма требуемых  вложений для завершения 25,3 млн.  рублей;

- «Строительство блок  модульной котельной «Табола»  в г.Камызяк Астраханской области». Принято решение о реконструкции  всей системы теплоснабжения  города. Проектно-сметная документация  на строительствоизготовлена и  направлена на проверку в АУ  АО «Государственная экспертиза  проектов документов территориального  планирования, проектной документации  и результатов инженерных изысканий». Необходимо финансирование в  размере 16,3 млн. рублей;

- «Строительство блок  модульной котельной для теплоснабжения  СОШ №1,2 п. Володарский Астраханской  области». Центральная котельная  п. Володарский законсервирована. Для теплоснабжения объектов  социальной сферы необходимо  строительство  автономных котельных.  Проектно-сметная документация разработана   и  получила  положительное  заключение органов государственной  экспертизы. Администрацией муниципального  образования «Володарский район» закуплено оборудование. Для выполнения строительно-монтажных работ требуется финансирование в размере 10,0 млн. рублей.  

В рамках реализации программы  по созданию комплексной системы  обращения с отходами в Астраханской области во всех районах Астраханской области в июне 2012 года проводились  дни чистоты в рамках составленных графиков  проведения акций(каждую неделю: пятница, суббота)..

К участию привлекаются  муниципальные образования Астраханской области, ЗАО «АстраханьЭкоСервис», ЗАО «АПЭК», ЗАО «Южный цент переработки  вторичных материалов»,  молодежь (блогеры, студенты, активисты) Участники  акций обеспечиваются перчатками, пакетами, спец. инвентарем.

В июне 2012 года стартовал  пилотный проект по  раздельному  сбору твердых бытовых отходов.

Определены 10 пилотных объектов для проведения эксперимента:

  • бюджетные организации;
  • ТСЖ;
  • промышленные предприятия.

Министерством ежемесячно проводится работа по анализу уплаты НДФЛ и  налога на прибыль наиболее крупнымикурируемыми  министерством предприятиями отрасли.

По состоянию на 01.06.2012 года за 5 месяцев поступление НДФЛ – 47736,9 тыс. рублей, что составляет 82,2 % от  установленного  задания, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года  темп роста 113,8%.

Средняя заработная плата  по курируемым предприятиям организаций  коммунального комплекса за 5 месяцев  2012года составила 14408 рублей, по сравнению  с аналогичным периодом 2011 года  темп роста 104,9%.

Министерством ЖКХ также  проводится мониторинг поступления  налога на прибыль  курируемых организаций  коммунального комплекса.За январь-май 2012 года поступления в региональный бюджет налога на прибыль организаций  коммунального комплекса - 2,54 млн. рублей, что составляет 12,3 % от годового задания, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снижение поступлений на 32,2%. С предприятиями коммунального  комплекса, допустившими снижение уплаты налога на прибыль министерством  проводилась работа по выяснению  причин снижения уплаты.Основные причины снижения темпов поступлений налога в бюджет:снижение объема выполняемых работ, услуг;сокращение численности работников;увеличением расходов предприятия по основному виду деятельности.Выполнение задания по поступлению налога на прибыль в консолидированный бюджет Астраханской области за январь – май  2012 года, (по закрепленному кругу организаций)  при нормативе 100%  составляет  26,1%.

По состоянию на 01.07.2012 года дебиторская задолженность  предприятий коммунального комплекса  Астраханской области составила  4677,03 млн. рублей.

С целью обеспечения стабильного  функционирования предприятий отрасли  жилищно-коммунального хозяйстварегиона министерством ЖКХ Астраханской области постоянно проводится мониторинг состояния дебиторской задолженности.

В структуре дебиторской  задолженности предприятий ЖКХ  задолженность населения за потребленные коммунальные услуги составляет 48% (2251,95 млн. рублей).

В целом по Астраханской области ведение работы с дебиторской  задолженностью на предприятиях ЖКХ  остается на крайне слабом уровне.

Предприятиями ЖКХ направлено 103758 претензий должникам на сумму 1035,61 млн.руб., что составляет всего 22,1 % от общей дебиторской задолженности  предприятий ЖКХ .

Исковых требований, направленных  в суд о взыскании дебиторской  задолженности направлено 17937 ед. на сумму 314,66 млн.руб., что составляет всего 6,7% от общей дебиторской задолженности  предприятий ЖКХ

Из данного количества исковых о взыскании дебиторской  задолженности требований принято  решений суда только по 13275 искам  на сумму – 216,39 млн.руб. (или 4,6% от общей дебиторской задолженности предприятий ЖКХ).

К сожалению, исполнение решений  суда, взысканных службой судебных приставов остается на крайне низком уровне – отработано только 1,2% суммы  задолженности -  57,69 млн.руб. по 7571 принятым решениям.

Данная ситуация вызывает особую озабоченность, поскольку платежи  населения – это основной источник финансовых средств для выполнения работ предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства. При таких долгах потребителей предприятия ЖКХ не могут в полном объеме проводить ремонт и замену изношенных сетей и объектов, что влияет на качество предоставляемых услуг.

  Во исполнение Поручения  Президента РФ от 17.03. 2011  №  Пр-701 о разработке программ комплексного  развития систем коммунальной  инфраструктуры в городских и  сельских поселениях министерством проведена большая организационная и методическая работа с муниципальными образованиями области.

  На основании Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 06.05.2011 № 204, программы комплексного развития утверждены в 173  муниципальных образованиях. И задачей муниципалитетов является: изыскивать финансовые ресурсы на реализацию запланированных мероприятий.

  Вопрос «О разработке  и принятии программ комплексного  развития систем коммунальной  инфраструктуры муниципальных образований Астраханской области» был рассмотрен на семинаре-совещании областной отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальной сфере для руководителей, председателей профкомов, специалистов бухгалтерских и экономических служб организаций ЖКХ, состоявшегося 8июня 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

В ходе жилищной реформы изменился  государственный подход к сфере  жилищной политики, системе управления ЖКХ, ее правовой регламентации. Реформа  ввела частную собственность  на жилище, сформировала рынок жилья, возложила бремя содержания жилья  на собственников, чем затронула  интересы каждой семьи. Обеспечивая  дальнейшее проведение реформы, следует  иметь в виду высокую значимость ЖКХ как сферы жизнеобеспечения населения страны, необходимость  снятия социальной напряженности и  обеспечение доступности коммунальных услуг, обязательное достижение конечной цели - повышение качества жизни  людей.

Вместе с тем стоит отметить, что за годы проведения реформы жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации  достигнуты определенные успехи, в  том числе в Астраханской области:

- большинство отраслей жилищно-коммунального  хозяйства к настоящему времени  перешли или в стадии перехода  на рыночные основы хозяйствования  и самоокупаемость;

- в сфере оказания жилищно-коммунальных  услуг появились и развиваются  субъекты малого и среднего  бизнеса. Так, например, на территории  Астраханской области сейчас  действуют 60 коммерческих управляющих  компаний, оказывающих жилищные  услуги 4403 многоквартирным домам,  а это 61 % от всех многоквартирных  домов в регионе. В городе  Астрахани на рынок услуг по  вывозу и утилизации твердых  бытовых отходов на смену неэффективно  действовавшему МУП «Спецавтохозяйство  по уборке города Астрахани»  пришел частный инвестор-ЗАО «АстраханьЭкоСервис», обновивший парк автомобильной  спецтехники и осуществляющий  по городу замену и ремонт  контейнеров для сбора мусора. Теплоснабжение и горячее водоснабжение  левобережной части города осуществляет  субъект крупного бизнеса-ООО  «ЛУКОЙЛ-ТТК». Также на территории  города осуществляет услуги расчетно-кассового  обслуживания населения и предприятий  ЖКХ ООО «Единый информационно-расчетный  центр», деятельность которого направлена  на облегчение для абонентов  процесса оплаты жилищно-коммунальных услуг, а с другой стороны -на устранение необходимости для предприятий ЖКХ содержать собственные абонентские службы и заниматься взаиморасчетами с населением. Есть и другие примеры деятельности на территории нашего региона субъектов частного бизнеса в сфере ЖКХ. В связи с этим нужно признать необходимость постоянного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за деятельностью бизнес-структур в сфере ЖКХ, в плане соблюдения ими антимонопольного и иного законодательства, так как периодически мы все сталкиваемся со злоупотреблениями в этой сфере. Особенно болезненными для населения становятся действия субъектов естественных монополий, которые зачастую злоупотребляют своим монопольным положением на региональном рынке производства и сбыта коммунальных ресурсов населению (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение), устанавливая завышенные тарифы, производя незаконные отключения от подачи ресурсов отдельных многоквартирных домов и целых микрорайонов, не соблюдая установленных параметров качества поставляемых ресурсов и навязывая абонентам договоры энергоснабжения с заведомо кабальными условиями.

Информация о работе Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации