Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

манатова.docx

— 79.88 Кб (Скачать)

В соответствии с Положением о Департаменте строительства и жилищно-коммунального  хозяйства, утвержденным Министерством  промышленности и энергетики 4 октября 2004 г, некоторые функции в области  жилищной политики государства возложены  на Департамент.

Этот орган разрабатывает основы федеральной политики в области  строительства, жилищно-коммунального  хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики; механизмы формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного права граждан Российской Федерации  на жилище, рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального  комплекса.

Департамент занимается поиском способов увеличения объемов и повышения  безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного  назначения; выработкой государственной  политики в сфере технического регулирования  в области строительства и  промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в  сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве и  готовит предложения о нормативном  регулировании в данных сферах,

В соответствии с пунктом 2 постановления  Правительства России от 10 сентября 2004 г. N 477 «О внесении изменений в  некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления  государственного технического учета  и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности»  государственный технический учет объектов градостроительной деятельности ведут Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости и его  территориальные органы; техническую  инвентаризацию объектов градостроительной  деятельности осуществляют с 1 ноября 2004 г, организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации4.

Технический учет жилищного фонда  до 1 ноября 2004 г, возлагался на специализированные государственные и муниципальные  организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, а с 1 ноября 2004 г. - на организации (органы), аккредитованные Федеральным  агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Министерством  экономического развития и торговли России

 
1.3. Нормативно-правовые основы  регулирования отношений в жилищно-коммунальном  хозяйстве.

Указом Президента России от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. На этот федеральный орган исполнительной власти возложены функции проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Правовой статус агентства определен Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства России от 16 июня 2004 г. №286.

В соответствии с Положением о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Министерством промышленности и энергетики 4 октября 2004 г., некоторые государственные функции в области жилищной политики возложены на Департамент. Его основные задачи5:

· формирование основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики;

· создание механизмов рынка доступного жилья, жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса для реализации конституционного права граждан России на жилище;

· нахождение способов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения;

· выработка государственной политики в сфере технического регулирования строительства, выпуска строительных материалов, эксплуатации зданий, в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, подготовка предложений о нормативном регулировании в данных сферах.

Первая функция органов государственной власти в области жилищных отношений - установление порядка государственного учета жилищных фондов. Государственному учету подлежат, независимо от формы собственности, жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания6.

Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры зависит от экономического развития страны, конкретного региона и поселения. Жилищная обеспеченность граждан России составляет 21 квадратный метр на человека (в странах Европейского союза (ЕС) – 35, в США – 70 квадратных метра на человека). Ежегодный ввод жилья восстанавливается до уровня 1990 года: увеличился до 0,35 квадратных метра на человека при необходимом стандарте ввода - 1 квадратный метр на человека. Аварийность в коммунальном секторе доходит до 2,2 аварий и повреждений на один километр сети в год при допустимом уровне 0,3. Ежегодная замена сетей не превышает 1,2–1,4 процента от их общей протяженности, в то время как минимальная необходимость замены составляет 4 процента.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих сферу ЖКХ и осуществление предпринимательской деятельности в данной, следует выделить следующие основные:

–   Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;

–   Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»;

–   Указ Президента РФ от 27 мая 1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

–   Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»;

–   Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 432  
«О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»;

–   Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

–   постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год»;

–   постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 г. № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год»;

–   постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;

–   постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675  
«О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;

–   постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 г.  № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы»

–   постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг»;

–   постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

–   постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;

–   постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;

–   постановление Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг»;

–   постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9  
«Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»;

–   постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170  
«Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

–   постановления Правительства и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, устанавливающие цены и тарифы на различные виды работ и услуг в сфере ЖКХ;

–   методические документы Госстроя России по ценообразованию в сфере ЖКХ

 

 

 

 

 

2. Особенности функционирования  жилищно-коммунального хозяйства  России в современных условиях

2.1 Основные этапы и  направления реформирования жилищно-коммунального  хозяйства России в постсоветский  период

 

Анализ исторического развития организационно-правовых форм органов  государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством позволяет сделать вывод, что объект управления прошел путь постепенного обособления, позволившего сформироваться отраслевой системе.

С середины 60-х до 90-х гг. XX в. управление ЖКХ имело пятизвенный характер, с подчинением органов отраслевой компетенции исполкомам местных  Советов по горизонтали, с централизацией управления по вертикали. Это придавало  системе ЖКХ стабильность и устойчивость и позволяло проводить единую техническую политику в отрасли. К недостаткам управления относится  финансирование отрасли по остаточному  принципу, часто проявлявшаяся безхозяйственность при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, а также слабо  выраженная обратная связь.

Система управления сферой ЖКХ, которая  начала формироваться в ходе реформ 1990-х годов., в корне отличалась от существовавшей в советский период. Управление коммунальным комплексом переходило на принцип разделения управленческих и хозяйственных функций. Начали появляться новые формы собственности  на жилищный фонд помимо государственной: муниципальная и частная собственность. Одновременно государство стало  постепенно отстраняться от управления и финансирования деятельности жилищно-коммунального  комплекса. Большое количество функций  управления ЖКХ переходит к органам  власти субъектов российской Федерации  и органам местного самоуправления. Предприятия жилищно-коммунальной сферы начали становиться самостоятельными субъектами рынка. Обслуживание жилищного  фонда на низовом уровне осуществлялось жилищно-эксплуатационными управлениями, управлениями ЖКХ, жилищно-строительными  кооперативами, муниципальными унитарными предприятиями, дирекциями единого  заказчика и др7.

К концу первого этапа реформы  ЖКХ (1996 г.) в большинстве регионов изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне республики, края, области. На смену ТПО ЖКХ, совмещавших  функции государственного управления и хозяйствования, пришли Министерства, Комитеты, Департаменты, выполняющие  исключительно функции управления. В соответствии с новым законодательством  изменились и их задачи. Основная тяжесть  регулирования жилищно-коммунальных отношений была перенесена на уровень  местного самоуправления (города, населенного  пункта). На муниципальном уровне начали создаваться службы "Заказчика"-организации  по управлению жилищным фондом и реализации муниципального заказа по жилищно-коммунальному  обслуживанию населения.

В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой  программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы»  была разработана подпрограмма «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации»8, основные цели которой -повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами подпрограммы являлись:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных  предприятий путем реструктуризации  и ликвидации их задолженности  и доведения тарифов на жилищно-коммунальные  услуги для населения и других  потребителей до экономически  обоснованного уровня, жесткого  соблюдения установленных стандартов  оплаты услуг населением, перехода  от дотирования жилищно-коммунальных  предприятий и предоставления  категориальных льгот к субсидированию  малообеспеченных семей, ликвидации  перекрестного субсидирования тарифов;

- снижение издержек и повышение  качества и доступности жилищно-коммунальных  услуг, формирование инвестиционной  привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов-предприятий топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение государственной  поддержки процесса модернизации  жилищно-коммунального комплекса  на основе современных технологий  и материалов путем предоставления  бюджетных средств и государственных  гарантий по привлекаемым инвестициям.

Информация о работе Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации