Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44
В соответствии с Положением о Департаменте
строительства и жилищно-
Этот орган разрабатывает
Департамент занимается поиском способов
увеличения объемов и повышения
безопасности строительства объектов
жилищно-гражданского и промышленного
назначения; выработкой государственной
политики в сфере технического регулирования
в области строительства и
промышленности строительных материалов,
эксплуатации зданий, а также в
сфере ценообразования и
В соответствии с пунктом 2 постановления
Правительства России от 10 сентября
2004 г. N 477 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской
Федерации по вопросам осуществления
государственного технического учета
и технической инвентаризации объектов
градостроительной
Технический учет жилищного фонда
до 1 ноября 2004 г, возлагался на специализированные
государственные и
Указом Президента России от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. На этот федеральный орган исполнительной власти возложены функции проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Правовой статус агентства определен Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства России от 16 июня 2004 г. №286.
В соответствии с Положением о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Министерством промышленности и энергетики 4 октября 2004 г., некоторые государственные функции в области жилищной политики возложены на Департамент. Его основные задачи5:
· формирование основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики;
· создание механизмов рынка доступного жилья, жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса для реализации конституционного права граждан России на жилище;
· нахождение способов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения;
· выработка государственной политики в сфере технического регулирования строительства, выпуска строительных материалов, эксплуатации зданий, в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, подготовка предложений о нормативном регулировании в данных сферах.
Первая функция органов государственной власти в области жилищных отношений - установление порядка государственного учета жилищных фондов. Государственному учету подлежат, независимо от формы собственности, жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания6.
Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры зависит от экономического развития страны, конкретного региона и поселения. Жилищная обеспеченность граждан России составляет 21 квадратный метр на человека (в странах Европейского союза (ЕС) – 35, в США – 70 квадратных метра на человека). Ежегодный ввод жилья восстанавливается до уровня 1990 года: увеличился до 0,35 квадратных метра на человека при необходимом стандарте ввода - 1 квадратный метр на человека. Аварийность в коммунальном секторе доходит до 2,2 аварий и повреждений на один километр сети в год при допустимом уровне 0,3. Ежегодная замена сетей не превышает 1,2–1,4 процента от их общей протяженности, в то время как минимальная необходимость замены составляет 4 процента.
Среди нормативных правовых актов, регулирующих сферу ЖКХ и осуществление предпринимательской деятельности в данной, следует выделить следующие основные:
– Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;
– Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»;
– Указ Президента РФ от 27 мая 1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»
– Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»;
– Указ Президента Российской Федерации
от 29 марта 1996 г. № 432
«О развитии конкуренции при
предоставлении услуг по эксплуатации
и ремонту государственного и муниципального
жилищных фондов»;
– Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 г. № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;
– постановление Правительства РФ от
17 сентября 2001 г. № 675
«О федеральной целевой программе
«Жилище» на 2002 - 2010 годы»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 г. № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы»
– постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
– постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;
– постановление Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг»;
– постановление Госстроя России от
23 февраля 1999 г. № 9
«Об утверждении методики
планирования, учета и калькулирования
себестоимости услуг жилищно-коммунального
хозяйства»;
– постановление Госстроя России от
27 сентября 2003 г. № 170
«Об утверждении правил и
норм технической эксплуатации жилищного
фонда»;
– постановления Правительства и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, устанавливающие цены и тарифы на различные виды работ и услуг в сфере ЖКХ;
– методические документы Госстроя России по ценообразованию в сфере ЖКХ
Анализ исторического развития организационно-правовых форм органов государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством позволяет сделать вывод, что объект управления прошел путь постепенного обособления, позволившего сформироваться отраслевой системе.
С середины 60-х до 90-х гг. XX в. управление
ЖКХ имело пятизвенный
Система управления сферой ЖКХ, которая
начала формироваться в ходе реформ
1990-х годов., в корне отличалась
от существовавшей в советский период.
Управление коммунальным комплексом переходило
на принцип разделения управленческих
и хозяйственных функций. Начали
появляться новые формы собственности
на жилищный фонд помимо государственной:
муниципальная и частная
К концу первого этапа реформы
ЖКХ (1996 г.) в большинстве регионов
изменилась структура управления жилищно-коммунальным
хозяйством на уровне республики, края,
области. На смену ТПО ЖКХ, совмещавших
функции государственного управления
и хозяйствования, пришли Министерства,
Комитеты, Департаменты, выполняющие
исключительно функции
В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»8, основные цели которой -повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами подпрограммы являлись:
- финансовое оздоровление
- снижение издержек и повышение
качества и доступности
- обеспечение государственной
поддержки процесса