Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

манатова.docx

— 79.88 Кб (Скачать)

В Астраханской области таким органом  является министерство жилищно-коммунального  хозяйства Астраханской области (действует  на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства  Астраханской области, утв.Постановлением Правительства Астраханской области  от 18.03.2010 г. №101-П21). Министерство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Астраханской области.

Необходимо обратить внимание, что  проблема устранения пробелов в существующей правовой базе, регулирующей отношения  в сфере ЖКХ, имеет важное государственное  значение.

Установлено, что качество нормативно-правовой основы, ее полнота и степень соответствия особенностям регулируемого объекта  обусловливает эффективность управления ЖКХ. Но практика показывает, что как  на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствуют или недостаточны последовательные и скоординированные  меры по реализации новой модели экономических  взаимоотношений, структурных изменений  в ЖКХ на региональном уровне в  свете административной реформы. Обращает на себя внимание отсутствие ряда необходимых  норм в новом законодательстве, в  том числе регулирующих порядок  организации управления в сфере  ЖКХ, обеспечивающих нормативно-правовое сопровождение реформы, механизм ее реализации.

В итоге реформа осуществляется с различными нарушениями в виде несоблюдения федеральных стандартов, превышения роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, неустойчивого функционирования системы ЖКХ и т.д. В этой связи  реформа ЖКХ нуждается в координации  деятельности субъектов Российской Федерации по ее проведению и комплексном подходе к построению правовой базы, регулирующей отношения в жилищно-коммунальной сфере, а законодательное сопровождение реформ требует постоянной нормотворческой деятельности.

На основании анализа действующего законодательства и правоприменительной  практики можно сделать вывод  о том, что управление ЖКХ относится  к ведению субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а участие государства заключается  в нормативном регулировании, координации, контроле и обеспечении прав и  законных интересов субъектов управления, определении приоритетов в структурной  политике, лицензировании, регистрации  и пр.

Тем не менее сегодня ЖКХ всех регионов испытывают большие трудности  и сильно отстают от современных  требований. Одна из основных причин этого - нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная  оплата жилищно-коммунальных услуг  населением. Это является еще одной  глобальной проблемой функционирования отрасли, негативно влияющей на ее состояние. Так, по данным Росстата по состоянию  на 2009 год, сумма просроченной задолженности  населения России по оплате услуги «Управление эксплуатацией жилого фонда» составила 14,7 млрд.руб., а по услугам производства и распределения  электроэнергии, газа и воды-154,4 млрд. руб22.

Да и инвестиционные вложения обходят  стороной эту отрасль. Современное  состояние экономики ЖКХ таково, что вначале потребуется значительные объемы средств, чтобы вывести ее из кризиса, а затем можно будет  говорить о модернизационной перспективе. Средств бюджетов всех уровней для  выполнения этой задачи недостаточно, поэтому государство должно отыскать пути для того, чтобы сделать отрасль  привлекательной для инвестиций со стороны крупного и среднего бизнеса. В коммунальном комплексе интересы бизнеса могут быть связаны только с выгодами долгосрочного периода. Вот основные из них23:

- главная привлекательность отрасли  - естественная монополия на рынках  коммунальных услуг, отсутствие  конкуренции, а также новых  технологий, которые могли бы привести к автономному производству услуг, гарантирует самые благоприятные условия для получения устойчивого дохода;

- стабильность рынка во времени:  отрасль будет существовать вечно,  объем спроса вполне предсказуем,  услуги независимы от моды  и не имеют заменителей;

- спрос на услуги низкоэластичен. Если повышение тарифов и приводит  к сокращению объема потребления,  то, как правило, не за счет  реального уменьшения потребления  услуг, а за счет более рационального  отношения к услугам - ликвидации  внутридомовых и внутриквартирных  потерь;

- тарифное регулирование отрасли  в той или иной форме может  приводить к созданию сверхприбыли  для фирм, возникающей в случае  установления завышенной регулируемой  цены на коммунальные услуги24.

Одной из мер, направленных на привлечение  средств потенциальных инвесторов в сферу ЖКХ, является принятие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных  соглашениях"25. Концессионные соглашения являются инструментом привлечения долгосрочных частных инвестиций в создание и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности. К таким объектам относятся системы водоснабжения и водоотведения, тепловые сети, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, и другие системы коммунальной инфраструктуры.

Реформирование жилищно-коммунальной сферы сегодня во многом сдерживается нерациональной системой управления отраслью и образовавшимся огромным дефицитом  финансовых средств. Эти два фактора  взаимосвязаны и являются определяющими  в процессе, перевода ЖКХ в режим  безубыточного функционирования и  обеспечения необходимых стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, как того требует государственная  идеология его реформы.

3.2 Основные направления  и механизмы совершенствования  управления жилищно-коммунальным  комплексом на примере Астраханской  области

На основе проведенного анализа  специфики управленческих и экономических  отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:

- сохранение нерыночных принципов  функционирования;

- административно-командное управление;

- затратность в ведении хозяйства,  высокий процент потерь энергии  и ресурсов в процессе производства  и оказания услуг;

- непрозрачность формирования  тарифов;

- отсутствие информированности  населения по процедурам затрат;

- низкая инвестиционная привлекательность;

- нарастание объемов задолженности  населения за услуги ЖКХ;

- необязательность (в том числе  бюджета) всех участников процесса  по отношению друг к другу  в оплате услуг;

- высокий и постоянно растущий  процент изношенности коммунальной  инфраструктуры и в целом основных  фондов;

- неразвитое самоуправление собственников  жилья;

- инертность всех участников  процесса. Отсутствие инициативы  как со стороны собственников,  так и со стороны местных  властей;

- иждивенческая позиция большинства  населения;

- высокие риски для инвесторов;

- порядок взыскания долгов крайне  усложнен;

- наличие перекрестного субсидирования;

- тарифное регулирование с ограничителем  и не носит долговременного  характера;

- финансовые потоки на оплату  субсидий и льгот осуществляются  в натуральной форме;

- сложные климатические условия  и географическое расположение  страны.

Все эти проблемы требуют комплексных  подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов  местного самоуправления, бизнеса и  населения.

Действующее законодательство РФ в  области жилищно-коммунального хозяйства  не в полной мере обеспечивает системное  решение проблем управления отраслью и не всегда соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих  субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача региональных органов власти заключается в  разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности  жилищно-коммунального комплекса  региона, в том числе:

- создание правовой среды по  инвестиционному проектированию  в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные  особенности;

- организация конкурсов инвестиционных  проектов и отбор наиболее  эффективных вариантов;

- контроль за процессом реализации  инвестиционных проектов;

- содействие практической реализации  эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в  виде дотаций, субсидий, бюджетных  ссуд и др.);

- создание информационной базы  об экономическом потенциале  субъекта РФ, состоянии ЖКХ и  его предприятий26.

Кроме того, проводя реформу ЖКХ, государство должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве  жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости.

В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие  варианты и пути решения перечисленных  задач:

- облегчить реформирование ЖКХ  путем принятия поддерживающих  программ, носящих поэтапное и  адаптационное прохождение реформы  на государственном и муниципальном  уровне в пользу гражданского  общества;

- создать условия для вхождения  частного бизнеса в сферу ЖКХ;

- создать на федеральном уровне  условия для инвестиционной привлекательности  сферы ЖКХ;

- вести разъяснительно-консультационную  работу с собственниками многоквартирных  домов;

- подготовить и создать профессиональные  ассоциации, союзы по управлению  общим имуществом собственников  многоквартирных домов;

- создать благоприятные правовые  и финансовые условия для поддержки  наиболее прогрессивной формы  управления многоквартирными домами - товариществ собственников жилья.

В программе капитального ремонта в этом году участвуют 8 муниципальных  образований, в которых будет  проведен ремонт 69 МКД.

Общий объем финансирования программы капитального ремонта  в 2012 году - 212,9 млн. рублей.

В июне 2012 года основная работа по данной программе заключалась  в разработке ПСД, проведение её экспертизы; выборе и заключении договоров с  подрядными организациями.

По состоянию на конец  июня 2012 года остаются незаключенными договора на капитальный ремонт по 31 МКД.

На 30.06.2012 в г.Астрахани  из 22 МКД в 16 МКД проведен отбор:

  • 7 МКД- ООО «Южная лифтовая компания»;
  • 12 МКД ООО «Волгоградское строительное управление»

Таблица 1

Наименование  МО

Выполнение работ

"Город Астрахань"

- в 2МКД замено лифтовое  оборудование (100%)

(ул.Звездная, 41, корп.3, ул.Рылеева, д.88)

- в 2МКД замено лифтовое  оборудование (95%)

- в 3 МКД - замено лифтовое  оборудование (50%)

-в 10 МКД начаты работы (20%)

"Город Камызяк"

в 3 МКД  начаты подготовительные работы

"Рабочий поселок Красные  Баррикады"

-в 2 МКД начаты работы (20%)

-в 1 МКД  начаты подготовительные  работы

"Солянский сельсовет"

в 8 МКД начаты работы- 5% 


По данному направлению  каждую неделю в министерстве проводились  совещания с участием глав муниципальных  образований, участвующих в программе, собственниками многоквартирных домов.

Также осуществлялся выезд  на объекты капитального ремонта (в  МО «р.п.Красные Баррикады», МО «Город Астрахань», МО «Началовский сельсовет». «Город Камызяк»).

Члены Совета молодых специалистов при министерстве  осуществляют взаимодействие с собственниками МКД  участвующими в программе капитального ремонта (информационно-разъяснительная работа).

Кроме того, члены Совета молодых специалистов при министерстве ЖКХоказывается содействие председателям  ТСЖ, руководителям управляющих  компаний оказывается помощь в раскрытии  информации в Интернет-ресурсах.

Для обеспечения качественной питьевой водой население Астраханской области в рамках комплексной  целевой программы «Чистая вода»  Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.06.2010 № 258-П,  в 2012 году ведется строительство 11 объектов, софинансируемых за счет средств  федерального бюджета в рамках ФЦП  «Чистая вода»  на 2011-2017 годы;

1.Водоснабжение вс. Замьяны  Енотаевского района Астраханской  области;

2.Разводящие сети водопровода  с напорно-регулирующими сооружениями  пос. Верхний Баскунчак Ахтубинского  района;

Информация о работе Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации