Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44
В Астраханской области таким органом
является министерство жилищно-коммунального
хозяйства Астраханской области (действует
на основании Положения о
Необходимо обратить внимание, что проблема устранения пробелов в существующей правовой базе, регулирующей отношения в сфере ЖКХ, имеет важное государственное значение.
Установлено, что качество нормативно-правовой
основы, ее полнота и степень соответствия
особенностям регулируемого объекта
обусловливает эффективность
В итоге реформа осуществляется
с различными нарушениями в виде
несоблюдения федеральных стандартов,
превышения роста стоимости жилищно-
На основании анализа
Тем не менее сегодня ЖКХ всех
регионов испытывают большие трудности
и сильно отстают от современных
требований. Одна из основных причин этого
- нехватка средств, выделяемых из бюджетов
всех уровней, а также повсеместные
неплатежи и несвоевременная
оплата жилищно-коммунальных услуг
населением. Это является еще одной
глобальной проблемой функционирования
отрасли, негативно влияющей на ее состояние.
Так, по данным Росстата по состоянию
на 2009 год, сумма просроченной задолженности
населения России по оплате услуги
«Управление эксплуатацией
Да и инвестиционные вложения обходят
стороной эту отрасль. Современное
состояние экономики ЖКХ
- главная привлекательность
- стабильность рынка во времени:
- спрос на услуги
- тарифное регулирование
Одной из мер, направленных на привлечение
средств потенциальных
Реформирование жилищно-
На основе проведенного анализа
специфики управленческих и экономических
отношений в жилищно-
- сохранение нерыночных
- административно-командное
- затратность в ведении
- непрозрачность формирования тарифов;
- отсутствие информированности
населения по процедурам
- низкая инвестиционная
- нарастание объемов
- необязательность (в том числе
бюджета) всех участников
- высокий и постоянно растущий
процент изношенности
- неразвитое самоуправление
- инертность всех участников процесса. Отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;
- иждивенческая позиция
- высокие риски для инвесторов;
- порядок взыскания долгов
- наличие перекрестного
- тарифное регулирование с
- финансовые потоки на оплату
субсидий и льгот
- сложные климатические условия и географическое расположение страны.
Все эти проблемы требуют комплексных подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения.
Действующее законодательство РФ в
области жилищно-коммунального
- создание правовой среды по
инвестиционному
- организация конкурсов
- контроль за процессом
- содействие практической
- создание информационной базы об экономическом потенциале субъекта РФ, состоянии ЖКХ и его предприятий26.
Кроме того, проводя реформу ЖКХ,
государство должно играть активную
роль в социальной защите населения,
модернизации коммунальной инфраструктуры,
капитальном ремонте и
В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие варианты и пути решения перечисленных задач:
- облегчить реформирование ЖКХ
путем принятия поддерживающих
программ, носящих поэтапное и
адаптационное прохождение
- создать условия для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ;
- создать на федеральном уровне
условия для инвестиционной
- вести разъяснительно-
- подготовить и создать
- создать благоприятные
В программе капитального ремонта в этом году участвуют 8 муниципальных образований, в которых будет проведен ремонт 69 МКД.
Общий объем финансирования программы капитального ремонта в 2012 году - 212,9 млн. рублей.
В июне 2012 года основная работа по данной программе заключалась в разработке ПСД, проведение её экспертизы; выборе и заключении договоров с подрядными организациями.
По состоянию на конец июня 2012 года остаются незаключенными договора на капитальный ремонт по 31 МКД.
На 30.06.2012 в г.Астрахани из 22 МКД в 16 МКД проведен отбор:
Таблица 1
Наименование МО |
Выполнение работ |
"Город Астрахань" |
- в 2МКД замено лифтовое оборудование (100%) (ул.Звездная, 41, корп.3, ул.Рылеева, д.88) - в 2МКД замено лифтовое оборудование (95%) - в 3 МКД - замено лифтовое оборудование (50%) -в 10 МКД начаты работы (20%) |
"Город Камызяк" |
в 3 МКД начаты подготовительные работы |
"Рабочий поселок Красные Баррикады" |
-в 2 МКД начаты работы (20%) -в 1 МКД начаты подготовительные работы |
"Солянский сельсовет" |
в 8 МКД начаты работы- 5% |
По данному направлению каждую неделю в министерстве проводились совещания с участием глав муниципальных образований, участвующих в программе, собственниками многоквартирных домов.
Также осуществлялся выезд на объекты капитального ремонта (в МО «р.п.Красные Баррикады», МО «Город Астрахань», МО «Началовский сельсовет». «Город Камызяк»).
Члены Совета молодых специалистов при министерстве осуществляют взаимодействие с собственниками МКД участвующими в программе капитального ремонта (информационно-разъяснительная работа).
Кроме того, члены Совета молодых специалистов при министерстве ЖКХоказывается содействие председателям ТСЖ, руководителям управляющих компаний оказывается помощь в раскрытии информации в Интернет-ресурсах.
Для обеспечения качественной
питьевой водой население Астраханской
области в рамках комплексной
целевой программы «Чистая
1.Водоснабжение вс. Замьяны
Енотаевского района
2.Разводящие сети водопровода
с напорно-регулирующими