Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие
и структура жилищно-
1.2. Система
управления жилищно-
1.3. Нормативно-правовые
основы регулирования
2. Особенности
функционирования жилищно-
2.1 Основные
этапы и направления
2.2 Правовые
основы функционирования
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные
направления и механизмы
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44
Согласно Статье 7 Конституции Российской
Федерации Россия признается социальным
государством, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Одним из этих условий является обеспечение
человека необходимыми для его жизнедеятельности
жилищно-коммунальными
Проводимые в России в период с 1991 года до настоящего времени реформы оказали и продолжают оказывать значительное влияние на развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Претерпели изменение основные цели и приоритеты развития предприятий этой отрасли.
Принципиально изменились функции
государства в управлении ЖКХ, что
проявилось в постепенном уходе
от бюджетного финансирования и переходу
к выработке и проведению реформы
отрасли, направленной на переход к
100%-ной оплате коммунальных услуг
населением, стимулирование внедрения
новых технологий и поддержку
структурных изменений в
Актуальность темы исследования продиктована недостаточной изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.
Объектом исследования в данной
работе выступает жилищно-коммунальное
хозяйство в целом как отрасль
российской экономики, включающая в
себя совокупность: субъектов ЖКХ, осуществляющих
деятельность в данной отрасли; объектов
жилищно-коммунального
Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и
направления реформирования
- проанализировать правовые
- рассмотреть основные
- на основе проведенного
Теоретической и методологической
базой исследования послужили основные
положения экономической
Большая советская энциклопедия дает
следующее определение
Степень развития и объем деятельности
коммунального хозяйства
Коммунальное хозяйство
. Санитарно-технические
. Транспортные предприятия - городской
общественный пассажирский
. Энергетические предприятия -
электрические, газовые и
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и другие
Система жилищно-коммунального
- городской жилищный фонд;
- частный жилищный фонд;
- ремонтно-строительное управление (РСУ);
- ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ);
2. Санитарно-технические предприятия:
- водопровод;
- канализация;
- предприятия по уборке территорий;
- прачечные и бани;
3.Транспортные предприятия:
-городской общественный пассажирский транспорт;
-водный транспорт местного значения; Энергетические предприятия:
-электросети;
-газовые сети;
-теплофикационные сети;
-отопительные котельные;
-электростанции;
4.Сооружения внешнего благоустройства:
-дороги;
-мосты;
-набережные;
-гидротехнические сооружения;
-зеленые насаждения;
-уличное освещение,
В настоящее время в коммунальном хозяйстве России более 30 видов деятельности, объединенных в несколько подотраслей:
-водоснабжение;
-водоотведение и очистка сточных вод;
-теплоснабжение;
-электроснабжение;
-озеленение населенных пунктов;
-ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы;
-летняя и зимняя уборка улиц;
-сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;
-гостиницы;
-бани;
-прачечные.
Указом Президента России от 20 мая
2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти»
образовано Федеральное агентство
по строительству и жилищно-
На данный федеральный орган исполнительной власти возложены функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства на федеральном уровне.2
Правовой статус агентства определяется
Положением о Федеральном агентстве
по строительству и жилищно-
В настоящий момент управление ЖКХ
РФ сосредоточено в Федеральном
агентстве по строительству и
жилищно-коммунальному
Структура центрального аппарата
Управление административной и правовой работы
Управление строительных программ
Управление программ в жилищно-коммунальном хозяйстве
Управление делами и объектов государственной собственности
Финансово-экономическое
Управление развития рынка доступного жилья
При министерстве регионального развития
Российской Федерации создан и функционирует
научно-технический совет в
Основными задачами Совета являются3:
разработка предложений по формированию
научно-технической политики, способствующих
повышению эффективности
выработка рекомендаций и предложений
по проведению научно-технической политики,
а также развитию и продвижению
перспективных технологий в субъектах
Российской Федерации в сфере
строительства и жилищно-
обобщение и оценка отечественных
и зарубежных научно- технических
и иных достижений в области разработки
и внедрения новых технологий
в сфере строительства и
Совет состоит из 30 человек - экспертов,
ученых, представителей федеральных
органов исполнительной власти и
иных специалистов в сфере строительства
и жилищно-коммунального
Структуру Совета составляют рабочие группы, комиссии, секции и иные внутриструктурные образования Совета, создаваемые по решению Совета по отдельным направлениям деятельности Совета и возглавляемые соответствующими руководителями.