Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

манатова.docx

— 79.88 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5

1.1. Понятие  и структура жилищно-коммунального  хозяйства 5

1.2. Система  управления жилищно-коммунальным  хозяйством. 6

1.3. Нормативно-правовые  основы регулирования отношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10

2. Особенности  функционирования жилищно-коммунального  хозяйства России в современных  условиях 14

2.1 Основные  этапы и направления реформирования  жилищно-коммунального хозяйства  России в постсоветский период 14

2.2 Правовые  основы функционирования жилищно-коммунальной  сферы в Российской Федерации 18

3. Совершенствование  системы управления ЖКХ 23

3.1 Государственное  и муниципальное регулирование  жилищно-коммунальной сфер 23

3.2 Основные  направления и механизмы совершенствования  управления жилищно-коммунальным  комплексом на примере Астраханской  области 27

Заключение 36

Нормативно- правовые источники: 39

Список литературы 44

Введение

Согласно Статье 7 Конституции Российской Федерации Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Одним из этих условий является обеспечение  человека необходимыми для его жизнедеятельности  жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей  и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и  т.д.

Проводимые в России в период с 1991 года до настоящего времени реформы  оказали и продолжают оказывать  значительное влияние на развитие и  функционирование жилищно-коммунального  хозяйства (далее - ЖКХ). Претерпели изменение  основные цели и приоритеты развития предприятий этой отрасли.

Принципиально изменились функции  государства в управлении ЖКХ, что  проявилось в постепенном уходе  от бюджетного финансирования и переходу к выработке и проведению реформы  отрасли, направленной на переход к 100%-ной оплате коммунальных услуг  населением, стимулирование внедрения  новых технологий и поддержку  структурных изменений в коммунальном хозяйстве.

Актуальность темы исследования продиктована недостаточной изученностью специфики  управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так  и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации  процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.

Объектом исследования в данной работе выступает жилищно-коммунальное хозяйство в целом как отрасль  российской экономики, включающая в  себя совокупность: субъектов ЖКХ, осуществляющих деятельность в данной отрасли; объектов жилищно-коммунального комплекса, в  отношении которых осуществляется эта деятельность; государство в  лице его органов власти, осуществляющих регулирование и управление в  пределах своей компетенции; а также  граждан и юридических лиц  как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального  комплекса в Российской Федерации  на примере Астраханской области, выявление  и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей  вывода из кризиса данной отрасли  и повышения эффективности ее функционирования.

Для достижения поставленной цели в  ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные этапы и  направления реформирования изучаемой  отрасли, текущие реформы ЖКХ  и их влияние на положение  дел, а также тенденции дальнейшего  развития данного института;

- проанализировать правовые основы  функционирования отрасли жилищно-коммунального  хозяйства в России, управления  ею, основные нормативные правовые  акты, регулирующие деятельность  субъектов ЖКХ и их взаимодействие  между собой;

- рассмотреть основные направления  и методы государственного и  муниципального регулирования и  управления в сфере жилищно-коммунального  комплекса России;

- на основе проведенного исследования  охарактеризовать основные механизмы  совершенствования управления отраслью, определить возможные пути вывода  из кризиса жилищно-коммунального  комплекса на примере Астраханской  области, повышения эффективности  его деятельности и модернизации.

Теоретической и методологической базой исследования послужили основные положения экономической теории, действующее законодательство Российской Федерации и Астраханской области, нормативные правовые акты органов  местного самоуправления, постановления  Правительства РФ, Указы Президента РФ, утратившие силу законодательные  и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Астраханской области, публикации отечественных  и зарубежных авторов по исследуемой  проблеме.

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством

 
1.1. Понятие и структура  жилищно-коммунального хозяйства

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному  хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах  и поселках предприятия коммунального  хозяйства обслуживают также  и промышленные предприятия, снабжая  их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют  и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.1

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно  влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические  условия и чистоту водного  и воздушного бассейнов, а также  на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

. Санитарно-технические предприятия  - водопроводы, канализации, предприятия  по уборке территорий населённых  мест и санитарной, очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные  сооружения.

. Транспортные предприятия - городской  общественный пассажирский транспорт  (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного  назначения.

. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные  распределительные сети, отопительные  котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые  пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства  населённых мест, которые входят в  состав коммунального хозяйства  относятся дороги и тротуары, мосты  и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и  эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и другие

 
1.2. Система управления жилищно-коммунальным  хозяйством.

Система жилищно-коммунального хозяйства  включает следующие группы предприятий  и хозяйств городов:

  1. Жилищное хозяйство:

- городской жилищный фонд;

- частный жилищный фонд;

- ремонтно-строительное управление (РСУ);

- ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ);

2. Санитарно-технические предприятия:

- водопровод;

- канализация;

- предприятия по уборке территорий;

- прачечные и бани;

3.Транспортные предприятия:

-городской общественный пассажирский транспорт;

-водный транспорт местного значения; Энергетические предприятия:

-электросети;

-газовые сети;

-теплофикационные сети;

-отопительные котельные;

-электростанции;

4.Сооружения внешнего благоустройства:

-дороги;

-мосты;

-набережные;

-гидротехнические сооружения;

-зеленые насаждения;

-уличное освещение,

В настоящее время в коммунальном хозяйстве России более 30 видов деятельности, объединенных в несколько подотраслей:

-водоснабжение;

-водоотведение и очистка сточных вод;

-теплоснабжение;

-электроснабжение;

-озеленение населенных пунктов;

-ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы;

-летняя и зимняя уборка улиц;

-сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

-гостиницы;

-бани;

-прачечные.

Указом Президента России от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти»  образовано Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству, которое находится в  ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации,

На данный федеральный орган  исполнительной власти возложены функции  по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере  строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального  хозяйства на федеральном уровне.2

Правовой статус агентства определяется Положением о Федеральном агентстве  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству, утвержденным постановлением Правительства России от 16 июня 2004 г, N 286.

В настоящий момент управление ЖКХ  РФ сосредоточено в Федеральном  агентстве по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству  РФ. Оно представлено следующей структурой:

Структура центрального аппарата

Управление административной и  правовой работы

Управление строительных программ

Управление программ в жилищно-коммунальном хозяйстве

Управление делами и объектов государственной  собственности

Финансово-экономическое управление

Управление развития рынка доступного жилья

При министерстве регионального развития Российской Федерации создан и функционирует  научно-технический совет в сфере  строительства и ЖКХ. Научно-технический  совет Министерства регионального  развития Российской Федерации в  сфере строительства и жилищно-коммунального  хозяйства является постоянно действующим  совещательным органом Министерства, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и выработку предложений  и рекомендаций по определению приоритетных направлений научно-технической  политики, способствующих повышению  эффективности инновационной деятельности и ускорению научно-технического прогресса в сфере строительства  и жилищно-коммунального хозяйства,

Основными задачами Совета являются3:

разработка предложений по формированию научно-технической политики, способствующих повышению эффективности инновационной  деятельности и ускорению научно-технического прогресса в сфере строительства  и жилищно-коммунального хозяйства;

выработка рекомендаций и предложений  по проведению научно-технической политики, а также развитию и продвижению  перспективных технологий в субъектах  Российской Федерации в сфере  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства; обеспечению приоритетного  развития фундаментальных и поисковых  исследований в области создания принципиально новых научных  направлений, наукоемких технологий и  перспективных материалов в сфере  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства;

обобщение и оценка отечественных  и зарубежных научно- технических  и иных достижений в области разработки и внедрения новых технологий в сфере строительства и жилищно-коммунального  хозяйства.

Совет состоит из 30 человек - экспертов, ученых, представителей федеральных  органов исполнительной власти и  иных специалистов в сфере строительства  и жилищно-коммунального хозяйства.

Структуру Совета составляют рабочие  группы, комиссии, секции и иные внутриструктурные  образования Совета, создаваемые  по решению Совета по отдельным направлениям деятельности Совета и возглавляемые  соответствующими руководителями.

Информация о работе Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации