Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

манатова.docx

— 79.88 Кб (Скачать)

Достижение основных целей подпрограммы было призвано обеспечить возможность  устойчивого развития жилищно-коммунального  комплекса без использования  программных методов управления на федеральном уровне. Действие подпрограммы было рассчитано на первый этап реализации ФЦП «Жилище»: 2002-2005 г.г.

Задача создания нормативной правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства  и привлечения в отрасль частных  инвестиций, которая во многом определила содержание подпрограммы, была в основном решена с принятием федеральных  законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации. В этих условиях модификация  подпрограммы должна дать возможность  существенно повысить ее эффективность

Третий этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005г. Жилищного кодекса  Российской Федерации, который установил  три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей  компанией, управление товариществом  собственников жилья.9

Управление ЖКХ осуществляется на договорной основе между собственниками помещений в многоквартирном  доме, управляющей компанией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание и  содержание жилищного фонда и  объектов инженерной инфраструктуры, либо товариществом собственников жилья - некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве собственников помещений.

Параллельно с мероприятиями по реализации положений нового Жилищного  кодекса РФ начался второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма-«Модернизация  объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая  собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса  Российской Федерации». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального  проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. Цели и задачи программы соответствовали целям  и задачам указанного национального  проекта.

Целью подпрограммы заявлено создание условий для приведения жилищного  фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия  проживания.

Астраханская область также  активно участвует в программах, финансируемых при поддержке  Фонда содействия реформированию ЖКХ, хотя в настоящее время имеются  определенные проблемы с получением финансирования, связанные с просчетами в процессе управления реформированием  жилищно-коммунального комплекса  отдельных муниципальных образований. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен во второй главе настоящей работы.

Подводя промежуточные итоги текущего этапа реформирования ЖКХ в Российской Федерации, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает  все сферы жизни государства  и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.

В настоящее время наблюдается  позитивная тенденция к некоторому повышению ответственности государства  перед населением в области жилищно-коммунального  хозяйства (по сравнению с 1990-ми годами), и с другой стороны, усилению государственного контроля за надлежащим исполнением  своих обязательств в этой сфере субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Также налицо стремление государства стимулировать и поощрять проявление гражданами хозяйского отношения к своему жилью, осознание ими своей ответственности за его надлежащее состояние и сохранность10.

2.2 Правовые основы функционирования  жилищно-коммунальной сферы в  Российской Федерации

 

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области  регулирования деятельности жилищно-коммунального  комплекса имеет развитую структуру  и охватывает практически все  сферы этой отрасли.

Как уже было сказано выше, основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность отечественного жилищно-коммунального  комплекса, заложен в статье 7 Конституции  Российской Федерации, провозглашающей  Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Кроме  того, в статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище11. Важнейшим условием для осуществления этого права является нормальное устойчивое функционирование всего жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего жилищный фонд всеми необходимыми коммунальными ресурсами.

Одним из основных системообразующих  законодательных актов является, безусловно, Жилищный кодекс Российской Федерации12 (далее - ЖК РФ), вступивший в действие с 1 марта 2005 года и заменивший собой устаревший Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г.

Кодекс устанавливает основные начала жилищного законодательства, предмет регулирования жилищного  законодательства, круг участников жилищных отношений, их основные права и обязанности, объекты жилищных прав. Также в  ч.1 статьи 5 ЖК РФ законодатель развивает  норму ст.72 Конституции Российской Федерации о том, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации13. Часть 2 ст.5 ЖК РФ формулирует структуру системы жилищного законодательства, состоящую из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с этой нормой на территории муниципального образования «Город Астрахань» действует «Положение о  порядке управления многоквартирным  домом, все помещения в котором  находятся в собственности муниципального образования "Город Астрахань», утв.Постановлением администрации города Астрахани  от 12.12.2008 г. №507714.

Отдельными разделами Жилищного  кодекса РФ устанавливаются правовые основы деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также относительно новой формы самоорганизации  граждан-товариществ собственников  жилья.

Нормы, регулирующие отношения в  сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском  кодексе Российской Федерации. Так, глава 18 части первой Кодекса «Право собственности и другие вещные права  на жилые помещения» раскрывает содержание права собственности на жилые  помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей  долевой собственности на общее  имущество в многоквартирном  доме, устанавливает право собственников  квартир образовывать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации15.

Еще одним отраслевым законодательным  актом, регулирующим отношения в  сфере жилищно-коммунального комплекса, является Федеральный закон «О газоснабжении  в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. №69-ФЗ16. Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Устанавливаются принципы государственной политики в области газоснабжения, полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения, правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения, развития единого рынка газа на территории Российской Федерации, основы экономических отношений в области газоснабжения, антимонопольные правила для организаций-собственников систем газоснабжения, правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации.

В ходе реализации положений указанного закона был принят ряд постановлений  Правительства РФ и федеральных  органов государственной власти, регулирующих различные вопросы  поставки и распределения газа.

Также нельзя не упомянуть о Федеральном  законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства". Подробно о реализации данного закона и деятельности Фонда  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства говорилось выше, остается только добавить, что Государственная  Дума РФ 8 декабря 2010 года приняла в  первом чтении проект федерального закона № 457476-5 «О внесении изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные  акты РФ». Законопроект предлагает продлить срок деятельности Фонда с 1 января 2012 года до 1 января 2013 года, перенести  ограничение сроков признания многоквартирных  домов аварийными с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года, установить методику распределения лимитов средств, предоставляемых субъектам при внесении дополнительного имущественного взноса Российской Федерации в Фонд, а также вводится контроль уполномоченного органа за использованием средств Фонда17.

Так, весьма важным отраслевым документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, принятые во исполнение требований ст.157 Жилищного  кодекса РФ и в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг18. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, действуют «Правила и  нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утв.Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №17019, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Правилами определяются виды жилищного фонда, требования к его технической эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, содержанию придомовых территорий. Требования Правил предназначаются для выполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание и содержание жилищного фонда.

Как видно из проведенного анализа, законодательство Российской Федерации  в жилищно-коммунальной сфере представляет собой довольно развитую систему, охватывающую практически все стороны этого  института. Нужно отметить, что оно  находится в состоянии динамичного  развития и постоянного адаптирования  к изменяющимся условиям, так как  реформирование самой отрасли ЖКХ  продолжается и еще далеко от своего завершения. Следовательно, и законодательная  база нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  системы управления ЖКХ

3.1 Государственное и муниципальное  регулирование жилищно-коммунальной  сфер

Одним из актуальных вопросов в ходе проведения реформирования жилищно-коммунального  хозяйства в России является проблема эффективности сложившихся организационно-правовых форм органов исполнительной власти в процессе их практической деятельности, динамике их преобразований на региональном уровне.

Так, на федеральном уровне к органам  исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство  РФ, Министерство регионального развития РФ, Росстрой и Ростехнадзор. Функции  государственного контроля за деятельностью  органов, занятых эксплуатацией, содержанием  и ремонтом жилья и предоставлением  населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она  состоит из Главной государственной  жилищной инспекции и государственных  жилищных инспекций субъектов Федерации. Кроме того, надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляют органы прокуратуры в лице Генеральной  прокуратуры РФ и прокуратур субъектов  РФ. В сферу прокурорского надзора  входит также деятельность субъектов  ЖКХ. Также контрольные и надзорные  полномочия в сфере обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и  потребительского рынка в области  жилищно-коммунального хозяйства  осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере  ЖКХ осуществляют органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов  государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в  сфере ЖКХ являются структурные  подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ20.

Информация о работе Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации