Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации на примере Астраханской области, выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы и направления реформирования изучаемой отрасли, текущие реформы ЖКХ и их влияние на положение дел, а также тенденции дальнейшего развития данного института;
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 5
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством. 6
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10
2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях 14
2.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства России в постсоветский период 14
2.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации 18
3. Совершенствование системы управления ЖКХ 23
3.1 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сфер 23
3.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области 27
Заключение 36
Нормативно- правовые источники: 39
Список литературы 44
Достижение основных целей подпрограммы было призвано обеспечить возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов управления на федеральном уровне. Действие подпрограммы было рассчитано на первый этап реализации ФЦП «Жилище»: 2002-2005 г.г.
Задача создания нормативной правовой
базы, необходимой для реформирования
жилищно-коммунального
Третий этап реформы жилищно-коммунальной
отрасли начался после
Управление ЖКХ осуществляется на договорной основе между собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющей компанией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание и содержание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, либо товариществом собственников жилья - некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве собственников помещений.
Параллельно с мероприятиями по
реализации положений нового Жилищного
кодекса РФ начался второй этап реализации
ФЦП «Жилище», в рамках которого
в действие вступила подпрограмма-«Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры»,
рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая
собой прекратившую действие подпрограмму
«Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального
Целью подпрограммы заявлено создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Астраханская область также
активно участвует в
Подводя промежуточные итоги текущего этапа реформирования ЖКХ в Российской Федерации, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
В настоящее время наблюдается
позитивная тенденция к некоторому
повышению ответственности
В настоящее время
Как уже было сказано выше, основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность отечественного жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, в статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище11. Важнейшим условием для осуществления этого права является нормальное устойчивое функционирование всего жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего жилищный фонд всеми необходимыми коммунальными ресурсами.
Одним из основных системообразующих
законодательных актов
Кодекс устанавливает основные
начала жилищного законодательства,
предмет регулирования
В соответствии с этой нормой на территории
муниципального образования «Город
Астрахань» действует «Положение о
порядке управления многоквартирным
домом, все помещения в котором
находятся в собственности
Отдельными разделами
Нормы, регулирующие отношения в
сфере жилищно-коммунального
Еще одним отраслевым законодательным
актом, регулирующим отношения в
сфере жилищно-коммунального
В ходе реализации положений указанного
закона был принят ряд постановлений
Правительства РФ и федеральных
органов государственной
Также нельзя не упомянуть о Федеральном
законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде
содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства". Подробно о реализации
данного закона и деятельности Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства говорилось выше, остается
только добавить, что Государственная
Дума РФ 8 декабря 2010 года приняла в
первом чтении проект федерального закона
№ 457476-5 «О внесении изменений в ФЗ
«О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального
Так, весьма важным отраслевым документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, принятые во исполнение требований ст.157 Жилищного кодекса РФ и в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг18. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, действуют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утв.Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №17019, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Правилами определяются виды жилищного фонда, требования к его технической эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, содержанию придомовых территорий. Требования Правил предназначаются для выполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание и содержание жилищного фонда.
Как видно из проведенного анализа,
законодательство Российской Федерации
в жилищно-коммунальной сфере представляет
собой довольно развитую систему, охватывающую
практически все стороны этого
института. Нужно отметить, что оно
находится в состоянии
Одним из актуальных вопросов в ходе
проведения реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в России является проблема
эффективности сложившихся
Так, на федеральном уровне к органам
исполнительной власти, осуществляющим
управление ЖКХ, относятся Правительство
РФ, Министерство регионального развития
РФ, Росстрой и Ростехнадзор. Функции
государственного контроля за деятельностью
органов, занятых эксплуатацией, содержанием
и ремонтом жилья и предоставлением
населению жилищно-коммунальных услуг,
возложены на Государственную жилищную
инспекцию Российской Федерации. Она
состоит из Главной государственной
жилищной инспекции и государственных
жилищных инспекций субъектов Федерации.
Кроме того, надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на территории
Российской Федерации, осуществляют органы
прокуратуры в лице Генеральной
прокуратуры РФ и прокуратур субъектов
РФ. В сферу прокурорского надзора
входит также деятельность субъектов
ЖКХ. Также контрольные и надзорные
полномочия в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического
На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ20.