Оценка эффективности органов местного самоуправления на примере городского округа Ишим

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ процедуры проведения и результатов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ишим.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить сущность и содержание деятельности органов МСУ;
- изучить правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- выявить проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ общероссийского характера;
- рассмотреть международный опыт оценки эффективности МСУ;
- дать характеристику муниципальному образованию городской округ Ишим;
- проанализировать показатели эффективности деятельности органов МСУ г. Тюмени;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность оценки эффективности местного самоуправления
1.2 Правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
1.3 Проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ.
1.4 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности органов МСУ.
II ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИШИМ
2.1 Характеристика муниципального образования городской округ Ишим
2.2 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим
2.3 Проблемы, выявленные по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим
2.4 Рекомендации по решению проблем, выявленных по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты оценки эффективности местного самоуправления.docx

— 897.92 Кб (Скачать)

     - проводятся тематические семинары, обучающие курсы, круглые столы;

     -организована консультационная, бухгалтерская и юридическая поддержка. За отчетный период оказано услуг 166 субъектам малого и среднего предпринимательства.

     Решением Ишимской городской Думы № 293 от 26.02.2009 г. утверждено Положение «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него муниципального имущества». Решением Ишимской городской Думы № 294 от 26.02.2009 утвержден «Перечень муниципального имущества города Ишима, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства». В перечень включено 10 объектов имущества общей площадью 1167,8 кв.м.

     При администрации города образован Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, на очереди – создание бизнес – инкубатора площадью офисных помещений и инфраструктуры составит 220 кв. м на 20 бизнес мест. В настоящее время ведутся ремонтные работы. 

     Ведется реконструкция помещения в здании, которое будет работать по принципу «Единого окна».

     Все проводимые мероприятия, имеют целью усиление данного сектора экономики. [23] 

    1.   Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим.
 

     Во  исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об  оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских  округов и муниципальных районов» ежегодно выполнялась оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городского округа Ишим.

     Оценка  эффективности деятельности проводилась  по следующим сферам:

     - Дорожное хозяйство и транспорт

     - Развитие малого и среднего предпринимательства

     - Улучшение инвестиционной привлекательности

     - Жилищно-коммунальный комплекс

     - Доходы населения

     В связи с тем, что в регионе  сформирована централизованная система здравоохранения, оценка значений показателей и расчет неэффективных расходов в сфере «Здравоохранение» не выполнялись. Показатели, отражающие состояние агропромышленного комплекса и сельского хозяйства так же не анализировались, т. к. исходя из используемой методики анализа эффективности деятельности органов местного самоуправления они рассчитываются только для муниципальных районов, не для городских округов.

     Для получения общей картины развития муниципального образования городской  округ Ишим и оценки эффективности  деятельности органов местного самоуправления был проведен анализ основных показателей всех оцениваемых сфер в динамике.

     Дорожное  хозяйство и транспорт.

     Для анализа были взяты показатели: общий  объем расходов бюджета муниципального образования на дорожное хозяйство  и доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям. Результаты анализа представлены в диаграммах.  
 
 
 
 

     Рисунок 1

     Общий объем расходов бюджета муниципального образования г. Ишима

     

     Диаграмма выполнена автором, источник статистических данных [17] 

     Показатель  устойчиво растет, однако исходя из него нельзя сделать выводы о качестве дорожной инфраструктуры в г. Ишиме. Качество определяет следующий показатель.

     Доля  протяженности автомобильных дорог  общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям  в городе Ишиме равна 0.0 % с 2008 г. Среди  некоторых муниципальных образований Тюменской области этот показатель составляет до 80 % и выше. Наглядно эти данные представлены в Приложении 2.

     Развитие  малого и среднего предпринимательства.

     Важная  роль в развитии производства и обеспечении  занятости населения принадлежит  предприятиям малого и среднего бизнеса. Для эффективной деятельности предпринимательских  структур создавались благоприятные  условия путем развития финансовых и нефинансовых инструментов  поддержки. Для анализа были взяты показатели: количество малых и средних предприятий и доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций.

     Рисунок 2

     Число субъектов малого и среднего предпринимательства 

     (ед. на 10 000 человек) в г. Ишиме

     

     Диаграмма выполнена автором, источник статистических данных [17] 

     Этот  показатель устойчиво растет и, по прогнозам  к 2013 г. достигнет значения 153. Темпы роста не очень большие, но вписываются в общую тенденцию роста этого показателя по Тюменской области. Среди городских округов Тюменской области Ишим занимает 2 место.

     Рисунок 3

     Число субъектов малого и среднего предпринимательства 

     (ед. на 10 000 человек) в Тюменской области 

     

     Источник: [19] 

     Рисунок 4

     Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в г. Ишиме

     

     Диаграмма выполнена автором, источник статистических данных [17] 

     Наблюдается рост так же и этого показателя, однако по прогнозам дальнейшее увеличение не ожидается до 2013 г. Среди городских округов Тюменской области значение показателя в Ишиме – наихудшее.

     Рисунок 5

     Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в Тюменской области

     

     Источник: [19] 

     Улучшение инвестиционной привлекательности.

     Инвестиционная  активность является основным фактором успешной модернизации и инновационного развития региона. В 2010 году объем инвестиций на 12,9% превысил уровень 2009 года в сопоставимой оценке.

     В области проводится активная инвестиционная политика. Принимаются меры по созданию благоприятных условий для привлечения  инвестиций. Для анализа был взят ключевой показатель - объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя.

     Рисунок 6

     Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в г. Ишим 

     

     Диаграмма выполнена автором, источник статистических данных [17]

     Несмотря  на то, что этот показатель растет, в  среднем по Тюменской области  – это одно из самых низких значений (самое низкое по городским округам).

     Рисунок 7

     Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в Тюменской области

     

     Источник: [19] 

     Жилищно-коммунальный комплекс.

     В сфере ЖКХ проводятся мероприятия, направленные на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, качественное и бесперебойное предоставление населению жилищно-коммунальных услуг.

     С целью обеспечения сохранности  жилищного фонда ведется капитальный  ремонт многоквартирных домов, в  т.ч. с участием средств Фонда  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства.

     Для анализа был взят показатель - доля убыточных организаций жилищно-коммунального  хозяйства.

     Рисунок 8

     Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства в Тюменской области

     

Источник: [19] 

     Диаграмма показывает, что, несмотря на резкое сокращение этого показателя (что говорит  о высокой эффективность деятельности органов МСУ в г. Ишиме), в сравнении  с другими муниципальными образованиями  Тюменской области, его значение достаточно велико (одно из самых высоких среди городских округов).

     Доходы  населения.

     Рисунок 9

     Среднемесячная  номинальная заработная плата работников крупных и средних предприятий  и некоммерческих организаций г. Ишима.

     

     Диаграмма выполнена автором, источник статистических данных [17] 

     Наблюдается рост показателя, в сравнении с  аналогичными показателями в муниципальных  образованиях Тюменской области, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выше среднего, что показывает следующая  диаграмма. 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 10

     Среднемесячная  номинальная заработная плата работников крупных и средних предприятий  и некоммерческих организаций Тюменской  области.

Источник: [19] 

     Оценка  эффективности муниципальных образований  Тюменской области проведена  отдельно для городских округов  и муниципальных районов. Для  объективного сравнения муниципальных  районов введена их классификация  по 3 группам в зависимости от численности населения и уровня экономического развития.

     В каждой группе определены муниципальные  образования, имеющие лучшие значения уровня и динамики эффективности  в установленных сферах деятельности, а также - комплексного социально-экономического развития. 

     Обобщенная  таблица представлена в Приложении 3.

     Таблица показывает, что среди городских  округов Тюменской области г. Ишим занимает лидирующею позицию, что  говорит о высокой степени эффективности деятельности органов местного самоуправления.

     На  основе анализа можно сделать  вывод о том, что все показатели улучшаются, но некоторые проблемы все таки остаются нерешенными. 
 

    1.   Проблемы, выявленные по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим.
 

     При проведении оценки эффективности деятельности органов самоуправления муниципального образования городской округ  Ишим можно выделить два наиболее общих вида проблем: проблемы, связанные с проведением оценки эффективности и, собственно, проблемы развития муниципального образования, которые отражают значения показателей.

     Проблемы, связанные с проведением оценки эффективности:

    • Анализ показателей эффективности не отражает реальной оценки ситуации в сфере и деятельности органов местного самоуправления.
    • Необъективность некоторых используемых для оценки показателей. Это происходит из-за того, что изменения некоторых показателей в большой степени зависит от внешних факторов. Например, показатели, характеризующие предпринимательскую деятельность.
    • Отсутствие практического опыта проведенной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
    • Проблемы с получением объективных статистических данных (законодательно сбор статистических данных не включен в перечень вопросов местного значения).
    • Слабая ориентация исполнительных органов муниципальной власти и подведомственных им организаций в своей деятельности на конечный результат и, в первую очередь, на удовлетворенность граждан и организаций «продуктами» деятельности местного самоуправления.
    • Отсутствие четких механизмов разграничения полномочий между государственным и муниципальном управлении в некоторых сферах.
    • Недостаточное количество квалифицированных кадров по проведению оценки эффективности деятельности органов МСУ.
    • Отсутствие должного контроля за расходованием выделяемых средств.

Информация о работе Оценка эффективности органов местного самоуправления на примере городского округа Ишим