Оценка эффективности органов местного самоуправления на примере городского округа Ишим

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ процедуры проведения и результатов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ишим.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить сущность и содержание деятельности органов МСУ;
- изучить правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- выявить проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ общероссийского характера;
- рассмотреть международный опыт оценки эффективности МСУ;
- дать характеристику муниципальному образованию городской округ Ишим;
- проанализировать показатели эффективности деятельности органов МСУ г. Тюмени;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность оценки эффективности местного самоуправления
1.2 Правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
1.3 Проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ.
1.4 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности органов МСУ.
II ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИШИМ
2.1 Характеристика муниципального образования городской округ Ишим
2.2 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим
2.3 Проблемы, выявленные по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим
2.4 Рекомендации по решению проблем, выявленных по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты оценки эффективности местного самоуправления.docx

— 897.92 Кб (Скачать)

     С начала 1990-х гг. в Германии основной тенденцией развития органов местного самоуправления являлось введение различных  методик измерения эффективности. Прежде всего, это обусловлено действием  «Новой модели управления», основой  которой является предположение, что  анализ социальных эффектов от проводимой политики, позволит прогнозировать с  высокой долей вероятности последствия  действий муниципальных органов  власти при принятии политических решений  и распределении ресурсов.

     Методы  измерения эффективности деятельности органов местного самоуправления, оказывают  большое влияние на управление во многих отношениях:

     В горизонтальном измерении методики измерения эффективности направлены на изменение характера взаимодействия органов местного самоуправления. Техники  политического контроля, основанные на системе показателей эффективности, способствуют изменению характера принятия политических решений органами местного самоуправления, позволяет проводить стратегическое планирование и прогнозировать результаты программ и политик.

     Система показателей эффективности может  быть также применена для сравнения  результативности деятельности органов  местного самоуправления. Во-первых, сравнение  органов власти по признаку эффективности  может способствовать изменению  организационных структур для достижения большей гибкости реагирования на потребности  общества и обмену опытом между муниципалитетами. Кроме того, сопоставление эффективности  традиционно является стимулом для  создания атмосферы конкуренции, что  в конечном итоге приводит к повышению  эффективности деятельности органов  местного самоуправления.

     В вертикальном измерении система  показателей эффективности позволяет  федеральным властям действенно осуществлять функции надзора и  контроля за деятельностью органов  местного самоуправления. Несмотря на то, что использование показателей  эффективности для надзора за муниципалитетами позволяет избежать традиционного иерархического контроля, такая форма обратной связи влечет за собой высокие трансакционные издержки на измерение эффективности  и проведение мониторинга.

     В настоящий момент анализ, основанный на критериях эффективности (бенчмаркинг), применяется в основном на местном  уровне. Однако стоит заметить, инициатива местных властей по применению системы  оценки эффективности воздействует и на властные органы на региональном, и даже федеральном уровнях. Так, например, власти Baden-Württemberg и Берлина используют индикаторы эффективности программ и политик для обоснования необходимости финансовой поддержки из средств федерального бюджета.

     В середине 1990-х гг. Германию охватил  бум измерения эффективности, что  подтверждается внушительным количеством  муниципалитетов, использовавших бенчмаркинг  и конкурировавших по эффективности  деятельности органов местного самоуправления. Первым институтом, запустившим проект по бенчмаркингу в 1992 году, стал Фонд Бертельсманна. Фонд объединил более 150 муниципалитетов, сравнив эффективность их деятельности по различным направлениям экономической  и социальной политик. Проект завершился в 1998 г. В 1996 г. была создана некоммерческая организация KGSt, целью деятельности которой были информационная поддержка деятельности муниципалитетов, бенчмаркинговые проекты, сравнительный анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления.

     В отличие от Великобритании, где процедура  измерения эффективности деятельности органов местного самоуправления была введена по инициативе Правительства  и для более жесткого контроля муниципалитетов, в Германии распространение  методов измерения эффективности  и бенчмаркинга характеризуется  движением снизу вверх по сложно организованной иерархичной структуре  органов власти. Таким образом, сети бенчмаркинга и способы измерения  эффективности выступают как  новые методы управления в рамках институциональных ограничений, так  как они упрощают горизонтальное взаимодействие и координацию между  органами местного самоуправления. С  другой стороны, отсутствие координатора процесса реформы, который мог бы в директивном порядке вносить  корректировки в ход реформы  местного самоуправления и поддерживать инициативу введения индикаторов эффективности  на местном уровне, приводит к тому, что инициативы муниципалитетов  представляют собой отдельно взятые программы, а не связанный целенаправленный план реформы.

     На  основании акта о местном самоуправлении Великобритании там еще в 2001 г. разработали систему исполнения местными органами власти взятых ими на себя обязательств. Так называемая оценка эффективности используемых средств по принципу «качество за деньги» позволила отстающим муниципалитетам, составляющих примерно четверть органов местного самоуправления страны, улучшить свои показатели и по 75% показателей сократить отрыв от наиболее успешных муниципалитетов.

     России  можно было бы перенять опыт этих стран, и некоторые аспекты уже применяются, основная ставка на финансовую отчетность, но по мнению критиков, это недостаточно действенная схема, в связи с  неравенством в развитии регионов. [10]

     Анализ  зарубежного опыта по разработке системы оценки эффективности работы органов исполнительной власти показывает, что в зарубежных странах процесс оценки эффективности деятельности органов МСУ начался намного раньше (с конца 90-х гг.), и уже подтвердило свою необходимость, что подтверждается результатами проводимых работ по изучению мнения общественности на территориях муниципалитетов. Поэтому необходимо анализировать зарубежный опыт для предупреждения ошибок при проведении оценки эффективности деятельности органов МСУ. 

 

II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ  ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИШИМ

 
    1.  Характеристика муниципального образования городской округ Ишим.
 

     Город Ишим - муниципальное образование, наделенное Законом Тюменской области статусом городского округа, на территории которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и  органы местного самоуправления.

     Город Ишим входит в состав Тюменской области. Статус Ишима, как исторического города, определяется правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.

     Граница города установлена Законом Тюменской  области "Об утверждении границ муниципальных  образований Тюменской области  и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского  поселения" N 263 от 05.11.2004 (в редакции от 03.06.2009 №31, от 07.10.2009 № 55).

     Общая площадь городских земель – 5,9 тыс. га. Общая протяженность улиц и  дорог – 232,1 км, из них общая протяженность  асфальтобетонных дорог – 146,1 км

     Численность населения на 01.01.2010 г. - 64088 человек.

     Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника за 2009 год составила 16743 рубля.

     В городе 14 дошкольных образовательных  учреждений; 15 общеобразовательных  учреждений; 1 учреждение начального профессионального  образования; 4 средних специальных  учебных заведения; педагогический институт. Открыты филиалы высших учебных заведений: Тюменского государственного университета и Тюменского государственного нефтегазового университета.

     Действуют культурно спортивный комплекс с  бассейном, авиационно-спортивный клуб, конноспортивный клуб, 2 детские  юношеские спортивные школы, 2 стадиона.

     В Ишиме работает 1 музей, 2 культурно - досуговых учреждения, 8 библиотек, 2 музыкальные школы, цирковая студия "Мечта", детский музыкальный  центр "Мир музыки", Дом национальных культур и ремесел. В городе 5 действующих  церквей.

     Имеются железнодорожный вокзал, автовокзал.

     На  территории Ишима расположено 936 организаций. Среди отраслей промышленности ведущее  место принадлежит пищевой.

     Организации города производят широкий ассортимент  продуктов питания: цельномолочную продукцию, колбасные изделия, сыры, кондитерские изделия, разнообразные  безалкогольные напитки, винно-водочные изделия. Действуют ОАО " Ишимский механический завод", ОАО «Ишимский  машиностроительный завод, предприятия  по производству строительных материалов, по деревообработке. 

     Сохраняется стабильной ситуация в сфере занятости населения.

     За январь-сентябрь 2009 года среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях города сократилась на 4% к соответствующему периоду 2008 года и составила 16,2 тыс. чел. По состоянию на 1 октября 2009 года численность зарегистрированных в службе занятости безработных горожан составила 172 человека, что на 11,3% меньше, чем на 1 октября 2008 года.

     Уровень регистрируемой безработицы остался на том же уровне – 0,5%. 
Если с начала 2009 года 49 предприятий города сообщили в ЦЗН о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя для 1967 работников, то на 1 октября число предприятий, работающих в настоящее время в режиме неполного рабочего времени составило 13, численность работников, работающих неполное рабочее время - 319 человек.

     Количество вакансий, заявленных работодателями г. Ишима в течение 9 месяцев 2009 года составляет 3613 (с учетом временных рабочих мест), из них доля вакансий по рабочим профессиям составляет 65%.

     Коэффициент напряженности на рынке труда – число безработных на 1 заявленную вакансию составил 0,6%.

     С января по сентябрь текущего года при содействии службы занятости трудоустроено 2019 чел., в том числе безработных граждан – 252 чел.. За тот же период прошлого года было трудоустроено 1835 чел., в том числе безработных граждан – 350 чел.

     В течение 9 месяцев 2009 года на профессиональное обучение, переобучение направлено 150 безработных граждан, в соответствующем периоде 2008 года – 75 чел.

     На 01.10.2009г. результативный выход из безработицы составил 92,9%, на 01.10.2008г.- 92,3%.

     Для сдерживания высвобождения работников, находящихся под риском увольнения, заключены договоры с 32 предприятиями города на создание 953 временных рабочих мест.

     Сектор малого и среднего предпринимательства играет существенную роль в экономике города и является важным источником занятости населения. 
В городе Ишиме по состоянию на 01.10.2009г. зарегистрировано 2805 субъектов малого предпринимательства, в том числе 430 малых предприятий и 2375 – индивидуальных предпринимателя.

     Численность работающих в малом бизнесе составляет 9096 человек. Субъектами малого предпринимательства производится около 10% промышленной продукции города, что за 9 месяцев 2009 года составило 146,5 млн. рублей и в действующих ценах на 36% меньше соответствующего периода 2008 года. 

     В сфере малого бизнеса производятся хлебобулочные и кондитерские изделия, макаронные изделия, безалкогольные напитки и минеральная вода, швейные изделия, обувь, мебель, деревянные изделия и заготовки, пластиковые окна и двери, стройматериалы и конструкции, а также оказывают большой спектр услуг.

     Оборот предприятий малого бизнеса за 9 месяцев 2009 года составил 2184 млн. рублей. В общем обороте активно развивается торговля и общественное питание – 66%, строительство - 9%, обрабатывающие производства – 8%, операции с недвижимым имуществом - 7%, транспорт и связь – 1%, прочие виды экономической деятельности – 8,5%.

     Размер среднемесячной заработной платы на одного работающего в сфере малого и среднего предпринимательства за январь-сентябрь 2009 года составил 11252 рубля.

     Утверждена и работает ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства города Ишима на 2009-2011 годы», целью, которой является формирование благоприятной экономической среды, обеспечивающей эффективное и устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства. 

     В рамках данной программы:

     - проведено 3 заседания комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на получение целевых займов, из 58 рассмотренных заявок выбрано 23 субъектов малого бизнеса для получения поддержки на сумму 20210 тыс. рублей. Выдано 3 займа на сумму 780 тыс. руб. На 01.10.2009 год в бюджет города Ишима поступили возвратные средства на сумму 2310 тыс. рублей;

     - оказано услуг по сопровождению подготовки пакета документов на получение государственной поддержки 30 предприятиям малого и среднего бизнеса г. Ишима; 

Информация о работе Оценка эффективности органов местного самоуправления на примере городского округа Ишим