Оценка эффективности органов местного самоуправления на примере городского округа Ишим

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ процедуры проведения и результатов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ишим.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить сущность и содержание деятельности органов МСУ;
- изучить правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- выявить проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ общероссийского характера;
- рассмотреть международный опыт оценки эффективности МСУ;
- дать характеристику муниципальному образованию городской округ Ишим;
- проанализировать показатели эффективности деятельности органов МСУ г. Тюмени;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность оценки эффективности местного самоуправления
1.2 Правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
1.3 Проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ.
1.4 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности органов МСУ.
II ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИШИМ
2.1 Характеристика муниципального образования городской округ Ишим
2.2 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим
2.3 Проблемы, выявленные по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим
2.4 Рекомендации по решению проблем, выявленных по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты оценки эффективности местного самоуправления.docx

— 897.92 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ  
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  
1.1 Сущность оценки эффективности местного самоуправления  
1.2 Правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления  
1.3 Проблемы оценки эффективности деятельности органов  МСУ.  
1.4 Зарубежный  опыт оценки эффективности деятельности органов МСУ.  
II ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ  ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИШИМ  
2.1 Характеристика  муниципального образования городской  округ Ишим  
2.2 Оценка  эффективности деятельности органов  местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим  
2.3 Проблемы, выявленные по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим  
2.4 Рекомендации  по решению проблем, выявленных по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ишим.  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
  ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Система организации муниципальной управленческой деятельности, направленная на становление  и развитие гражданского общества в  России как одной из главных задач, подразумевает, прежде всего, формирование единой взаимосвязанной системы  управления, обеспечивающей высокий  уровень собственного функционирования, отвечающей потребностям всех социальных групп населения. Кроме того, сама система должна обладать необходимой устойчивостью со значительным потенциалом развития и совершенствования, способностью нивелировать различные социальные потрясения.

     Проблема  эффективности муниципальной управленческой деятельности – одна из самых острых и злободневных проблем России. От правильности её решения и от того, что из себя будет представлять наша страна, как будет жить в ней  народ, как он будет решать свои самые  насущные проблемы, во многом зависит  будущее России.

       Сложность, многоаспектность и  взаимозависимость управленческих  проблем, определяющих характер  практических преобразований в  области муниципальной управленческой  деятельности, требуют новых идей  и подходов, раскрывающих пути  повышения ее эффективности.

     Целью данной курсовой работы является анализ процедуры проведения и результатов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ишим.

     В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи:

     - определить сущность и содержание деятельности органов МСУ;

     - изучить правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

     - выявить проблемы оценки эффективности деятельности органов МСУ общероссийского характера;

     - рассмотреть международный опыт  оценки эффективности МСУ; 

     - дать характеристику муниципальному образованию городской округ Ишим;

     - проанализировать показатели эффективности  деятельности органов МСУ г.  Тюмени;

     - выявить проблемы оценки эффективности на территории городского округа Ишим;

     - разработать комплекс рекомендаций  по решению проблем относящихся  к вопросам ведения органов  МСУ Тюмени и по совершенствованию  методики оценки эффективности  деятельности органов МСУ Тюмени.

     Объектом  исследования являются органы местного самоуправления города Ишима.

     Предметом исследования являются эффективность деятельности органов МСУ муниципального образования г. Ишим при реализации своих полномочий.

     Степень научной разработанности проблемы. Проблеме повышения эффективности  работы органов государственного и  муниципального управления, а также  практическим приемам повышения  эффективности их деятельности посвящены  труды зарубежных исследователей, среди  которых особо выделяются работы Ю. Лауренмяки, Т. Линкола, К. Прятта, Х.Ауеркерка, Э. Деттона, И.Люшера, Т.Брауна, Ф. Кнемайера  и др.

     Вопросы теории и практики деятельности органов  местного самоуправления исследованы  в работах отечественных ученых: В.И. Бутова, А.В. Дюк, В.В. Наумкиной, Г.Г. Ефремова, А.Г. Кокорина, С.В. Королева, Н.А. Марчука, В.В. Пылина, А.П. Горюнова, В.Г. Игнатова и др. Однако проблемы эффективности деятельности данными  авторами почти не затрагивались. Работы этих ученых представляют ценность с  позиций теоретико-методологических основ.

 

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ IДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 
1.1 Сущность оценки эффективности местного самоуправления

 

     Местное самоуправление занимает особое место  в политической системе общества. Это свидетельствует о том, что  в стране помимо интересов личности и государства признаются и гарантируются  еще и местные  интересы, которые связаны с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

     Эффективность власти в стране определяется тем, насколько  эффективна власть на первичном, низовом  уровне – в муниципальном образовании. 

     Поэтому, одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка механизма оценки эффективности деятельности органов МСУ.

     Подходов  к определению понятия местное  самоуправления существует множество, исходя из функциональной необходимости  применения понятия.

     К примеру, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. [3]

     В нем определяются нормативные основы организации МСУ.

     Если  рассматривать местное самоуправление как систему  и уровень публичной власти, то при данном подходе МСУ – это самостоятельно и под свою ответственность деятельность населения по вопросам местного значения непосредственно или через создаваемые органы с учетом исторических и иных местных традиций.

       В таком подходе отражены предметно-объектное содержание местного самоуправления. Однако этого недостаточно, поскольку в принципе любой уровень управления имеет свой предмет (объект) и должен быть самостоятельным в деятельности, за что и несет ответственность.

     В данной работе, будет рассматриваться  определение МСУ как вида управленческой деятельности. МСУ – это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и  исполнению местного бюджета и др.[6]

     Поскольку, органы местного самоуправления решают вопросы непосредственно связанные  с жизнедеятельностью населения  и их важность в жизни граждан  очевидна, возникает вопрос о необходимости  оценки эффективности их деятельности.

     Управленческая  эффективность представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными. [15]

     Любая эффективная управленческая деятельность заключается в том, что в ней не проявляются ошибки руководителя, особенно при изучении обстановки и принятии решения.

     К оценке эффективности управленческой деятельности предлагается множество  подходов, однако большинство из них  не могут быть реализованы, т. к. МСУ  – это специфический вид управленческой деятельности. Однако, наиболее общие  подходы к деятельности по оценке эффективности МСУ, при грамотной адаптации, с учетом всех специфических особенностей данного вида деятельности и конкретного муниципального образования могут быть реализованы на практике.

     Обычно  эффективность системы определяется через результаты функционирования управляемого объекта, а они, в свою очередь по степени достижения поставленной цели. При таких условиях оценка эффективности управления осуществляется на основе заранее определенных контрольных показателей. Поэтому, наиболее важная роль в оценке эффективности органов МСУ принадлежит критериям конкретной социальной эффективности деятельности каждого управленческого органа  и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения.  

     В местном самоуправлении каждый из его  органов обладает своей компетенцией, характеризующей цели, содержание, возможности и пределы его  деятельности, а в нем каждая должность  — своими квалификационными признаками, отражающими ее роль и участие  в реализации компетенции соответствующего органа. Это нормативная модель управленческой деятельности, которую вполне можно  рассматривать в качестве средства упорядочения, рационализации и обеспечения эффективности управления.[6] Поэтому степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа и государственной должности, является исходным критерием конкретной социальной эффективности. Из такого критерия следует, что любое отклонение от компетенции органа, функций и правомочий должностного лица иди проявление активности в другом направлении либо в иной сфере не должно признаваться рациональным и эффективным.

     В наиболее общем виде анализ эффективности  деятельности органов МСУ осуществляется по экономическому росту, занятости  и доходам населения, здоровью населения, образованию, жилищно-коммунальному  хозяйству и жилищному строительству, обеспечению безопасности граждан  и организации государственного и муниципального управления. Оценка эффективности деятельности осуществляется на основе оценки социально-экономического развития субъекта, удовлетворенности  населения качеством предоставляемых бюджетных услуг и деятельностью органов власти региона, эффективности использования ресурсов, включая эффективность расходования бюджетных средств. [14]

     Важнейшими  факторами повышения эффективности  работы органов местного самоуправления - активизация участия населения в принятии и реализации решений по вопросам своей жизнедеятельности и повышение ответственности должностных лиц местного самоуправления, прежде всего, глав муниципальных образований за конечные результаты работы. 

     1.2 Правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 

     Правовые  основы института оценки эффективности  деятельности органов местного самоуправления на федеральном уровне установлены  статьей 18.1 Федерального закона №131 ФЗ от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Эта статья в законе была введена не сразу, а посредством Федерального закона от 18.10.2007 №230 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Информация о работе Оценка эффективности органов местного самоуправления на примере городского округа Ишим