Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
2. рассмотрение состава и структуры муниципальной собственности;
3. изучить организацию управления муниципальной собственностью;
4. выявление основных проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью примере городского округа «Город Хабаровск», а так же поиск путей решения данных проблем;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»…………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность муниципальной собственности………………………..5
1.2 Правовые основы формирования муниципальной собственности………….9
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ..........................................................................………….13
2.1 Состав муниципальной собственности……………………………………...13
2.2 Структура и уровни муниципальной собственности……………………….15
3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………………...18
3.1 Управление муниципальной собственностью………………………………18
3.2 Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Муниципальная собственность.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

Вопросы муниципальной собственности в первую очередь регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности - государственной и частной (ст.8). В правах органов местного самоуправления - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельное управление ею (ст. 132).

Гражданский кодекс РФ развивает положения Конституции, указывая, что права собственника муниципального имущества (владение, пользование, распоряжение) принадлежит городским, поселковым, сельским и иным муниципальным образова­ниям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами МСУ, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением. Базовым законодательным актом федерального уровня является федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ №131), который в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, терри­ториальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. Находящееся в муниципальной собственности имущество является одним из трёх составных элементов экономической основы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами муниципальных образований (ст.49 ФЗ №131).

Концептуальной особенностью ФЗ №131 является установление исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.

В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ №131 может входить:

1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ №131 вопросов местного значения и перечисленное в частях 2-4 ст.50 данного закона;

2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представи­тельного органа МО[5].

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества МО, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению (ч.5 ст.50 ФЗ №131). Под перепрофилированием фактически, понимается приведение имущества в состояние «предназначенности» для решения вопросов местного значения.

ФЗ №131 также определяет, что порядок и сроки упомянутого выше отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Таким законом, определяющим порядок отчуждения, является федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предельный срок отчуждения установлен самим ФЗ №131 в п.4 ч.8 ст.85 - это 1 января 2009 г. (1 января 2011 г., согласно принятому Госдумой закону). При этом законодательно не установлены правовые последствия нахождения «несоответствующего» имущества в муниципальной собственности после 1 января 2009 г.

 

 

Кроме того, ст.50 ФЗ №131 определяет, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Специального закона на этот счёт не принято, однако касательно передаваемого имущества часть правоотношений урегулировано п. 11 ст.154 федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - ФЗ №122).

Так, ФЗ № 122 устанавливает, что основанием возникновения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерацией и субъектом РФ имущество является соответственно решение Правительства РФ и исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ. Те же решения (только в этом случае не о передаче, а о приёме имущества) являются основанием и для прекращения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерации и субъекту федерации муниципальное имущество.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о праве муниципальной собственности на земельные участки. Если говорить о земельных участках как об элементе состава муниципального имущества, то необходимо сослаться на ст.19 Земельного кодекса РФ, которая определяет, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

-которые приобретены по ос­нованиям, установленным гражданским законодательством[6].

В то же время ст. 14-17 ФЗ №122 относят к муниципальному имуществу только «земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами». Такие же правовые нормы содержатся и в ст.50 ФЗ №131. Налицо определённая правовая коллизия.

При этом необходимо иметь в виду, что Земельный кодекс также придерживается концепции «презумпции отчуждения» земли из государственной или муниципальной собственности (если сравнивать с «презумпцией отчуждения» имущества, которое не может входить в состав муниципального имущества, как это предусматривает ФЗ №131). П.4 ст.28 Земельного кодекса устанавливает исчерпывающий перечень из трёх случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности, для строительства: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; факт резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2 СОСТАВ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

2.1 Состав муниципальной собственности

 

Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Кроме перечисленных выше к ним относятся: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.

Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

1.                  По субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

2.                  По объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.

3.                  По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).

4.                  По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).[7]

В соответствии со ст. 29 Федерального  Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят (схема Б.1):

1)     средства местного бюджета;

2)     муниципальные внебюджетные фонды;

3)     имущество органов местного самоуправления;

4)                  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

5)     муниципальные предприятия и организации;

6)     муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

7)     муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

8)                  муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

9)     другое движимое и недвижимое имущество.

Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности.  Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения  настоящей власти.

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие  муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, Закон Рязанской области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения.

В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.

 

2.2 Структура и уровни муниципальной собственности

 

Учитывая характерные признаки муниципальной собственности ( схема А.1), можно предложить наиболее эффективную ее структуру (модель)[8]:

        она определяет нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования;

        часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

        создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

                    элементы муниципальной собственности подвижны. При необходимости местные органы власти могут ставить вопрос о передаче некоторых объектов федеральной или областной собственности в муниципальную и наоборот;

                    наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.

Муниципальную собственность можно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.[9]

Муниципальная собственность имеет ряд функций, реализация которых дает реальное наполнение содержания категории «муниципальная собственность»[10]:

                    обеспечивает доходы местного бюджета, в том числе от реализации имущества, его арендного и т.д. использования;

                    развивает рыночную инфраструктуру, воздействует на жизнедеятельность акционерных обществ, предприятий и организаций, расположенных на муниципальной территории;

                    развивает социальную инфраструктуру, в том числе формирует и развивает такие институции, как: социальная защита; обеспечение занятости;

                    обеспечивает развитие инженерной инфраструктуры (транспортной, информационной, бытовых коммуникаций, таких как дороги, газо- и водопроводы, тепловая сеть и т.д., бытовой инфраструктуры – склады, холодильники и т.д.);

                    стимулирует развитие малого и среднего бизнеса;

                    содействует развитию внешних связей и т.д.

Информация о работе Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни