Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
2. рассмотрение состава и структуры муниципальной собственности;
3. изучить организацию управления муниципальной собственностью;
4. выявление основных проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью примере городского округа «Город Хабаровск», а так же поиск путей решения данных проблем;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»…………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность муниципальной собственности………………………..5
1.2 Правовые основы формирования муниципальной собственности………….9
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ..........................................................................………….13
2.1 Состав муниципальной собственности……………………………………...13
2.2 Структура и уровни муниципальной собственности……………………….15
3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………………...18
3.1 Управление муниципальной собственностью………………………………18
3.2 Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное
управление»
Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система муниципального управления»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, УРОВНИ
Студент
группа
141
Научный руководитель
к.э.н.,проф.
Хабаровск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»…………………………………………
1.1 Понятие и сущность муниципальной собственности………………………..5
1.2 Правовые основы формирования муниципальной собственности………….9
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ.................
2.1 Состав муниципальной собственности……………………………………...
2.2 Структура и уровни муниципальной собственности……………………….15
3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ…………………………………………
3.1 Управление муниципальной собственностью………………………………18
3.2 Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность темы. Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ»[1]. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
Анализ изученных источников и литературы. Описание теоретических основ категории «муниципальная собственность» наиболее подробно дается в работе Г. И. Черкасова «Общая теория собственности». Правовые основы формирования муниципальной собственности раскрываются ФЗ - №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Состав и структура муниципальной собственности наиболее полно раскрыты в работе А. Е. Семеновой «Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления», а так же в работе В. А. Максимова «Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития». Проблемы управления муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск» наиболее широко рассматриваются в Постановлениях Правительства Хабаровского края, а именно: «О взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления края по продолжению реформы местного самоуправления» и «Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 9 месяцев 2009 года».
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
2. рассмотрение состава и структуры муниципальной собственности;
3. изучить организацию управления муниципальной собственностью;
4. выявление основных проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью примере городского округа «Город Хабаровск», а так же поиск путей решения данных проблем;
Объектом исследования данной курсовой работы является категория «муниципальная собственность».
Предметом исследования является сущность и предназначение категории «муниципальная собственность».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»
1.1 Понятие и сущность муниципальной собственности
Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Рассматривая муниципальную собственность, в том числе как объект управления, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие «собственность», его понимание наукой. В науке существуют довольно многочисленные и весьма неоднозначные толкования этого вопроса.
Значительной популярностью пользуется вещественное понимание собственности – как отношение людей к вещам, в том числе денежным знакам. Например, П. Самуэльсон считает, что собственность есть владение товарами или денежными суммами. Макконнелл и Брю характеризуют собственность как распоряжение материальными ресурсами. Подобное понимание встречается и у советских обществоведов: «собственность – принадлежность каких-либо объектов субъекту, которым могут быть отдельные люди, их группы, государство, общество». Между тем Г.И. Черкасов в своей книге «Общая теория собственности» отмечает, что «там, где нет отношений между людьми, не существует и собственности»[2].
Широкое распространение имеет юридическое толкование собственности, согласно которому «это понятие относится к совокупности прав». Данный подход является слишком узким, так как в реальной жизни собственность далеко не всегда юридически оформляется или соответствует правовым нормам.
Сторонники многопланового толкования собственности видят природу данного явления в отношениях двоякого рода: и между людьми, и между людьми и вещами. С одной стороны, это правомерно: ведь собственность без участия людей и вещей существовать не может; с другой – отношения между людьми далеко не всегда обусловлены собственностью и их отношением к ней (например, самооценка). В то же время существуют отношения, которые возникают между людьми только благодаря наличию собственности. Например, профессор Г.И. Черкасов выделяет как одну из характерных черт собственности её способность выступать в качестве «опосредованной связи» между субъектами. А примером здесь может служить ситуация, когда собственник предприятия находится в одной стране, а работники – в другой.
Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы. Она включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования ее составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения. Выявление и эффективное решение этих проблем с учетом конкретных потребностей территорий является в современных условиях важнейшей функцией органов местного самоуправления, так как качество управления муниципальной собственностью определяет эффективность работы местных органов власти.
Специфика экономического содержания муниципальной собственности состоит в следующих характеристиках.
Муниципальная собственность - это не вещь и не просто отношение людей к вещам, а отношения между людьми, которые могут быть связаны с вещами. Но эти отношения имеют не вещественное, а социально-экономическое содержание и формы.[3]
Монополизация условий производства одними субъектами и отчуждение их от других или равные права доступа субъектов к условиям производства характеризуют социально-экономическое содержание отношений собственности и определяют характер соединения основных факторов производства – работников и производительных ресурсов – и присвоения результатов.
Формы доходов образуют экономическую реализацию собственности и определяются положением субъектов в отношениях муниципальной собственности.
Определяющее значение в содержании понятия “муниципальная собственность” имеет его социальная направленность.
Муниципальная собственность, таким образом, выражает экономические отношения между членами сообщества по поводу распоряжения, владения и пользования землей, природными ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, находящимся в собственности этого сообщества. Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности местное сообщество, согласно Уставу, осуществляет самостоятельно, с использованием непосредственных форм участия населения в решении этих вопросов (что имеет большое значение для процесса становления местного самоуправления), посредством выборного представительного органа и выборного высшего должностного лица местного самоуправления.
Иные органы и должностные лица местного самоуправления могут участвовать в осуществлении полномочий по владению, пользованию, распоряжению и управлению объектами муниципальной собственности от имени местного сообщества исключительно по поручению представительного органа местного самоуправления и (или) главы местной администрации на основе делегированных им полномочий собственника.
Муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков (схема А.1).
Во-первых, как отмечалось, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.
Во-вторых, возникновение и формирование муниципальной собственности связано с разгосударствлением и приватизацией, является незавершенным и социально-противоречивым процессом, обобщить который можно пока лишь в первом приближении и с учетом коренной линии развития реформы по рыночной трансформации экономики России.
В-третьих, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, муниципальная казна, имущество органов местного самоуправления; а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия, организации и учреждения; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и с частной собственностью – с другой, образуя некий “коридор свободы” муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.
В-четвертых, муниципальная собственность, в отличие от частной, не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, обязаны получать его от умелого управления данной системой[4].
Итак, муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).
1.2 Правовые основы формирования муниципальной собственности
Информация о работе Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни