Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
2. рассмотрение состава и структуры муниципальной собственности;
3. изучить организацию управления муниципальной собственностью;
4. выявление основных проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью примере городского округа «Город Хабаровск», а так же поиск путей решения данных проблем;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»…………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность муниципальной собственности………………………..5
1.2 Правовые основы формирования муниципальной собственности………….9
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ..........................................................................………….13
2.1 Состав муниципальной собственности……………………………………...13
2.2 Структура и уровни муниципальной собственности……………………….15
3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………………...18
3.1 Управление муниципальной собственностью………………………………18
3.2 Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Муниципальная собственность.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Так, если в 2001 году объем финансирования инвестиционных программ составил 42 млн. рублей, то в 2006 году - 293 млн. рублей, увеличение произошло в 7 раз. При этом доля бюджетных источников инвестиционных программ за аналогичный период уменьшилась с 80% до 0%, что объясняется значительным увеличением инвестиционных ресурсов бизнеса. Объем работ в 2007 году составит 1,5 млрд.руб.

Работа по разграничению имущества идет очень сложно, несмотря на то, что федеральным законодательством определен порядок передачи собственности.

Наличие проблем объясняется, прежде всего тем, что до 2006 года не были четко регламентированы и определены ни порядок реализации положений Федеральных законов о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной в государственную, ни перечень документов, необходимых для принятия решений о передаче имущества из государственной собственности РФ в муниципальную и из муниципальной собственности в государственную собственность РФ.

Только в 2006 году постановлением Правительства РФ № 374 от 13.06.2006 определен Перечень документов, необходимых для принятия решений о передаче имущества из государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и обратно[15].

Кроме того, вызывает большие опасения тот факт, что этим же Постановлением определено, что исключительно органы местного самоуправления отвечают за сбор и предоставление документов по передаче имущества, причем не только из муниципальной в государственную, но и из государственной в муниципальную. В связи с этим созданы специальные имущественных (согласительных) комиссии с представителями от передающей и принимающей сторон для рассмотрения и принятия оперативных решений по указанным вопросам.

Что касается развития земельных отношений в городе, то можно сказать, что за последнее время проведена полная инвентаризация земель правобережья - активной части города.

Создана автоматизированная система учета землепользования города, в которой накапливаются данные о землепользователях, землевладельцах, данные инвентаризации и разграничения земли, а также учет и контроль по поступлению платежей.

Для примера, в 2000 году контроль за использованием земель осуществлялся только с площади 6 тыс. га. (что составляет только 26% от площади правобережья города). На сегодняшний день можно сказать, что земли города учтены полностью.

Но, к сожалению, Федеральным Законом, в части земельных отношений, мы не можем воспользоваться, т.к. Земельный Кодекс, Закон «О разграничении государственной собственности на землю» написаны так, что муниципалитет ограничен в возможности отнесения земельных участков в муниципальную собственность, равно как и в возможности регулировать, решать вопросы определения размера платежей за землю.

Были сформированы и отправлены документы по 2123 участкам для регистрации их на праве муниципальной собственности. С 2001 года ни по одному решение принято не было.

В тоже время, на территории г. Хабаровска на сегодняшний день отнесено:

- в собственность Российской Федерации 328 участка на общую площадь - 1 685 га;

- в собственность Хабаровского края - 26 участков на общую площадь - 78 га.

В результате получается:

- у муниципалитета земля должна быть в собственности, но ни одного участка в собственность нам не отнесли;

- земельный налог объявлен местным налогом, но его размер практически установили и получилось, что его начисление в 2006 году в 2,7 раза ниже прошлого года.

Главное - было найдено и принято оптимальное решение по вопросам аренды земельных участков, а в городе большинство землепользователей пользуются участками на праве аренды[16].

С 2000 года расчет арендной платы в городе не зависит от ставки земельного налога и кадастровой стоимости, а рассчитывается по базовым ставкам с учетом зонирования территории города (50 зон).

С 2006 года в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса РФ земельный налог исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка. В связи с чем обозначились проблемы, затрудняющие сбор налога, а именно:

- больше половины участков не поставлены на государственный кадастровый учет;

- база данных по земельным участкам, являющимся объектом налогообложения, Роснедвижимости не сопоставима с базой данных налоговых органов.

Данные проблемы - это результат того, что при проведении кадастровой оценки, Роснедвижимостью не был учтен материал, наработанный Администрацией города с 1998 года.

В 2006 году администрация города совместно с УФНС РФ по Хабаровскому краю и Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю решала вопросы:

• перехода на новую систему обложения земельным налогом;

•обеспечения полноты постановки земельных участков на государственный кадастровый учет;

• доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков;

• формирования базы данных для исчисления налоговыми органами земельного налога и др.

В целях обеспечения 100%-ной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с налоговыми органами города проведена сверка базы данных плательщиков земельного налога. В результате совместной работы к концу года по юридическим лицам проиндентифицировано 97% земельных участков.

В 2006 году достигнут рост поступлений земельного налога по сравнению с 2005 годом на 43,6%, или 37,5 млн. руб. (факт 2006 - 123,6 млн. руб., факт 2005 - 86,1 млн. руб.).

В связи с тем, что с 2006 года земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости земли, а кадастровая оценка произведена по показателям 2002 года остается надеяться, что будут внесены изменения в Законы, касающиеся исчисления земельного налога. Он не может быть ниже, чем был до 2006 года.

С 2002 года (согласно ст. 36 Земельного Кодекса РФ, Решению Хабаровской городской Думы № 220 от 18.06.2002) в городе продаются земельные участки в собственность.

С момента выхода нового Земельного Кодекса, муниципалитетом продано всего 167 участков на сумму 123,5 млн.руб., в т.ч. в бюджет города поступило 59,7 млн.руб.

Разве можно считать нормальным, когда при продаже земельных участков до разграничения государственной собственности на землю средства от продажи в полном объеме поступают либо в федеральный, либо в краевой бюджеты, и только на те, на которых ранее располагались объекты муниципальной собственности: 15 % - в федеральный бюджет, 35 % - в краевой и только 50 % в бюджет города.

01.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 17.04.2006 №53-ФЗ, внесший изменения в процесс разграничения государственной собственности на землю.

Проанализировав ситуацию по землепользованию на территории города Хабаровска с целью отнесения в муниципальную собственность максимально большего количества земельных участков можно сделать вывод, что в соответствии с 53 Федеральным законом останутся не разграниченными земли площадью 18,9 тыс.га на которых сформированы 30,9 тыс. земельных участков или 86% от общего количества, т.е. ими может распоряжаться муниципалитет или субъект Федерации[17].

По состоянию на 11.05.2007 уже зарегистрировано в муниципальную собственность 432 земельных участков общей площадью 533,5 тыс.га.

В связи с тем, что прогноз предстоящих изменений в структуре имущества основывается на принципах строгого соответствия его состава полномочиям городского округа, администрация города в сфере повышения эффективности управления муниципальным имуществом предусматривает:

1. Продолжить работу по определению потребности муниципального имущества с учетом состава и объемов работ и услуг, необходимого для решения вопросов городского округа и перспектив его развития путем создания механизма, позволяющего устанавливать необходимый объем имущества для уставной деятельности муниципальных организаций.

2. Перейти на новую модель управления муниципальным имуществом. В этих целях администрацией города подготовлена Программа управления муниципальным имуществом с прогнозом имущественных преобразований на 2007- 2008 годы. Программа включает в себя:

• План использования муниципального имущества;

• План приобретения и выбытия муниципального имущества;

•Сводный план имущественного обеспечения для осуществления полномочий городского округа.

В свете новых задач предполагается сокращение неэффективно действующих муниципальных предприятий, путем их добровольной ликвидации, а также в результате их приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества со стопроцентным капиталом городского округа, а именно - в связи с проведением реформы в жилищно-коммунальном секторе количество муниципальных предприятий сократится на восемь единиц. Планируется приватизация шести муниципальных предприятий отрасли в открытые акционерные общества со стопроцентным капиталом городского округа и ликвидация двух муниципальных предприятия по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Также ожидается уменьшение количества муниципальных предприятий, подведомственных управлению дорог и внешнего благо­устройства, за счет акционирования в 2007 году пяти предприятий. В 2008-мом году планируется создание на базе этих акционерных обществ холдинговой компании и передача акций на управление управлению дорог и внешнего благоустройства.

Реформированию подлежат и автотранспортные муниципальные предприятия.

В ходе работы по перераспределению имущества в связи с разграничением полномочий планируется получение в муниципальную собственность ряда краевых и федеральных объектов недвижимости, которые будут закреплены на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, использующими данные объекты.

Итак, можно сделать вывод, что эффективное использование муниципального имущества позволяет регулярно пополнять бюджет города дополнительными средствами. Результатом всей работы по управлению муниципальной собственностью стало увеличение доли неналоговых платежей в структуре собственных доходов бюджета города с 6,5% в 2000 году до 29% в 2006 году.

заключение

 

При поэтапном изучении вопроса управления муниципальной собственностью были сделаны следующие выводы. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Муниципальная собственность в сравнении с другими видами собственности, наиболее схожа с государственной,  а именно по двум параметрам: природа собственника (население) и социальная направленность объектов собственности.

При изучении вопроса управления муниципальной собственностью мной проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты МО «Город Хабаровск». Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами («Об общих принципах МСУ», «О финансовых основах МСУ», «О приватизации государственной и муниципальной собственности»).

Рассмотрение муниципальной собственности МО «Город Хабаровск» показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества.

Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим.

Таким образом, видно, что большинство проблем возникает из-за несовершенства законодательства, а также «несправедливого» распределения объектов собственности между «центром» и муниципальными образованиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сб. нормативных актов. – М., 2004. - С. 56.

2.      Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Астрель,              2006. – 74 с.

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. – 8 декабря.

4.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 154-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 12 августа.

5.      Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета. – 2005. – 12 января.

6.      Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 30 января.

7.      Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 30 октября.

8.      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ  // Российская газета. – 2003. –   № 5. – С. 12 - 65.

9.      О взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления края по продолжению реформы местного самоуправления : постановление Правительства Хабаровского края от 10.04.2006г. № 86 [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

10. О внесении изменений в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского Края, утвержденное постановлением правительства Хабаровского края от 27 апреля 2004 г. № 20-пр : постановление Правительства Хабаровского края от 03.11.2009г. № 338-пр [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Информация о работе Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни