Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
2. рассмотрение состава и структуры муниципальной собственности;
3. изучить организацию управления муниципальной собственностью;
4. выявление основных проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью примере городского округа «Город Хабаровск», а так же поиск путей решения данных проблем;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»…………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность муниципальной собственности………………………..5
1.2 Правовые основы формирования муниципальной собственности………….9
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ..........................................................................………….13
2.1 Состав муниципальной собственности……………………………………...13
2.2 Структура и уровни муниципальной собственности……………………….15
3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………………...18
3.1 Управление муниципальной собственностью………………………………18
3.2 Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Муниципальная собственность.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

11. Об итогах работы по управлению краевым имуществом в 2005 - 2007 годах и о задачах по ее совершенствованию : постановление Правительства Хабаровского края от 20.06.2008 г. № 149-пр [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

12. Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 9 месяцев 2009 года : постановление Правительства Хабаровского края от 18.11.2009 г. № 347-пр [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

13. О концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск» : постановление мэра города Хабаровска от 14.11.2005 г. №1783 // Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальным сектором экономики ( на примере города Хабаровска). – Хабаровск 2008. - С. 32 - 33.

14. Бухвальд, В. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами / В. Е. Бухвальд  // Вопросы экономики. – 2004. – № 7. – С. 42 - 45.

15. Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А. Г. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 342 с.

16. Губанов, А. С. Эволюция отношений собственности: форма – содержание / А. С. Губанов // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 14-16.

17. Зарембо, Ю. В. О собственности в современной экономике / Ю. В.   Зарембо // Экономист. – 2005. – № 7. – С. 31 - 35.

18. Зеркин, Д. П., Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. – М. : издательский центр «МарТ», 2005. – 311 с.

19. Зяблюк, А. Р. Формы собственности и подъем экономики России / А. Р. Зяблюк // Экономист. – 2005. – № 7. – С. 12 - 15.

20. Иванов, В. В.  Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н.  Коробова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.

21. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. В. В. Рудой - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 524 с.

22. Концепция управления муниципальным имуществом городского округа « город Хабаровск» // Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальным сектором экономики ( на примере города Хабаровска). – Хабаровск 2008. - С. 33 - 55.

23. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. – М.: Юристъ, 2007. - 124 с.

24. Максимов, В. А. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А. Л. Кочергин, Т. В. Игнатова. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. - 321 с.

25. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин. – СПб.: Питер, 2006. – 423 с.

26. Чижевский, В. А. Проблемы управления муниципальной собственностью [Электронный ресурс] – Режим доступа :   http://www.spravedlivo-online.ru, свободный. – Загл. с экрана.

27. Рохчин, В. Е. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования: методологический аспект / В. Е. Рохчин // Муниципальная власть. – 2003. - № 4. – С. 59 - 65.

28. Семенова, А. Е. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления / А. Е. Семенова, В. И. Степанова  // Экономист. – 2004. – № 5. – С. 23 - 27.

29. Черкасов, Г. И. Общая теория собственности / Г. И. Черкасов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 11.

30. Широков, А. Н. Основы управления муниципальной собственностью / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления». – 2002. - 231 с.

31. Шугрина, Е. С. Муниципальное право / Е. С. Щугрина. –  Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 2005. - 342 с.

32. Щепелин, П. В. Собственность города: системный подход / П. В. Щеплин // Муниципальная власть. – 2004. – № 4. – С. 12 - 16.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А Характерные признаки муниципальной собственности…………….35

Приложение Б Классификация видов объектов муниципальной собственности……………………………………………………………………………36

Приложение В Функции муниципальной собственности…………………………….37

Приложение А

Схема А.1 – Характерные признаки муниципальной собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Схема Б.1 – Классификация видов объектов муниципальной собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Схема В. 1 – Функции муниципальной собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

2.2 Структура и уровни муниципальной собственности

 

Учитывая характерные признаки муниципальной собственности (схема А.1), можно предложить наиболее эффективную ее структуру (модель)[18]:

        она определяет нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования;

        часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

        создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

        элементы муниципальной собственности подвижны. При необходимости местные органы власти могут ставить вопрос о передаче некоторых объектов федеральной или областной собственности в муниципальную и наоборот;

        наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.

Муниципальную собственность можно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы (схема В. 1).[19]

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью представляет собой сложную систему отношений между ее субъектами. В ней можно выделить несколько уровней.

Первый уровень. Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью выступает непосредственно само местное сообщество. На этом уровне определяются отношения между местным сообществом и органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.

Вместе с тем федеральное законодательство не предусматривает непосредственного участия местных сообществ, населения муниципальных образований в управлении муниципальной собственностью.

Второй уровень – это отношения, которые складываются в процессе управления муниципальной собственностью:

– между органами местного самоуправления (представительными органами и исполнительно- распорядительными органами);

– между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления (между представительным органом и главой муниципального образования, между местной администрацией и главой муниципального образования и т.п.)

Третий уровень – это отношения, возникающие между собственником в лице органов местного самоуправления и теми организациями, физическими лицами, которым передано в управление муниципальное имущество.

Четвертый уровень характеризует отношения, которые складываются и развиваются между структурными органами и подразделениями местной администрации в процессе управления муниципальной собственностью.

Хотелось бы отметить, что, рассматривая систему органов местного самоуправления, участвующих в управлении муниципальной собственностью, следует обращать внимание  – в первую очередь – её двухуровневость:

                  первый уровень: органы местного самоуправления;

                  второй уровень: органы муниципального управления – структурные подразделения, осуществляющие оперативное управление муниципальной собственностью, в том числе на территории определённого территориального округа[20].

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления (органы МСУ) – это «выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти». Здесь же мы обнаруживаем понятие должностного лица местного самоуправления. При этом закон выделяет:

                  должностное лицо МСУ – «выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих»;

                  выборное должностное лицо МСУ – «должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделённое согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения»[21].

Из названных выше должностных лиц нас интересуют, прежде всего, выборные должностные лица МСУ, поскольку они наделены полномочиями на решение вопросов местного значения в то время, как первые призваны обеспечивать деятельность органов МСУ.

Поскольку институт муниципальной собственности возник сравнительно недавно в результате реструктуризации отношений присвоения, постольку данная категория пока недостаточно изучена, не раскрыт механизм ее взаимосвязей с другими формами собственности, ее место и роль в экономической системе переходного типа.

Итак, проанализировав вышесказанное можно сделать вывод, что в современной России местные сообщества владеют важнейшим в рыночной системе ресурсом – муниципальной собственностью. Она выступает принципиально новой формой собственности, возникшей в России в процессе перехода к рынку.

40

 



[1] Зеркин, Д. П., Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. – М. : издательский центр «МарТ», 2005. – С. 301.

[2] Черкасов, Г. И. Общая теория собственности / Г. И. Черкасов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 11.

 

[3] Иванов, В. В.  Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н.  Коробова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.

[4] Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. – М.: Юристъ, 2007. –  С. 102.

[5] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ  // Российская газета. – 2003. – № 5. – С. 54.

[6] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 30 октября.

[7] Шугрина, Е. С. Муниципальное право / Е. С. Щугрина. –  Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 2005. – С. 305.

[8] Семенова, А. Е. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления / А. Е. Семенова, В. И. Степанова  // Экономист. – 2004. – № 5. – С. 24.

 

[9] Зарембо, Ю. В. О собственности в современной экономике / Ю. В. Зарембо // Экономист. – 2005. – № 7. – С. 34.

[10] Черкасов, Г. И. Общая теория собственности / Г. И. Черкасов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 13.

[11] Максимов, В. А. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А. Л. Кочергин, Т. В. Игнатова. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. – С. 210.

[12] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ  // Российская газета. – 2003. – № 5. – С. 17.

[13] Рохчин, В. Е. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования: методологический аспект / В. Е. Рохчин // Муниципальная власть. – 2003. - № 4. – С. 63.

[14] Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 9 месяцев 2009 года : постановление Правительства Хабаровского края от 18.11.2009 г. № 347-пр [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

 

[15] Об итогах работы по управлению краевым имуществом в 2005 - 2007 годах и о задачах по ее совершенствованию : постановление Правительства Хабаровского края от 20.06.2008 г. № 149-пр [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

 

[16] О внесении изменений в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского Края, утвержденное постановлением правительства Хабаровского края от 27 апреля 2004 г. № 20-пр : постановление Правительства Хабаровского края от 03.11.2009г. № 338-пр [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

 

[17] О взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления края по продолжению реформы местного самоуправления : постановление Правительства Хабаровского края от 10.04.2006г. № 86 [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.laws.khv.ru, свободный. – Загл. с экрана.

 

[18] Семенова, А. Е. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления / А. Е. Семенова, В. И. Степанова  // Экономист. – 2004. – № 5. – С. 24.

 

[19] Зарембо, Ю. В. О собственности в современной экономике / Ю. В. Зарембо // Экономист. – 2005. – № 7. – С. 34.

[20] Максимов, В. А. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А. Л. Кочергин, Т. В. Игнатова. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. – С. 210.

[21] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ  // Российская газета. – 2003. – № 5. – С. 17.


Информация о работе Муниципальная собственность: сущность, предназначение, уровни