Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 14:17, курсовая работа
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.
План.
В России всё ещё осуществляется переход от командно- административной экономики к рыночной экономике. Основным принципом рыночной экономики, как известно, является многообразие форм собственности. Это свою очередь дало возможность развитию муниципальной собственности в России.
Также с распадом СССР в России начался развитие местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 8 посвящена регулированию местного самоуправления.
Как известно, местное самоуправление – это самое приближённое людям уровень власти, и на него ложиться большая ответственность, так как местное самоуправление решает самые насущные проблемы населения.
Тема
управления муниципальной собственностью
в современной России одна из самых
актуальных. Во-первых, ещё двадцать
лет назад такой формы
Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. Именно нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления и муниципальной собственности. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.
В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Институт
муниципальной собственности
В связи с этим целью работы является изучения природы института муниципальная собственности, изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?
Рассматривая муниципальную собственность, в том числе как объект управления, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие «собственность», его понимание наукой. В науке существуют довольно многочисленные и весьма неоднозначные толкования этого вопроса.
Значительной популярностью пользуется вещественное понимание собственности – как отношение людей к вещам, в том числе денежным знакам.
Например, П. Самуэльсон считает, что собственность есть владение товарами или денежными суммами. Макконнелл и Брю характеризуют собственность как распоряжение материальными ресурсами. Подобное понимание встречается и у советских обществоведов: «собственность – принадлежность каких-либо объектов субъекту, которым могут быть отдельные люди, их группы, государство, общество». Между тем Г.И. Черкасов в своей книге «Общая теория собственности» отмечает, что «там, где нет отношений между людьми, не существует и собственности».3
Широкое
распространение имеет
Сторонники многопланового толкования собственности видят природу данного явления в отношениях двоякого рода: и между людьми, и между людьми и вещами. С одной стороны, это правомерно: ведь собственность без участия людей и вещей существовать не может; с другой – отношения между людьми далеко не всегда обусловлены собственностью и их отношением к ней.
Нас же первую очередь интересует экономические отношения, которые складываются по поводу собственности. Экономические отношения собственности — это, прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание, прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.
Собственность бывает в разных формах. Конституция Российской Федерации, принятая 1993 году, в статье 8 указывает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Также в статье 9, ч. 2 Конституции РФ гласит, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Подробней остановимся в муниципальной собственности.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством Российской Федерации. Гражданский Кодекс Российской Федерации также устанавливает (п. 1 ст. 212), что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права муниципальной собственности выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).
Одним из источников, регулирующих право муниципальной собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение муниципальной собственности – «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям»4.
В соответствии
с Гражданским Кодексом Российской
Федерации Муниципальная
По
нашему мнению, здесь необходимо разъяснить
различия между муниципальной и
государственной
Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:
Теперь нам следует узнать вкратце, что такое местное самоуправление и муниципальное образование.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Муниципальное образование — это населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. Муниципальным образованием может быть городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Статус Муниципальной образовании определяется Конституцией РФ, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года, законодательством субъектов РФ, а также уставом соответствующего Муниципального образования.5
В этом параграфе мы рассмотрели основные понятия темы муниципальной собственности. Узнали понятия собственности, через это понятия пришли к понятию муниципальной собственности. Также рассмотрели понятия местного самоуправления, муниципального образования. Эти понятия более подробно раскроем в следующих параграфах.
Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. Значительное влияние на зарождение и развитие форм собственности оказали труд и его разделение между отдельными людьми, племенами. Обладание средствами труда стало одним из определяющих условий жизни, производства необходимых средств существования. В то же время производительный труд давал возможность получать экономический продукт в большей мере, чем это было необходимо, чтобы обеспечить простейшие жизненные потребности того периода.
Возникает накопление собственности, зарождается форма ее в виде богатства. Появление богатых и бедных, стремление расширить свои владения порождают войны за обладание территориями, богатством, имуществом; собственность начинает переходить из рук в руки. Увеличивающемуся населению надо все больше и больше земли, природных ресурсов, вовлекаемых в производство. В результате все доступное человеку тут же обособляется, захватывается, присваивается, делится, т.е. становится собственностью. Возникновение государств способствовало зарождению государственной собственности.
Муниципальная
собственность появилась с
Развитие же муниципальной собственности в России началось с давних времён. Первоначально в Руси и многих других странах появляется общинная собственность. Общинная собственность это прообраз муниципальной собственности. Понятие общинной собственности можно сформулировать так, это «право собственности на землю, принадлежащее союзу сельских обывателей, отдельные члены которого имеют право пользования им». Общинную собственность можно характеризовать следующими признаками: а) субъектами право собственности является союз сельских обывателей как юридическое лицо; б) объектом права собственности может быть лишь недвижимость, причём только земля, находящаяся вне черты города или поселений; в) членам союза принадлежит право пользовании землёй либо совместно, либо на отдельно отведённом каждому земельном участке. 6