Муниципальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.

Файлы: 1 файл

курсоваяъ.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, приватизацию муниципального имущества можно проводить большим  количеством способов, основная часть  которых сводится к продаже данного имущества. При этом приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 13).

   В этом параграфе мы рассмотрели основные правовые нормативные акты, регулирующие отношения муниципальной собственности. Узнали основные моменты в регулировании этих отношений.

   В первой главе, мы рассмотрели теоретическую часть основы темы муниципальная собственность. Итак, приведённый выше анализ показывает, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности. В обоих случаях имеется близкая сущность первичного собственника: население соответствующей территории. Также характер объектов государственной и муниципальной собственности схож: в первую очередь, необходимо отметить такие основные функции данных объектов, как стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения. К тому же, и в случае государственной и в случае муниципальной собственности в качестве их особенностей выступают общественный характер собственности (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления собственностью.

 

Глава 2. Муниципальная  собственность в  России.

  2.1. Формирование и управление муниципальной собственностью.

   Как было видно из предыдущей главы, право  собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными  правовыми актами. Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

  • в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ12 по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ13;
  • путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);
  • путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;
  • на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;
  • по наследству в соответствии с завещанием или законом;
  • по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);
  • в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад).

   Приобретение  и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества  и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»14 субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

   Передача  объектов (имущества), относящихся к  муниципальной собственности, в  государственную собственность  субъектов РФ или федеральную  собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

   Органы  местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями  и другими природными ресурсами  в интересах развития муниципального образования и социально-экономических  интересов его граждан15.

   В муниципальной  собственности находятся земельные  участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной  собственности  на  которые  возникло  при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям,  установленным  гражданским законодательством.
  • В   муниципальной   собственности   могут   находиться   не предоставленные  в  частную  собственность  земельные  участки по основаниям,  предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"16.

   В собственность  муниципальных образований  для  обеспечения их  развития могут  безвозмездно передаваться земли,  находящиеся в государственной  собственности,  в том числе  за  пределами  границ муниципальных образований.

   К полномочиям  органов  местного  самоуправления  в  области земельных  отношений  относятся изъятие,  в том числе  путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд,  установление, с  учетом требований    законодательства    Российской    Федерации,   правил землепользования  и  застройки  территорий  городских  и  сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования  и  охраны  земель,  а также  иные  полномочия  на  решение  вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

   Органами  местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками,  находящимися в муниципальной собственности.

   Землевладение бессрочное (постоянное) и временное  пользование земельными участками  и их аренда являются платными. За земельные  участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог17.

   Управление  муниципальной собственностью.

   Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 215 Гражданского кодекса РФ определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности   муниципальные образования. И то, что собственность принадлежит муниципальным образованиям, придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.

   Согласно  ст. 29 закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».

   В целях  решения вопросов местного значения органы  местного самоуправления   поселений,   муниципальных  районов  и  городских округов обладают следующими полномочиями:

  • принятие устава  муниципального  образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  • создание    муниципальных    предприятий    и   учреждений,   финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
  • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными   предприятиями и учреждениями, если иное  не предусмотрено федеральными законами;
  • принятие  и  организация  выполнения  планов   и   программ комплексного   социально-экономического   развития  муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих    состояние    экономики   и   социальной   сферы муниципального  образования,  и  предоставление  указанных  данных органам    государственной   власти   в   порядке,   установленном Правительством Российской Федерации;
  • учреждение   печатного  средства  массовой  информации  для опубликования  муниципальных  правовых  актов,  иной   официальной информации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей  в соответствии с федеральными законами;
  • иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, уставами муниципальных образований.

   Органы  местного самоуправления поселений  и органы  местного самоуправления  городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к   выполнению  на  добровольной  основе  социально значимых  для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов  местного значения  поселений и вопросов местного   значения   городских округов.

   Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный  срок  либо,  если данные  полномочия  имеют  определенный  срок  действия,  на  срок действия этих полномочий.

   Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют  от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и  личных неимущественных прав  и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

   Органы  местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам  на возмездной или безвозмездной  основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

   В настоящее  время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

   Актуален  и вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, ни субъекты Федерации, ни муниципальные образования не могут устанавливать особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Однако Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» устанавливает в п. 4 ст. 29 право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Эта норма федерального закона делегирует местному самоуправлению полномочие, которое согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ должно быть урегулировано законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

   Однако  вывод о делегировании муниципальным  образованиям государственных полномочий по установлению порядка приватизации, думается, неточен. Вопросы регулирования  приобретения и прекращения права  муниципальной собственности - смены  собственника муниципального имущества относятся к гражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, - к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. При этом муниципальные образования регулируют порядок и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделения их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества.

   В отличие  от норм муниципального права, основные из которых устанавливает Российская Федерация, менее общие - ее субъекты, а наиболее конкретные - муниципальные  образования, полномочия по регулированию  порядка осуществления прав муниципальной собственности распределяются только между Российской Федерацией, которая устанавливает соответствующие нормы гражданского права, и муниципальным образованием, как собственником муниципального имущества, свободным в осуществлении этих прав в той мере, в которой они не ограничены федеральными законами, без какой-либо необходимости делегировать муниципальному образованию государственные полномочия по регулированию порядка и условий приватизации муниципальной собственности.

   Отметим, что территориальное самоуправление не заменяет территориального управления. Последнее как деятельность, осуществляемая профессионалами-госслужащими в том или ином регионе, имеет свою цель - процесс организации производства, размещения и развития производительных сил, а также способы вовлечения в оборот природных ресурсов исходя из народнохозяйственных интересов. Территориальное самоуправление имеет своим объектом удовлетворение потребностей поселенческих коллективов людей за счет их активности, творческого потенциала и самоорганизации.

   В этом параграфе было рассмотрено формирование и управление муниципальной собственностью. Теперь нам необходимо рассмотреть  системы органов управления и  эффективность управления на примере  города Набережные Челны, для более  детального рассмотрения вопроса об управлении муниципальной собственностью.

 

2.2. Система  органов и эффективность управления муниципальной собственностью в г. Набережные Челны.

Информация о работе Муниципальная собственность