Муниципальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.

Файлы: 1 файл

курсоваяъ.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

   Сначала рассмотрим органы местного самоуправления в муниципальном образовании  Набережные Челны. 

   Система органов управления муниципального образования в городе Набережные Челны состоит:

   а) Мэр  города Набережные Челны - глава городского округа (далее – «Мэр города»);

   б) Городской  Совет – представительный орган городского округа;

   в) Исполнительный Комитет города Набережные Челны – местная администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган городского округа (далее – «Исполнительный Комитет»);

   г) Контрольно-Счетная  Палата города Набережные Челны - контрольный  орган городского округа (далее – «Контрольно-Счетная Палата»);

   д) Избирательная  комиссия города Набережные Челны –  избирательная комиссия городского округа (далее – «Избирательная Комиссия»);18

   Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования Набережные Челны и иными муниципальными правовыми актами. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления городского округа осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета города Набережные Челны.

   Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности входит в компетенцию  Городского Совета.

   А в компетенции Исполнительного Комитета входит  управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Городским Советом. А также создание муниципальных предприятий и учреждений, контроль их финансово-хозяйственной деятельности, финансирование муниципальных учреждений, формирование, утверждение и размещение муниципального заказа и установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Городским Советом;

   Контрольно-Счетная  Палата в целях реализации задач, определенных бюджетным законодательством  РФ, осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную работу и обеспечивает системность контроля исполнения бюджета города Набережные Челны, что предусматривает: проведение ревизий и тематических проверок по отдельным разделам, статьям и получателям средств бюджета города Набережные Челны, по использованию средств, выделенных на финансирование мероприятий целевых программ городского округа.

   Имущество городского округа.

   Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в собственности  города имущество (движимое и недвижимое), средства городского бюджета, а также имущественные права и обязанности города. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города, относится к исключительной компетенции Городского Совета.

   В собственности  города может находиться:

   а) указанное ниже имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

   1) имущество,  предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,  водоотведения, снабжения населения  топливом, для освещения улиц населенных пунктов в границах городского округа; 
2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах городского округа; 
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; 
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; 
7) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля; 
8) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией; 
9) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;  
10) имущество, предназначенное для оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; 
11) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 
12) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 
13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории городского округа мест захоронения и организации ритуальных услуг;  
14) библиотеки и библиотечные коллекторы; 
15) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; 
16) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах городского округа; 
17) имущество, предназначенное для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта; 
18) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории городского округа, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;  
19) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 
20) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности городского округа в соответствии с федеральными законами; 
21) обособленные водные объекты на территории городского округа; 
22) леса, расположенные в границах населенных пунктов городского округа; 
23) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа.  
24) иное имущество, в соответствии с действующим законодательством.

   б) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Татарстан;

   в) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решением Городского Совета.

   Владение, пользование и  распоряжение имуществом городского округа

   Органы  местного самоуправления городского округа самостоятельно владеют, пользуются и  распоряжаются имуществом городского округа. Также они вправе передавать городское имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Татарстан) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Городского Совета.

   В исключительной собственности городского округа находятся  и не подлежат отчуждению объекты, имеющие  особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (в том числе не относящиеся к государственной собственности городские парки, водоемы, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения). Перечень указанных объектов утверждается Городским Советом.

   Перечень  объектов городской собственности, не подлежащих приватизации, а также  перечень объектов городской собственности, передача которых во владение, пользование или управление может осуществляться также как перечень объектов недвижимости, находящихся в городской собственности, отчуждение и перепрофилирование которых возможно только с согласия Городского Совета, утверждается Городским Советом. Порядок и условия приватизации имущества городского округа определяются Положением, утверждаемым Городским Советом в соответствии с федеральными законами.

   Доходы  от использования и приватизации муниципального имущества поступают  в бюджет города Набережные Челны.

   Органы  местного самоуправления городского округа могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения. Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, а также об участии в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, утверждается Городским Советом.

   Уполномоченный  орган местного самоуправления определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и  учреждений, утверждает уставы муниципальных  предприятий и учреждений, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности в соответствии с Положением, утверждаемым Городским Советом.

   Уполномоченный  орган местного самоуправления от имени  городского округа субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

   В целях  объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа могут образовывать межмуниципальные объединения с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, учреждать хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления муниципальных образований могут заключать между собой договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления

   Городской Совет может принимать решения  об учреждении с представительными  органами других муниципальных образований  для совместного решения вопросов местного значения межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

   Мы  рассмотрели систему управления муниципальной собственностью в  городе Набережные Челны. В следующем  параграфе мы рассмотрим проблемы, возникающие в процессе управления муниципальной собственностью как в городе Набережные Челны, так и по всей России.

 

2.3. Проблемы  управления муниципальной  собственностью и  пути повышения  эффективности управления  муниципальной собственностью.

   В настоящее  время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом.

   Для понимания  проблем связанных с эффективным управлением муниципальной собственностью, необходимо рассмотреть современные функции местного самоуправления.

   Функционирование  современной модели организации  местного самоуправления в экономической  среде рыночного типа предполагает ряд следующих направлений:

1. Рациональное  использование всех имеющихся  ресурсов и в первую очередь  земельные ресурсы;

2. Развитие местного  самоуправления как один из  способов привлечения иностранных  инвестиций, а также инвестиционную  деятельность самих местных властей;

3. Переподготовка  кадров для новых рабочих мест;

4. Пересмотр  роли и реформирование муниципальных  предприятий;

5. Создание муниципальных  банков для решения следующих  задач:

- уменьшение  риска при хранении бюджетных  средств

- приращение  бюджетных средств;

6. Участие органов  местного самоуправления в кредитных  отношениях:

- выпуск муниципальных  займов и лотерей;

- выдача и  получение кредита.

7.Сотрудничество  органов местного самоуправления  с предпринимательством в целях  социально-экономического развития территорий муниципального образования, улучшения условий жизни населения, решения вопросов местного значения.

   Как видно  на современное местное управление сейчас ложиться большая ответственность, и связи с этим возникает вопрос о перечне муниципальной собственности. По мнению ряда представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ученых и специалистов, одной проблемой является закрытый перечень муниципального имущества. "Закрытый" перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципального образования действовать по вышеназванным направлениям.

   Попытки решения указанных вопросов реализовались  путем внесения в Государственную  Думу в качестве законодательных  инициатив ряда законопроектов. Авторами предлагается установить "открытый" перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, либо расширить его в соответствии с некоторыми вопросами местного значения, решаемыми муниципальными образованиями.

   Как известно, общеэкономическим принципом формирования публичной собственности является закрепление за органами публичной власти лишь имущества, предназначенного для исполнения их властных полномочий, но не хозяйственных функций. В противном случае данный орган публичной власти становится доминирующим хозяйствующим субъектом на соответствующей территории и, вследствие этого, осуществляет экономические функции (диктует цены на недвижимость, размер арендных платежей и т.д.), не соответствующие властным полномочиям, поэтому против него могут быть применены меры антимонопольного воздействия.

Информация о работе Муниципальная собственность