Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 14:17, курсовая работа
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.
В российской действительности выделяются факторы формирования и развития муниципальной собственности: масштабное разгосударствление объектов муниципальной собственности, приватизация; муниципальное участие в экономике своей территории и контроль за экономическими процессами со стороны органов местного самоуправления; привлечение дополнительных источников средств для местного бюджета; расширение финансовых и материальных возможностей для обеспечения социальной защиты населения. В реальной жизни существует множество различных экономических, социальных, экологических причин формирования и развития муниципальной собственности. Можно сказать, что совокупность всех дополнительных причин, переплетение экономических, социальных и экологических причин составляет первопричину указанных процессов муниципальной собственности. Наличие взаимосвязи между различными причинами указывает на взаимосвязь интересов населения и органов местной власти. В конечном счёте, отношения муниципальной собственности должны обеспечить условия равновесного состояния воспроизводственной системы территории. Одним из главных вопросов при решении данной проблемы является создание и обеспечение функционирования соответствующей инфраструктуры, которая с одной стороны, создаёт непосредственные материальные условия реализации эколого-социальных интересов населения. С другой стороны, обеспечивает реализацию экономических интересов своих субъектов, что выражается в функционировании институциональной и рыночной инфраструктуры местных органов самоуправления.
В этом
параграфе было рассмотрено тенденции
развития муниципальной собственности
в России. Мы увидели, что местное
самоуправление и муниципальная
собственность находятся в
В этой главе мы рассмотрели практическую часть института муниципальной собственности, рассмотрели проблемы, пути повышения эффективности, а также тенденции развития муниципальной собственности в России. Узнали, что муниципальная собственность, как и местное самоуправление, в России ещё неразвита, и требуется ещё много усилий для её совершенствования. Ещё нужно провести много исследований и сделать много работ, как юридической стороны, так и экономической.
Но
теперь уже понятно, что с помощью
местного самоуправления и муниципальной
собственности можно решить много
проблем существующих в нашем
государстве, и на них ложиться в
этом вопросе большая
В этой курсовой работе была изучена тема муниципальная собственность и её развитие в России.
При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме управления муниципальной собственностью в Российской Федерации на современном этапе. Центральный вопрос курсовой работы можно определить как мало изученный в рамках экономической науки, особенно отечественной.
Тем не менее, в работе были применены следующие основные группы источников:
При поэтапном изучении вопроса института муниципальной собственности были сделаны следующие выводы.
Развитие муниципальной собственности началось в России после распада СССР. Но она зародилась ещё в догосударственных образованиях. Также муниципальная собственность была в России уже период образования государств, и существовала в виде собственности общинного самоуправления. Затем в развитии большой скачок был после реформ Александра II. Но с приходом власти большевиков, началась централизация, институт муниципальной собственности был временно вычеркнут. Из этого мы сделали вывод, что муниципальная собственность, как и местное самоуправления, для России не является чем-то новым, но время отсутствия его в нашей жизни тоже не прошли даром.
Развитие
муниципальной собственности
Очевидно, что отношения собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Некоторые авторы в этой связи говорят об «общесоциальном характере» собственности. Также в ходе проведённого анализа экономической составляющей понятия муниципальной собственности в сравнении с другими видами собственности (по объекту) была выявлена схожесть муниципальной собственности с государственной. А именно по двум параметрам: природа собственника (население) и социальная направленность объектов собственности.
Правовое регулирование муниципальной собственности и местного самоуправления далеко от идеального, но сейчас уделяется этой проблеме много внимания, и можно говорить в этом направлении о хороших тенденциях. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими местное самоуправление и муниципальную собственность, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, Федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов и муниципальных образований РФ.
Также было замечено, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности. В обоих случаях имеется близкая сущность первичного собственника: население соответствующей территории. Также характер объектов государственной и муниципальной собственности схож: в первую очередь, необходимо отметить такие основные функции данных объектов, как стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения. К тому же, и в случае государственной и в случае муниципальной собственности в качестве их особенностей выступают общественный характер собственности (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления собственностью.
Рассмотрели систему управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Набережные Челны. Местное самоуправление в нашем городе состоит из мэра, городского совета, исполнительного комитета, контрольно-счётной палаты. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города, относится к исключительной компетенции Городского Совета. А в компетенции Исполнительного Комитета входит управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Городским Советом. Контрольно-Счетная Палата в целях реализации задач, определенных бюджетным законодательством РФ, осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную работу
На данный момент развитие муниципальной собственности связано с некоторыми проблемами, которые надо решить для развития нашей экономики в целом. Во-первых, это психологические проблемы, связанные с изменением отношения к местной власти населения и властей, так как в не давнем прошлом такого института ещё не было. Во-вторых, это возникающие противоречия между федеральными властями и властями субъектов РФ. В-третьих, слабая нормативная база. В-четвертых, ещё не завершённость экономических реформ. Но развитие местного самоуправления и муниципальной собственности уже видно, и они больше и больше становятся необходимым частью нашей жизни.
И, скорее всего, развитию местного самоуправления и муниципальной собственности будет продолжаться, так как это, во-первых, решение многих проблем в России (решения социальных проблем, вплоть до развития среднего и малого бизнеса). Во-вторых, во всём мире идёт тенденция осуществлении местным самоуправлением государственных полномочий, так как решать дела на местах более эффективно.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru/
4. Черкасов Г.И.
Общая теория собственности:
5. Официальный
сайт города Набережные Челны.
6. Сайт Свободной
Энциклопедии Википедия http://
7. Сайт всё
о городе Набережные Челны http
8.Сайт газеты Челнинские известия http://www.cheln-izvest.ru/
9. Основы муниципальной экономики, под редакцией М.Горного и А.Ошуркова. Изд-во «Весь мир», 2000 год.
10. Европейская
хартия местного
11. Земельный Кодекс Российской Федерации
12. Налоговый Кодекс Российской Федерации
13. Модин Н.А.
Муниципальная собственность –
экономическая основа
14. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.
15. Морозова А.
А. Российская
16. Куликов В.
В. Реформы местного
17. Гильченко
Л. О. Независимость от
18. Качаровский Е. Н. Русская община. М., 1906.
19. Российская газета, 1993, N 237
20. Кравчук С.
С. Актуальные проблемы
21. Кузякин Ю.П.
Муниципальное право
22. СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; СЗ РФ, 2003, N 40,
23. Письмо Госкомимущества РФ № АР-18/1599 от 1 марта 1996 г. "О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную" // Панорама приватизации. – 1996. - №5.
24. Васильев В. И. Местное самоуправление. М., 1999.
25. Сайт Министерства
Финансов http://www.minfin.ru/
26 Федеральная
служба государственной