Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 14:17, курсовая работа
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.
Другим прообразом муниципальной собственности в России, стала собственность учреждений утверждённых Иваном Грозным, в ходе проведения земской реформы. Местным сообществам было предоставлено право «при желании управлять самостоятельно».Такая система самоуправления, в большей степени основанная на самоуправлении народа, просуществовала вплоть до конца XVII в. Реформы Петра I, призванные укоренить в России доселе почти неведомые ей политико-правовые ценности Запада, не могли получить поддержки населения и «свелись, в конечном счете, к бюрократическому управлению с минимальным общественным участием». При Петре I сохранялось лишь цеховое и отчасти городское самоуправление.
Екатерина II имела возможность гораздо внимательнее отнестись к традиции общественного участия в управлении, что она и делала, «вплетая в ткань управления элементы самоуправления». Принятое при ней Учреждение для управления губерниями 1775 г., отдавало право формирования местных управленческих и судебных должностей местному дворянству. Дарованное еще Петром III и упорядоченное в 1785 г. дворянское самоуправление имело также право контролировать расходы местного управления (правда, право это использовалось редко). В полной мере плодотворность идеи сочетания государственного и общественного элементов в управлении проявилось в земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформах.
Комиссия, созданная для подготовки реформы губернских и уездных
учреждений, проектировала местное самоуправление, исходя первоначально из самых прогрессивных демократических идей. Чтобы обеспечить независимость и самостоятельность земских учреждений, комиссия предложила предоставить представительной власти лишь надзор за законностью принятых уже постановлений и установить ответственность земских учреждений за незаконные действия перед судом. Также члены комиссии выступили за устранение сословного принципа при формировании земских органов.
Вертикаль государственного управления заканчивалась на уровне уезда, иногда доходя до волости. Ее в свою очередь дополняли органы территориального общественного управления (самоуправления) – земства, тоже на уровне губернии и уезда. Выразителем корпоративных интересов стали органы дворянского (на уровне губернии и уезда) и крестьянского самоуправления (на уровне сел и волостей). Органы городского самоуправления решали территориальные и сословные проблемы одновременно. То есть всесословные земские учреждения заведовали общими для всех жителей вопросами развития территорий, их дополняли местные сословные учреждения, способные концентрировать внимание на проблемах отдельных групп населения. В такой ситуации основная задача государственного управления, предоставленного губернатором и штатом подчиненных ему губернских и уездных чиновников, в большой мере могла быть ограничена контрольными и надзорными функциями. Но этим, как известно, власти не ограничились, включив надзор за деятельностью органов местного самоуправления в компетенцию системы общих судов. Это вписывалось в традицию, не противореча в то же время самым передовым по тому времени моделям.
Большевики, захватившие власть в результате Октябрьского переворота
1917 года, начали
строить своё государство,
подход к организации власти на местах, устанавливалось, что Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являясь органами местной власти, вполне самостоятельны в вопросах местного характера, но всегда действуют сообразно декретам и постановлениям как центральной советской власти, так и более крупных объединений, в состав которых они входят. Входящие в жёсткую государственную вертикаль, местные Советы были демократическим прикрытием монопольной власти партийного аппарата. От того, что «Советы при своих ограниченных возможностях старались сделать полезное и нужное людям, их природа не менялась. Они сложились и действовали как органическая часть тоталитарного режима».
Говоря о муниципальной собственности, необходимо отметить, что «муниципальная собственность – новый экономический институт, неизвестный местным Советам»7 . Прежде местные Советы распоряжались частью выделенной им государственной собственности. Распоряжение объектами, «переданными на их баланс», было существенно ограниченно именно потому, что они являлись собственностью не местных Советов, а всего государства в целом, которое одно в лице своих центральных органов обладало правом владения, пользования и
распоряжения ими и в любой момент могло передать с баланса местных Советов любой объект государственной собственности на баланс республиканского или центрального государственного органа. Таким образом, в рамках сверхцентрализованной системы управления страной были утрачены традиции и наработки упрочившейся к началу ХХ века самобытной русской системы местного самоуправления.
Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х годов ХХ века, когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что «местное самоуправление – это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.
Первым практическим шагом на этом пути стало принятие 9 апреля 1990 года Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Это был первый закон о местном самоуправлении, аналогов которому в советском государстве не было. Большое значение разработчики проекта этого Закона придали вопросам экономической самостоятельности местного самоуправления, понимая с самого начала, что здесь заключены гарантии реальности нового политического института.
Позитивным моментом этого Закона было то, «что он, преодолев старую конституционную формулу о том, что Совет вправе решить любой вопрос, относящийся к его компетенции, то есть к компетенции того уровня управления, на котором он действовал, попытался «развести полномочия Совета как представительного органа власти и местной администрации»8. Компетенция Совета и администрации в одних и тех же сферах деятельности была различной. Правда, в этом отношении Закон не всегда был последовательным, что приводило на практике к обострению начавшегося к тому времени противостояния Советов и исполнительных органов власти и потребовало внесения соответствующих поправок в текст Закона.
В Законе
получили отражение некоторые
Таким образом, в России в 1992 году на конституционном уровне
состоялось разделение государственной власти и местного
самоуправления.
12 декабря 1993 года была принята новая Конституция РФ, которая относит местное самоуправление к одной из основ конституционного строя РФ (ст.3). В соответствии со ст.12 Конституции РФ оно не входит в систему органов государственной власти. Согласно ст.130 ч.1, «местное самоуправление РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Первостепенная роль в организации местного самоуправления принадлежит муниципальной собственности. Субъектом права собственности является население территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Именно ему предоставлено право осуществлять полномочия собственника – владение, пользование и распоряжение экономическими и финансовыми ресурсами данной территории.
Специфика
муниципальной собственности
Статья 132 ч. l Конституции Российской Федерации определяет основные правовые полномочия органов местного самоуправления в распоряжении собственностью, материально-финансовыми ресурсами, в охране общественного порядка на подведомственных им территориях. Муниципальная собственность представляет собой «собственность населения района, города и входящих в них административно- территориальных образований. Поэтому распорядительные функции по управлению этой собственностью должны находиться в ведении тех, кто получил (через систему выборов) мандат на осуществление полномочий местного самоуправления. Такими органами являются представительные органы местного самоуправления и выборные главы муниципальных образований».
Конституция
не исключает присутствия и
28 августа 1995 года Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был подписан Президентом России.
В этом параграфе, узнали, что муниципальная собственность это не новый институт, что он зародился уже далёком прошлом. И то, что, как и всё на свете он развивается в зависимости от времени и руководства страны. В её развитии были и годы застоя, к которым можно отнести время до 80-ых годов XX века. После распада СССР, произошёл большой скачок в развитии муниципальной собственности, и это развитие продолжается и сейчас.
Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления.
У нас уже говорилось о местном самоуправлении и муниципальной собственности в предыдущих параграфах. Но остановимся на этом подробней.
Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная. Местное самоуправление регулируется Конституцией Российской Федерации (Глава 8), Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.
Как же
происходить это местное
На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28)9. Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.