Управление муниципальной собственностью города Новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:
· дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
· рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
· определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;
· рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;
· рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

Оглавление

Введение
1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью……………………………………………………………………3
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности……………..3
1.2 Методы управления муниципальной собственностью…………………...7
1.3 Особенности управления и состав государственной собственности…….11
2. Управление муниципальной собственностью города Новосибирска…..15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы

Файлы: 1 файл

управление государственной и муниципальной собственностью.docx

— 31.27 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение 

1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью……………………………………………………………………3 

1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности……………..3 

1.2 Методы управления муниципальной собственностью…………………...7 

1.3 Особенности управления и состав государственной собственности…….11 

2. Управление муниципальной собственностью города  Новосибирска…..15 

Заключение………………………………………………………………………19 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 

Введение

Тема  управления государственной и муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой  совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также  обеспечивать защиту правомочий собственников  в случае их нарушения. Основными  источниками регулирования отношений  собственности в Российской Федерации  являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности  и другие вещные права" (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. За категорией "собственность" стоит чрезвычайно  сложная и многослойная система  общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько  взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга. Цель данной работы: показать механизм управления государственной  и муниципальной собственностью. Задачи: 

·  дать определение понятиям государственная  и муниципальная собственность; 

·  рассмотреть  методы управления государственной  и муниципальной собственностью; 

·  определить состав и объекты государственной  и муниципальной собственности; 

·  рассмотреть  управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;

·  рассмотреть  особенности управления государственной  собственностью.

  1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью
 
 
 
 
    1. Понятие государственной  и муниципальной  собственности
 
 

Российской  Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников  защищаются законом и судом равным образом. 

Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право  владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность  использования имущества и получения  дохода от этого использования и  право распоряжения - возможность  продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом. 

Согласно  пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной  собственностью в Российской Федерации  является: 

1.  имущество,  принадлежащее на праве собственности  Российской Федерации (федеральная  собственность); 

2.  имущество,  принадлежащее на праве собственности  субъектам Российской Федерации  - республикам, краям, областям, городам  федерального значения, автономной  области, автономным округам (собственность  субъекта Российской Федерации). 

При этом от имени Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные права  и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в  рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов. 
 

Муниципальной собственностью в соответствии с  пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям. От имени муниципальных  образований своими действиями могут  приобретать и осуществлять имущественные  права и обязанности, выступать  в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов. 

На основании  пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. 
 

Наиболее  полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ "Об общих принципах  организации МСУ в РФ". 

Данный  перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной  собственности и иных объектов. В  частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных  обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др. 

В законе дано простое перечисление возможных  объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество. 

Если  в основе формирования муниципальной  собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности: 

1. Сфера  социальной защиты населения  и жилищно-коммунального хозяйства,  основная задача которых состоит  в обеспечении повседневных нужд  населения, удовлетворении потребностей  в жилье, тепле, медицинском  обслуживании, образовании и т.д. 

2. Транспорт  и связь, к сфере которых  относится не только общественный  транспорт, но и оказание любых  других транспортных услуг населению. 

3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное  питание и строительство, основная  задача которых состоит в обеспечении  нужд населения, неудовлетворенных  в силу различных причин (высокие  цены, недостаточный ассортимент  и т.д.) частным сектором. 

4. Недвижимость  и прежде всего земельные ресурсы. 

Государственная собственность подразделяется на федеральную  собственность, т.е. собственность, принадлежащую  Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации  – республикам, краям, областям, городам  федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методы  управления муниципальной  собственностью
 
 

На сегодняшний  день местными администрациями могут  быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести: 

1. создание  муниципальных предприятий; 

2. контракты  с руководителем муниципальных  предприятий; 

3. договора  на передачу прав на имущество; 

4. внесение  доли в уставный капитал акционерных  обществ; 

5. передача  имущества с баланса на баланс  и списание; 

6. аренда, лизинг; 

7. залог,  ипотека; 

8. доверительное  управление (траст); 

9. отчуждение; 

10. приватизация  муниципальных предприятий 

Вторая  группа методов включает: 

1.      муниципальный заказ; 

2.      нормативы отчислений от прибыли  муниципальных предприятий в  городской бюджет; 

3.      дотации; 

4.      нормативы платежей за использование  муниципальной собственности; 

5.      местное налогообложение; 

6.      экономические санкции, штрафы. 

Аренда  и субаренда занимают особое место  в системе управления муниципальной  собственностью. Доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных  бюджетов, поэтому управление муниципальной  собственностью не означает ее продажу  по максимально высокой цене. 

В качестве перспективного направления можно  назвать создание предприятий смешанной  формы собственности в различных  сферах городской экономики.  

Будучи  держателем пакета акций, местная администрация  может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и  смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального  аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества. 

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта  собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально  способствуют достижению его целей.  

Он вправе сам владеть и пользоваться своим  имуществом (к примеру, зданием, в  котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и  другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование  и распоряжение другими лицами, оставаясь  при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом. 

Само  МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной  собственности. Большая ее часть  передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог. 

Наряду  с перечисленными способами собственник  вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права  собственности: 

- внесение  имущества в качестве вклада  в уставный капитал хозяйственных  обществ; 

- продажа  (приватизация) имущества; его дарение;  безвозмездная передача в собственность  других лиц (в случаях, когда  это допускается федеральным  законодательством). 

Цель  муниципальной политики в области  управления собственностью – получение  максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению).  

Муниципальная собственность, не приносящая достаточной  пользы либо экономического эффекта, может  быть приватизирована. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Особенности управления  и состав государственной  собственности 

Вопрос  о сравнительной эффективности  государственных и приватизированных  предприятий в переходной экономике  является весьма спорным. Достоверных  и однозначных аргументов для  предпочтения того иди иного организационно-правового  статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально  функционирующего рынка в странах  Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных  предприятий приводит к росту  их эффективности. 

Информация о работе Управление муниципальной собственностью города Новосибирска