Цели и принципы муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 21:14, реферат

Краткое описание

Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.
Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;
2. изучить принципы муниципального управления;
«Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития общества, промышленного производства и общественных процессов управления экономикой социальной сферы территорий. Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для достижения поставленных целей».

Оглавление

Введение. 3

I. Муниципальное управление в России. 6

1. История развития муниципального управления в России. 6

2. Цель муниципального управления. 17

3. Основные принципы муниципального управления. 19

1. Единоначалие и коллегиальность. 20

2. Законность. 22

3. Гласность. 23

4. Государственная гарантия. 24

5. Участие населения в процессе управления муниципальным
образованием. 25

6. Комплексность. 27

7. Удовлетворение потребностей населения. 28

8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30

Заключение. 31

Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Цели муниципального управления.docx

— 62.87 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      По  дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

      на  тему: «Цели и принципы муниципального управления»

 

       СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

Введение. 3

I. Муниципальное управление в России. 6

1. История развития муниципального управления в России. 6

2. Цель муниципального управления. 17

3. Основные принципы муниципального управления. 19

1. Единоначалие и коллегиальность. 20

2. Законность. 22

3. Гласность. 23

4. Государственная гарантия. 24

5. Участие населения в процессе управления муниципальным  
образованием.
 25

6. Комплексность. 27

7. Удовлетворение потребностей населения. 28

8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30

Заключение. 31

Список использованной литературы 33

 

Введение.

 

      Мы  живем в эпоху перемен! Наше общество проводит исключительно трудную  и необходимую перестройку. Изменения  в экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что требуют изменений во всех сферах деятельности общества, производства и управления территориями. Управленцам постоянно нужны ясность, компетентность и смелость, чтобы объективно оценить ситуацию и принять правильные управленческие решения.

      Цель  написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.

          Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;

            2. изучить принципы муниципального  управления;

      «Управленческая деятельность выступает в современных  условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития общества, промышленного производства и общественных процессов управления экономикой социальной сферы территорий. Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для достижения поставленных целей».

      Прежде  всего следует определиться с  самим понятием «муниципальное управление». Для начала обратимся к статье 3 Европейской хартии о местном  самоуправлении, в которой сказано, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления».

      Муниципальное управление — это научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами.

      Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.

      «Муниципальное  управление — это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рам-ках, определенных законом». Это понятие включает в себя цель деятельности и специфические средства для достижения поставленных целей.

      Муниципальное управление должно соответствовать  характеру решаемых задач, каковыми являются: создание социальной инфраструктуры муниципального образования; стабилизация экономики муниципальных образований; развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей; поддержание экологической обстановки; сохранение единого экономического пространства.

      В решении этих задач комплексность  — обязательное условие повышения эффективности воздействия на социально-экономические процессы.

      Система муниципального управления формируется  на основе принципа самоуправления, который  состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта  управления (муниципального образования  и муниципального хозяйства).

      Принцип самоуправления — это правило, которым  необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.

      Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации и в их звеньях (городах, сельских поселениях, административных районах) должно осуществляться с учетом исторических, природных, экономических, демографических условий и особенностей, а также местных традиций.

      Статья 12 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что «органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти».

      Данная  формулировка воспроизведена и в  ст. 1 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

      Согласно  Федеральному закону «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований, основным признаком которых является наличие «муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления». В процессе управления муниципальным образованием между элементами системы складываются отношения экономические, организационные, правовые, управленческие.

      Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, которые складываются в процессе муниципального управления. 

 

      

      I. Муниципальное управление  в России.

      1. История развития  муниципального управления  в России.

 

      Местное самоуправление и управление в России имеет свои особенности на различных  этапах ее истории. В русских городах  Х-ХII в.в. широкое распространение получило вече как высшая власть, наделявшая полномочиями главных должностных лиц. Деятельность древнерусского веча обычно сводилась к призванию со стороны князя, к разработке законодательства, решению вопросов войны и мира. В Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавилось избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение воевод в городе и в провинции, контроль за деятельностью должностных лиц, внешние сношения, торговые соглашения с Западом, пожалование земель, установление торговых правил и льгот, установление повинностей населения и контроль за их отбыванием, контроль за судебными сроками и исполнением решений и в исключительных случаях непосредственное разбирательство дел. Созывали вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые граждане по своей инициативе. В Новгородской республике были представлены три элемента - демократический, аристократический и в некоторой мере монархический в лице приглашаемого со стороны князя с сильно ограниченными полномочиями. Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский совет) черпали полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важнейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей веча. «Ни в одной другой русской земле жители не чувствовали себя столь политически активны, как в Новгороде и отделившихся от него Пскове и Вятке» [2].

      «История  местного управления в России XV - 1-й половины XVII в. подразделяются на три эпохи:

  1. Эпоха «кормлений» - управление через наместников (в городах) и 
    волостелей ( в волостях) - до 1-й половины XVI в.;
  2. Земское и губное управление (самоуправление) - 2-я половина XVI-начало XVII в.;

      3.       Приказно-воеводное управление в  сочетании с самоуправлением

      (XVII в.)».

      Наместник, являясь представителем верховной  власти, осуществлял одновременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и волостелей состояло в том, чтобы осуществлять связь населения с государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные сотские и старосты. Кормленщики не только значительно превышали «нормы» взимания податей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в жизнь ее установки. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков начинают постепенно ограничиваться.

      При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели были заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями, которым поручались суд по всем делам. Вместо «кормов» и пошлин они должны были платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму подлежащего уплате оброка, а затем посадские и крестьяне должны были разделять этот оброк между собой в соответствии с имущественным цензом.

      После смерти Ивана IV происходит поворот к приказно-воеводскому управлению. Время, следовавшее непосредственно за Смутой, наполненное борьбой с внешними и внутренними врагами, требовало сильной правительственной власти на местах, и воеводы, которые прежде были преимущественно в пограничных областях, в XVII в. поселяются в остальных городах. Они сосредотачивают в своих руках всю власть, военную и гражданскую, действуя по «наказам» (инструкциям) московских приказов. Земские учреждения в посадах и волостях сохраняются, но все более теряют свою самостоятельность и превращаются в подчиненные, вспомогательные и исполнительные органы приказного воеводского управления. Таким образом, вторая половина XVII в. явилась временем упадка земского начала и растущей бюрократизации в центральном и местном управлении Московского государства.

      Развитие  институтов самоуправления в России XVIII - 1-й половине XIX в. Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось делением различных групп населения в четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с общегосударственным централизованным управлением наличие и особого сословного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства.

      В 1699 году городам было предоставлено  право выбирать своих бурмистров, которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали, занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши были преобразованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предписано учредить образцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчиненных им городских обывателей.

      Согласно  указу 1702 года в каждом уезде при  воеводах создавались дворянские советы из двух-четырех дворян. Эти советы комплектовались путем выборов и должны были управлять уездом наряду с воеводами.

      «В  сельских общинах помещичьих крестьян действовали общие собрания крестьян-хозяев (мир), которые обсуждали общие проблемы, однако старосты назначались помещиками. Существовали также собрания нескольких поселков и деревень, составлявших волость. Волостной голова и писарь выбирались обществом из всех деревень сроком на 2 года. В обязанности органов сельского управления входило: охрана безопасности, взимание податей и сборов, разбирательство маловажных ссор и исков, опека над вдовами и сиротами. Вместе с тем на сельское управление огромное влияние оказывали воеводы и губернаторы».

      Петр  I провел новое административное деление страны, в результате чего Россия была разделена на 10 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление губерний, командование войсками, полицейские и некоторые судебные функции. Губернии делились на провинции, которыми управляли воеводы, а провинции - на дистрикты, где управляли земские комиссары.

      «При  Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К концу ее царствования в Европейской части России было учреждено 50 губерний, каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. человек. И в губерниях, и в уездах имелись три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для дворян, городских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний ставились наместники, генерал-губернаторы или губернаторы, назначавшиеся верховной властью и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь губернатору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, включавшее двух губернских советников, губернского прокурора и руководителей важнейших губернских учреждений. Во главе уездного управления стоял земский исправник, или капитан».

Информация о работе Цели и принципы муниципального управления