Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:32, контрольная работа
«Экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
1. Местное самоуправление: понятие, признаки и экономические основы……………………………………………………………………...………3
2. Понятие Муниципальной собственности…………………………………………….……………………….5
3. Местные бюджеты и его виды……………………………………………………………………………......8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………20
СОДЕРЖАНИЕ
1. Местное самоуправление: понятие,
признаки и экономические основы………………………………………………………………
2. Понятие Муниципальной собственности……………………………………………
3. Местные бюджеты и его виды……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……
Местное самоуправление: понятие, признаки и экономические основы
«Экономическая основа местного
самоуправления» представляет собой совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения, связанные с формированием
и использованием муниципальной собственности,
местных бюджетов и иных местных финансов
в интересах населения муниципальных
образований. Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» 2003 г. установил,
что экономическую основу местного самоуправления
составляют муниципальная собственность,
средства местных бюджетов, имущество,
находящиеся в государственной собственности
и переданные в управление органам местного
самоуправления, а также в соответствии
с законом иная собственность, служащая
удовлетворению потребностей населения
муниципального образования. Часто встречается
и понятие «финансовые ресурсы муниципального
образования», под которыми понимается
совокупность финансовых средств, состоящих
из средств местного бюджета, внебюджетных
фондов, финансовых ресурсов муниципальных
предприятий, ссуд, займов, средств от
продажи муниципальной собственности,
ценных бумаг.1
Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления направлены на решение вопросов местного значения, для создания условии для обеспечения повседневных потребностей населения – это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами – права на достойную жизнь.2 Местное самоуправление соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.
В законе о местном самоуправлении 1995 г. глава посвященная экономической основе, называлась «финансово-экономическая основа местного самоуправления»3 Однако, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй, что отразилось на действие законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».
К источникам муниципального права России относится Европейская хартия местного самоуправления. В статье 9 Хартии прописаны следующие требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:
достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.4
Эти положения Европейской Хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Не случайно в Европейской хартии самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление.
Однако, как справедливо отмечает В.И. Васильев, содержание «общих принципов организации местного самоуправления» в Конституции не раскрыто. И, как неоднократно отмечалось и Конституционным Судом, и доктриной, может быть определено лишь текущим законодательством, причем по-разному в зависимости от политических, экономических и социальных условий».5
2. Понятие Муниципальной собственности
Одно из ведущих мест в составе
экономической основы местного самоуправления
занимает муниципальная собственность.
Развитие товарно-денежных отношений,
юридическое закрепление многообразия
форм собственности, появление множества
субъектов реальных рыночных отношений
поставили перед местным самоуправлением
задачу формирования собственной финансово-экономической
базы на новых основах.
В научных источниках
дается определение муниципальной
собственности как целого, состоящего
из частей. В юридической энциклопедии
говорится, что муниципальная
Согласно ст. 50 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной собственности входит следующие: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.8
Формирование
муниципальной собственности
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законом. Они вправе:
определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности;
передавать
объекты муниципальной
выступать заказчиком
на выполнение работ по благоустройству
территории муниципального образования,
коммунальному обслуживанию населения,
строительству и ремонту
в соответствии
с законом создавать
По-другому определяются отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Однако органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Из всего сказанного выше можно констатировать, что отношения связанные с муниципальной собственностью, являются приоритетными, а также охватывают и ставят в зависимость все иные отношения в муниципальном образовании.
3.Местные бюджеты и его виды
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ, а с разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Местные бюджеты характеризуются:
широкой сферой
влияния, так как бюджетные отношения
пронизывают все стороны
высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;
гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.9
Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:
наличием собственных источников доходов;
правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения;
правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;
ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.10
В соответствии ст. 6 БК РФ бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Процесс формирования местных финансов неразрывно связан с особенностями организации бюджетного процесса на муниципальном уровне. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными законами Российской Федерации и законами ее субъектов, а исполнительные органы местного самоуправления составляют проект бюджета, представляют его с необходимыми документами и материалами (прогноз социально-экономического развития муниципального образовании, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на следующий финансовый год и т.п.) для внесения в законодательный (представительный) орган.11
Как правило, рассмотрение предложений по расходам в представительном органе местного самоуправления включает в себя как обязательный этап их изучение в депутатских комиссиях на предмет актуальности, целесообразности, финансовой и материальной возможности реализации.
При постатейном рассмотрении и утверждении расходной части бюджета выделяются расходы текущего и капитального характера. Каждая из статей расходной части утверждается отдельно.
Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование средств муниципального образования до утверждения бюджета производится по соответствующим статьям бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет РФ по статистике.
Информация о работе Местное самоуправление: понятие, признаки и экономические основы