Понятие, структура и принципы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

Файлы: 1 файл

курсовая по КП России.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

Введение 

     Одной из ключевых проблем становления  современной местной власти и  современного российского общества является выработка научно обоснованного  понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного  развития.

     Местное самоуправление - один из важнейших  принципов осуществления власти в обществе и государстве, который  наряду с принципом разделения властей  определяет систему управления в  демократическом правовом государстве. Местное самоуправление и порожденное  им муниципальное право появилось  не случайно и не на короткий срок, они  являются неотъемлемой составной частью жизни страны и будут существовать столько, сколько будет существовать Россия. От качества организации и  функционирования органов местного самоуправления зависит качество жизни  общества. Жизнь России, каждого  отдельного гражданина не остается неизменной, она изменяется, приобретает  новые  черты, т.е. развивается. Причем развитие местного самоуправления зависит прямо  от потребностей людей, от их отношений. Поэтому цели, пути и содержание развития местного самоуправления выступают  как долгосрочная государственная  политика, которая реализуется через  систему законов и других правовых актов, но прежде всего через муниципальное  право.

       В той или иной мере самоуправление  в России существовало на всем  протяжении ее истории. При  этом немаловажным обстоятельством  является то, что, как и в  настоящее время, государство  сознательно шло на возрождение  самоуправления в периоды кризиса  государственной власти, принуждаемое  неизбежной необходимостью проведения  реформ.

     Коренные  преобразования общественного и  государственного строя, которые начались двадцать лет тому назад в Российской Федерации, ' возродили институт местного самоуправления. Следует отметить, что собственного опыта местного самоуправления, и необходимой научной базы для становления и развития этого института на тот момент не было.

     Актуальность  данной проблемы обусловлена теоретической  и практической значимостью вопросов, связанных с развитием местного самоуправления в современной России.

     Степень научной разработанности  темы исследования. Принципы местного самоуправления всегда в той или иной степени рассматривались авторами при анализе теорий, концепций и моделей организации местного самоуправления, как в России, так и за рубежом. Они также были предметом анализа их исторического развития и в контексте их соотношения с принципами муниципального права.

     В научной литературе имеются попытки  теоретического осмысления различных аспектов правового закрепления принципов местного самоуправления. Это нашло свое отражение в работах С.А.Авакьяна, Н.С.Бондаря, В.И.Васильева, М.А.Краснова, О.Е.Кутафина, К.Ф.Шеремета, Е.С.Шугриной и других советских и российских ученых.

     Целью данной курсовой работы является формулирование понятия общих принципов местного самоуправления, выявление закономерностей и особенностей становления и развития современных принципов местного самоуправления, а также их закрепление в правовой системе Российской Федерации. В курсовой работе были поставлены следующие задачи:

     - раскрыть понятие местного самоуправления  в Российской Федерации;

     - выявить основные принципы местного  самоуправления;

     - проанализировать основные проблемы  местного самоуправления в РФ.

     В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:

     - дать точное понятие местному  самоуправлению, опираясь на взгляды  ученых-правоведов;

     - охарактеризовать основные принципы  местного самоуправления;

     - сформировать структуру органов  местного самоуправления. 

     Объект  исследования – это органы местного самоуправления Российской Федерации.

     Предметом исследования - труды ведущих ученых – юристов российского и зарубежного законодательства.

     Нормативно-правовой базой исследования  послужили общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

     На  защиту выносятся  следующие основные положения:

     1. Отсутствие четко сформулированного  понятия местного самоуправления, единого для всех этапов его  развития в России.

     2. Принципы местного самоуправления  можно рассматривать как элемент  объективной сущности явления  или как субъективное отношение  различных субъектов к организации  своего поведения для достижения  определенных результатов. 

     3. Формирование структуры управления  муниципальным образованием - процесс  сложный и многомерный. Применение  того или иного типа организации  структуры местного самоуправления  зависит от множества факторов: численности населения муниципального  образования, от исторических, национальных, культурных традиций, и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Местное  самоуправление: сущность, цели и  задачи 

     Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы  становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего  использования исторического опыта  при определении и уточнении  целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и  обществом.

     Исторически существовало несколько теорий о  происхождении и сущности органов  местного самоуправления.

       Теория свободной общины. Эта  теория впервые объяснила сущность  местного самоуправления, что община  первична по отношению к государству,  следовательно, государство должно  уважать свободу общинного управления.

     Теория  свободной общины доказывала, что  право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как  и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает  раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления.

     Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации  местного самоуправления:

     • местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства;

     •  избираемость органов местного самоуправления членами общины;

     •  разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством;

     • органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции.1

     Общественная  теория самоуправления исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления  своих задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества».

     В рамках данной теории самоуправляющаяся  община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности.

     Государственная теория2 самоуправления получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Основные положения государственной теории были разработаны в России видными дореволюционными юристами Н.И. Лазаревским, А.Д. Градовским и В.П. Безобразовым.3

     Сторонники  теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости  включения их в систему государственных  учреждений. Они рассматривали местное  самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера  – дело государственное.

     Двойственный  характер муниципальной деятельности находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, реализуя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных  интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной  администрации.

     Теория  социального обслуживания делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а  именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны.

     Юридическая теория – органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но являются  организациями  общины.

     Россия  прошла достаточно долгий путь становления  системы местного государственного управления и самоуправления. Развитию местного самоуправления в дореволюционной  России положили начало земская(1864) и  городская(1870) реформы Александра II4. . Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы.

     После Октябрьской революции 1917 года в  основу организации власти был положен  принцип единство системы Советов  как органов государственной  власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось5. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

     В 1993 году в период поэтапной конституционной  реформы Президент РФ провёл реформу  местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов  местного самоуправления были отложены на 1994 год.

     А.Васильчиков  рассматривает местное самоуправление как один из видов управления. «Самоуправление, - пишет он,- называется такой порядок  управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями – земскими обывателями».

     Другую  точку зрения выдвинул В.И.Фадеев. Он полагает, что «местное самоуправление - это система организации и  деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной  собственностью, исходя из интересов  всех жителей данной территории». С.А.Авакьян справедливо утверждает: « Абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел. В таком подходе отражены предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Однако этого недостаточно, поскольку в принципе любой уровень управления имеет свой предмет (объект) и должен быть самостоятельным в деятельности, за что и несет ответственность"6

     Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации  местного самоуправления в  Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение  прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях  обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность  поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан  на местное самоуправление.

     Местное самоуправление представляет собой  многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных  и других стоящих перед ним  задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности  с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Информация о работе Понятие, структура и принципы местного самоуправления