Понятие, структура и принципы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

Файлы: 1 файл

курсовая по КП России.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

     Согласно ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется его уставом в соответствии с указанной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Уставом муниципального образования должность  главы муниципального образования  является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению  местного самоуправления на территории муниципального образования, а также  должности иных выборных должностных  лиц местного самоуправления. Глава  муниципального образования избирается непосредственно гражданами, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

     Избираемый  населением глава муниципального образования  может быть наделен правом входить  в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. При этом глава муниципального образования, не входящий в состав представительного органа, обладает правом подписи нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом. В уставе может быть предусмотрено право главы муниципального образования на отклонение нормативных правовых актов представительного органа. При отклонении нормативного правового акта глава муниципального образования дол­жен направить его с мотивированным заключением в представительный орган для повторного рассмотрения. В случае отклонения представительным органом заключения главы муниципального образования нормативный правовой акт подлежит подписанию главой муниципального образования. Глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа, правом отклонения нормативных правовых актов не обладает. В случае разногласий между представительным органом и должностными лицами муниципального образования по поводу принятия нормативных правовых актов они разрешаются в порядке, установленном уставом муниципального образования или в судебном порядке. 
 
 
 
 
 

     3. Принципы местного самоуправления 

     Развитие  России в качестве демократического правового государства во многом определяется тем, насколько рациональной и эффективной является организация  власти в государстве, причем не только центральной, но и - прежде всего - местной  власти, представленной системой органов  местного самоуправления. Местное самоуправление - одна из фундаментальных демократических  основ конституционного строя Российской Федерации.

     В сегодняшних условиях процессы реформирования местного самоуправления приобретают  значение важнейшей тенденции развития всей системы российской государственности. Критическое отношение к отдельным нововведениям в системе организации власти на местах не должно мешать уяснению и признанию того обстоятельства, что муниципальная реформа обусловлена объективными причинами фундаментального характера, среди которых поиск путей дальнейшего развития классических институтов демократии (к которым относятся и институты местного самоуправления) на основе оптимального баланса и сочетания национальных особенностей суверенной демократической государственности с универсальными, считающимися общепринятыми в современном мире стандартами демократии. Принципиально важно исходить из того, что суверенное государство, будучи объектом демократических преобразований, всегда должно оставаться их доминирующим субъектом, призванным обеспечивать не только создание инструментальной системы публично-правового управления, но и поддержание ее эффективного функционирования на основе принципов демократии, верховенства права, защиты прав и свобод человека и гражданина.

     Принципы  местного самоуправления -это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии8 о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы.

     Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь  на положениях Европейской Хартии о  местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

     К общим принципам местного самоуправления относятся следующие:9

     1. Самостоятельность местного самоуправления;

     2. Организационное обособление местного самоуправления и его органов в системе управления государством, и обществом;

     3. Взаимодействие местного самоуправления и его органов с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

     4. Сочетание местных, региональных и общегосударственных  интересов;

     5. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления и его органов с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

     6. Сочетание местных, региональных и общегосударственных интересов;

     7. Многообразие организационных форм и осуществления местного самоуправления;

     8. Соответствие материально – финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; соблюдение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в деятельности местного самоуправления;

     9. Гласность деятельности местного самоуправления.

     Самостоятельность местного самоуправления – один из основных принципов, который характеризует  суть местного самоуправления.

     В соответствии с Конституцией РФ местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Оно необходимо для того, чтобы обеспечивать самостоятельное  решение населением вопросов местного значения. Следовательно, самостоятельность  полномочий муниципальных образований  ограничивается кругом вопросов местного значения.

     Самостоятельность местного самоуправления реализуется  через местный референдум, муниципальные  выборы, другие формы прямого волеизъявления, а также через участие граждан  в деятельности выборных и других органов местного самоуправления. Муниципальное  образование может самостоятельно разрабатывать свой устав, который  принимается представительным органом  местного самоуправления или непосредственно  населением.

     Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность  местного самоуправления, запрещает  органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения. Осуществление  местного самоуправления органами государственной  власти и государственными должностными лицами законом не допускается.

     Принцип организационного обособления местного самоуправления и его органов  в системе управления государством и обществом является одним из проявлений самостоятельности местного самоуправления,

     В соответствии с Европейской Хартией  местного самоуправления органы местного самоуправления должны иметь широкую  автономию в отношении своей  компетенции, обладать полной свободой действий для осуществления собственных  инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении.

     С учетом этого положения Конституция  РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти Российской Федерации.

     Взаимоотношения муниципальных образований, органов  местного самоуправления и органов  государственной власти, определение  статуса муниципальных служащих закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации", который предусматривает возможность разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями, не допускает подчиненность одного муниципального образования другому (п. 3 ст. 6). Не допускается образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14 и 17). Должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих, их деятельность является муниципальной службой (ст. ст. 1, 21).

     Органы  местного самоуправления обособлены также  и в правовом отношении, являясь  юридическими лицами, они обладают правом на муниципальную собственность, могут от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные  права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, заключать договоры, совершать иные, предусмотренные законом, юридически значимые действия.

     Взаимодействие  органов местного самоуправления и  органов государственной власти требуется при решении вопросов правового, организационного, финансово-экономического характера.

     Взаимодействие, являющееся одной из функций процесса управления, предполагает обмен значимой информацией, планирование и осуществление  совместной деятельности. Поэтому формы  взаимодействия местного самоуправления и его органов с органами государственной  власти могут быть достаточно разнообразны (например, административный договор).

     Местное самоуправление осуществляется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В то же время решения задач местного самоуправления немыслимо без сочетания  местных, региональных и общегосударственных  интересов.

     Местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных, региональных и  общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала муниципальных образований. Важность обеспечения этого принципа связана с тем, что законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями не устраняет определенной коллизии интересов между ними.

     Говоря  о разграничении предметов ведения  на вопросы "местного значения" и  вопросы, отнесенные законодательством  к компетенции органов государственной  власти, следует иметь в виду условный характер такого разграничения. Вопросы "местного значения" имеют местное  значение лишь в том плане, что  решаются на конкретной территории и  данными субъектами местного самоуправления. В то же время не вызывает сомнений, что любой вопрос местного значения может быть частью общего вопроса, находящегося в ведении государства.10

     Для Российской Федерации характерно многообразие организационных форм осуществления  местного самоуправления.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При  этом населению предоставлена возможность  самостоятельно выбирать любые формы  и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-правовые формы осуществления  местного самоуправления. Федеральный  закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает достаточно широкий выбор организационных  форм осуществления местного самоуправления. Формами прямого волеизъявления граждан названы: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход). Непосредственное участие граждан  в осуществлении местного самоуправления возможно путем реализации права на народную правотворческую инициативу и права на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Кроме того, местное самоуправление может осуществляться в форме территориального общественного самоуправления и иных не противоречащих законодательству формах.

     Органы  местного самоуправления - выборные и  другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов  государственной власти. Структура  этих органов определяется населением самостоятельно.

     Один  из важнейших принципов местного самоуправления - принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Без  его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность  местного самоуправления.

     Гарантируя  экономическую и финансовую самостоятельность  местного самоуправления, Конституция  Российской Федерации предоставляет  органам местного самоуправления право  самостоятельно управлять муниципальной  собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать  местные налоги и сборы.

Информация о работе Понятие, структура и принципы местного самоуправления