Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа
Одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.
В целях обеспечения соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантирует местному самоуправлению:
-
обеспечение
-
передачу материальных и
-
компенсацию дополнительных
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности в деятельности местного самоуправления занимает особое место среди конституционных принципов российской государственности.
Права
и свободы человека и гражданина
определяют деятельность местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием. Непосредственно
с осуществлением местного самоуправления
связаны некоторые
-
избирать и быть избранными
в органы местного
-
обращаться лично, а также
- знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;
- обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления;
- получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе высшее образование в муниципальных образовательных учреждениях;
- получать бесплатно медицинскую помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения;
-
малоимущим, иным указанным в
законе гражданам, получать
Граждане
Российской Федерации имеют равные
права на осуществление местного
самоуправления как непосредственно,
так и через своих
Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного " самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы является конституционной нормой. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.
В
соответствии с Федеральным законом
"О прокуратуре Российской Федерации"
и Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
прокуратура РФ осуществляет надзор
за исполнением федеральных
Важным инструментом в обеспечении законности в деятельности местного самоуправления является суд. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющие права юридических и физических лиц. Суд вправе дать оценку соответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции, уставу и законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.
Одно их ведущих мест в обеспечении законности в организации и деятельности местного самоуправления занимает общественный контроль. Общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться в различных формах: обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением; участия общественных наблюдателей в работе избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и др.
Важную роль в деятельности местного самоуправления играет принцип гласности. Гласность - неотъемлемый атрибут демократии. Реализация этого принципа позволяет обеспечить должную "прозрачность" органов власти и управления всех уровней, поставить их деятельность под контроль общества, дает возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
В
Конституции Российской Федерации
принцип гласности находит
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, а также нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Подлежат также официальному опубликованию результаты рассмотрения проектов правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления в порядке народной правотворческой инициативы. При этом само рассмотрение проектов правовых актов должно проходить на открытом заседании с участием представителей населения.
Органы
и должностные лица местного самоуправления
обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими
права и свободы человека и
гражданина, а также возможность
получения гражданами и другой полной
и достоверной информации о деятельности
органов местного самоуправления. В
целях реализации этих требований предусматривается
организация и содержание муниципальной
информационной службы, создание условий
для деятельности средств массовой информации
муниципального образования. Законодательно
закреплена обязательность ответа органов
и должностных лиц местного самоуправления
по существу обращений граждан.
Глава
4. Современное состояние и
Формирование эффективной системы местной власти – всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации данный процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально- финансовых основ деятельности местных органов власти.
В 2003 г. был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало муниципальной реформе. В дальнейшем в данный Федеральный закон был внесен ряд изменений и дополнений. В полную силу новый закон о местном самоуправлении вступил с 1 января 2009 г. Федеральный закон от 6 октября. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой — сделать их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия для организации местного самоуправления.
Большее внимание в нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. уделяется регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно к разным типам муниципальных образований.
Таким
образом, подходы к регулированию
муниципальных отношений
Реформу
местного самоуправления в современной
России следует рассматривать как
часть общего процесса становления
новой российской государственности,
который обусловливает
Выделяют следующие проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации:
- финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением;
-
слабость гражданского
-
сопротивление бюрократии всех
уровней, которая видит в
-
недооценка важности реформы
местного самоуправления, вылившаяся
в неурегулированность
-
дефицит квалифицированных
Заключение
На
современном этапе, в условиях демократизации
и реформирования общественной жизни,
действия новой Конституции в
России созданы реальные возможности
для развития современной модели
организации местного самоуправления.
Но их реализация осложняется неблагоприятной
экономической ситуацией, не устоявшейся
системой российского федерализма,
ломкой культурных и гражданских
традиций, резкого изменения политической
ситуации и как следствие –
отсутствием «ощущения» стабильности
непосредственного участника
Процесс
становления местного самоуправления
должен быть неизбежен в рамках формирования
правового государства и
В
России вопрос о местном самоуправлении
остается открытым, т.к. еще не решены
многие проблемы связанные с местным
самоуправлением. Но можно сказать,
что местное самоуправление в
России успешно функционирует, а
дальнейшее развитие и улучшение
системы местного самоуправления можно
охарактеризовать как перспективную
цель для страны в целом.
Список
используемой литературы
Законы и иные
нормативно-правовые
акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//СПС Гарант
Информация о работе Понятие, структура и принципы местного самоуправления