Понятие, структура и принципы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

Файлы: 1 файл

курсовая по КП России.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

     В целях обеспечения соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям  Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантирует местному самоуправлению:

     -   обеспечение сбалансированности  минимальных местных бюджетов  на основе нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности;

     -   передачу материальных и финансовых  средств, необходимых для осуществления  переданных ему отдельных государственных  полномочий;

     -   компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,  принятых органами государственной  власти.

     Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности в деятельности местного самоуправления занимает особое место среди конституционных  принципов российской государственности.

     Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Непосредственно  с осуществлением местного самоуправления связаны некоторые конституционные  права граждан:

     -  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления;

     -  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные  обращения в органы местного  самоуправления;

     - знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

     - обжаловать в суде решения  и действия органов местного  самоуправления;

     - получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе высшее образование в муниципальных образовательных учреждениях;

     - получать бесплатно медицинскую помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения;

     -   малоимущим, иным указанным в  законе гражданам, получать жилище  из муниципальных жилищных фондов.

     Граждане  Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане имеют равный доступ к муниципальной  службе.

     Принцип законности требует, чтобы организация  и деятельность местного " самоуправления осуществлялась на основе закона и  в рамках закона. Обязанность органов  местного самоуправления соблюдать  Конституцию Российской Федерации и законы является конституционной нормой. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.

     В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации  и уставов муниципальных образований  органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими  прав и свобод человека и гражданина.

     Важным  инструментом в обеспечении законности в деятельности местного самоуправления является суд. В судебном порядке  могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц  местного самоуправления, ущемляющие права юридических и физических лиц. Суд вправе дать оценку соответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции, уставу и законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

     Одно  их ведущих мест в обеспечении  законности в организации и деятельности местного самоуправления занимает общественный контроль. Общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться в различных формах: обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением; участия общественных наблюдателей в работе избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и др.

     Важную  роль в деятельности местного самоуправления играет принцип гласности. Гласность - неотъемлемый атрибут демократии. Реализация этого принципа позволяет  обеспечить должную "прозрачность" органов власти и управления всех уровней, поставить их деятельность под контроль общества, дает возможность  гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права  и свободы.

     В Конституции Российской Федерации  принцип гласности находит выражение  в нормах, устанавливающих обязательность официального опубликования законов  и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы  и обязанности человека и гражданина, закрепляющих обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, их должностных  лиц обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно касающимися  его прав и свобод.

     В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, а также нормативные  акты органов и должностных лиц  местного самоуправления, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в  силу после их официального опубликования (обнародования). Подлежат также официальному опубликованию результаты рассмотрения проектов правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления в  порядке народной правотворческой  инициативы. При этом само рассмотрение проектов правовых актов должно проходить  на открытом заседании с участием представителей населения.

     Органы  и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и  гражданина, а также возможность  получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. В  целях реализации этих требований предусматривается организация и содержание муниципальной информационной службы, создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Законодательно закреплена обязательность ответа органов и должностных лиц местного самоуправления по существу обращений граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Современное состояние и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации 

     Формирование  эффективной системы местной  власти – всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет  ничего удивительного в том, что  в Российской Федерации данный процесс  до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем, связанных с законодательным  обеспечением деятельности органов  местного самоуправления, острым дефицитом  квалифицированных специалистов в  области муниципального управления, отсутствием надежных материально- финансовых основ деятельности местных органов власти.

     В 2003 г. был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало муниципальной реформе. В дальнейшем в данный Федеральный закон был внесен ряд изменений и дополнений. В полную силу новый закон о местном самоуправлении вступил с 1 января 2009 г. Федеральный закон от 6 октября. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой — сделать их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия для организации местного самоуправления.

     Большее внимание в нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. уделяется регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно к разным типам муниципальных образований.

     Таким образом, подходы к регулированию  муниципальных отношений указывают  на стремление Президента Российской Федерации и федерального законодателя совершенствовать муниципальную систему страны, создать условия для развития инициатив и ответственности населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном уровне. Это дает основание сделать вывод о начале нового этапа реформы местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и государством, базирующейся на принципах конституционного федерализма и народовластия.

     Реформу местного самоуправления в современной  России следует рассматривать как  часть общего процесса становления  новой российской государственности, который обусловливает существенные качественные изменения во многих сферах жизни общества и государства. Естественно, этот процесс связан с целым комплексом экономических, финансовых, социальных, политических трудностей.

     Выделяют  следующие проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации:

     - финансовая слабость местного  самоуправления, разрыв между возлагаемыми  на него обязанностями и их  ресурсным обеспечением;

     - слабость гражданского общества, низкий уровень общественной  активности, низкая правовая культура  населения, дефицит знаний о  сущности и возможностях самоуправления;

     - сопротивление бюрократии всех  уровней, которая видит в местном  самоуправлении угрозу своему  благополучию, привычным методам управления;

     - недооценка важности реформы  местного самоуправления, вылившаяся  в неурегулированность межбюджетных  отношений;

     - дефицит квалифицированных кадров  в системе самоуправления, особенно  в сельской местности. 
 
 

     Заключение 

     На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной  экономической ситуацией, не устоявшейся  системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских  традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие –  отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления –  населения.

     Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим  поиск путей, юридических и организационных  форм и определенных кадровых решений  для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально  и в законных рамках упрочил систему  демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде, целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно.

     В России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным  самоуправлением. Но можно сказать, что местное самоуправление в  России успешно функционирует, а  дальнейшее развитие и улучшение  системы местного самоуправления можно  охарактеризовать как перспективную  цель для страны в целом. 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 
 

       Законы и иные  нормативно-правовые  акты: 

              1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным        голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//СПС Гарант

Информация о работе Понятие, структура и принципы местного самоуправления