Местное самоуправление: понятие, признаки и экономические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

«Экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Оглавление

1. Местное самоуправление: понятие, признаки и экономические основы……………………………………………………………………...………3
2. Понятие Муниципальной собственности…………………………………………….……………………….5
3. Местные бюджеты и его виды……………………………………………………………………………......8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………20

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Федеральный закон  с 1 января 2009 года предусматривает  установление единых для муниципальных  образований по всей России нормативов отчислений в местные бюджеты  от федеральных налогов и сборов и единых для всех муниципальных образований каждого субъекта РФ нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов и долей федеральных налогов и сборов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ. В связи с этим закон предусматривает введение специальных процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В основу механизмов выравнивания положен минимально необходимый  уровень (критерий) бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Этот уровень ежегодно устанавливается  законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения и может различаться для городов, сельских поселений и муниципальных районов с учетом объема выполняемых ими функций. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов оказывается ниже расчетного, получают дотации. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов превышает расчетный, но не более чем в два раза, имеют право использовать эти доходы для своих нужд. Наконец, муниципальные образования, уровень собственных доходов которых превышает расчетный более чем в два раза, оставляют у себя доходы по формуле 2 + 50% сверх этого. Излишки, изымаемые у этих муниципальных образований, используются для финансовой поддержки других муниципальных образований. Для обеспечения выплаты дотаций экономически слабым муниципальным образованиям в бюджете субъекта РФ образуется региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. В муниципальных районах могут образовываться фонды выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района.19

Статья 62 настоящего закона предусматривает возможность  предоставления иных средств финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Основными из них являются – фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов.

Фонд муниципального развития образуется в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации  для предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном региональными законами. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Фонд софинансирования социальных расходов – образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации фонд для предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований. Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой региональными законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случаях и  порядке, предусмотренных федеральными и региональными законами, бюджетам муниципальных образований может быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.

Конституция Российской Федерации и статутный Закон  об организации местного самоуправления установили все признаки англосаксонской концепции местного самоуправления, по которой местное самоуправление освобождается от реализации государственных функций, но такая возможность в законе предусмотрена. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий урегулирован в ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В составе бюджета  субъекта Российской Федерации создается – региональный фонд компенсаций, из средств которого предоставляются местным бюджетам субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Этот фонд формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Федерации с учетом объемов и условий для осуществления переданных им государственных полномочий. Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Субвенции, предоставляемые  из федерального фонда компенсаций  на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта Российской Федерации с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Федерации и виду субвенции.

Заключение

В заключении работы можно сделать следующий вывод:

В России становление местного самоуправления проходит с большими сложностями. Экономическая несостоятельность муниципалитетов, вызванная во многом историческими причинами, порождает их зависимость от властей других уровней, а также препятствует реализации муниципальными образованиями своих прямых функций и инвестиций в будущее развитие.

Федеральные средства, постоянно передаваемые органам  местного самоуправления, породили зависимость, инертность и пассивность муниципалитетов. Вступивший в действие с 1 января 2009 новый порядок формирования доходов местных бюджетов призван постепенно начал решать данную проблему, теперь местные бюджеты поставлены в тесную зависимость от результатов свой деятельности, что в теории должно сказаться на укреплении экономической самостоятельности муниципалитетов.

Финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований еще обусловлена и состоянием экономики нашего общества и его финансов. Местное самоуправление как субъект экономической деятельности не может не испытывать проблем которые существуют в экономике страны.

 

Список литературы:

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998, №31. – ст. 3823.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.(ред. от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ). – М.: Эксмо, 2008. – 672 с.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 №146-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №31, 1998, ст. 3824.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ)  // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.

6. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»(ред. от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ) // Российская газета. – 2007. – 7 марта.

7. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126 – ФЗ  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №39. – ст. 4464

8. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1995, №35, ст. 3506.

9. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»(ред. от 19.12.2006 N 238-ФЗ)// Собрание законодательства РФ, – 1998, №31, ст. 3814.

10.Европейская Хартия о местном самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.

 

 

Учебная литература

11. Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе /Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. №7

12. Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2006. №3. – С. 3–11

13. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. / В.И. Васильев // Журнал российского права, 2004. №1. – С. 5 -14

14. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учеб. для вузов / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. – М.: Норма ИНФРА-М.: 1999. – 359 с.

15. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: Учебное пособие /Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. – учеб. изд. – М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.

16. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. /Е.М. Кошевников. – М., 2002. – 270 с.

17.  Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Уч. пособие / И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.

18. Ленская С. Общественный сектор и муниципальная собственность. / С. Ленская, Е. Сычева // Экономист. 1998. №8. С. 69.

19. Самоуправление: От теории к практике / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г. X. Шахназарова. – М.: Юрид. лит., 1988. – 206 с.

20. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. – СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.

21. Усманова Р.М. «Характеристика экономической основы системы местного самоуправления» /Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право, 2005, №3

22. Хорьков В. Реформа местного самоуправления. / В. Хорьков, Н. Нагорная. // Законность. -2007. – №12. – С. 36 – 38

23. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 464 с.

24. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.

25.Юридическая энциклопедия / [Под ред. М.Ю. Тихомирова]. – М.:ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. -526 с.

1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ)  // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.

2 Конституция Российской Федерации Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

3 Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1995, №35, ст. 3506.

4 Европейская Хартия о местном самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.

5 Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. / В.И. Васильев // Журнал российского права, 2004. №1. – С. 5 -14

6 Юридическая энциклопедия / [Под ред. М.Ю. Тихомирова]. – М.:ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. -526 с.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.(ред. от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ). – М.: Эксмо, 2008. – 672 с.

8 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ)  // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.

9 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998, №31. – ст. 3823.

10 Конституция Российской Федерации Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

11 Усманова Р.М. «Характеристика экономической основы системы местного самоуправления» /Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право, 2005, №3

12 Игнатюк Н.А. Муниципальное право: Учебное пособие /Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. – учеб. изд. – М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.

13 Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126 – ФЗ  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №39. – ст. 4464

14 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 №146-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №31, 1998, ст. 3824.

15 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»(ред. от 19.12.2006 N 238-ФЗ)// Собрание законодательства РФ, – 1998, №31, ст. 3814.

Информация о работе Местное самоуправление: понятие, признаки и экономические основы