Понятие и сущность местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д. В работе затрагиваются актуальные вопросы финансово-экономической основы местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся осуществления правовых гарантий местного самоуправления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………… . 3

Понятие местного самоуправления …………………………………… .5
Муниципальные образования ……………………………………………7

§ 1. Понятие муниципального образования …………………………………… 7
§ 2. Устав муниципального образования ……………………………………….8
§ 3. Ассоциации и союзы муниципальных образований ……………………….9

Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления ………………………… .10

§ 1. Местный референдум ……………………………………………………… 11
§ 2. Муниципальные выборы …………………………………………………..13
§ 3. Собрания (сходы) граждан …………………………………………………16
§ 4. Народная правотворческая инициатива и обращение граждан
в органы местного самоуправления ……………………………………… 17
§ 5. Территориальное общественное самоуправление ……………………….. 18
Органы и должностные лица местного самоуправления ………19

§ 1. Представительные органы …………………………………………………20
§ 2. Глава муниципального образования и иные выборные должностные
лица ………………………………………………………………………….20
§ 3. Статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления …………………21

V. Полномочия местного самоуправления ………………………………23
VI. Финансово – экономическая основа ………………………………… . .25
VII. Гарантии местного самоуправления …………………………………28

Заключение …………………………………………………………………………. 31
Список литературы и источников ………………………………

Файлы: 1 файл

Местное_самоуправление.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Московский государственный  социальный университет

Академия информатики, экономики и права

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  конституционному праву РФ

на  тему:

«Понятие  и сущность местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2003г.

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………………… . 3

 

  1. Понятие местного самоуправления …………………………………… .5
  2. Муниципальные образования ……………………………………………7

 

§ 1. Понятие муниципального образования  …………………………………… 7

§ 2. Устав муниципального образования  ……………………………………….8

§ 3. Ассоциации и союзы муниципальных образований ……………………….9

       

  1. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления ………………………… .10

 

             § 1. Местный референдум  ……………………………………………………… 11

           § 2. Муниципальные выборы   …………………………………………………..13

           § 3. Собрания (сходы) граждан   …………………………………………………16

           §  4. Народная правотворческая инициатива  и обращение граждан        

                  в органы местного самоуправления  ……………………………………… 17

           §  5. Территориальное общественное самоуправление ……………………….. 18

  1. Органы и должностные лица местного самоуправления ………19

 

§ 1. Представительные органы  …………………………………………………20

§ 2. Глава муниципального образования  и иные выборные должностные

       лица  ………………………………………………………………………….20

§ 3. Статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления,

       выборных  должностных лиц местного самоуправления  …………………21

    

V.   Полномочия местного самоуправления ………………………………23

VI.  Финансово – экономическая основа ………………………………… . .25

VII. Гарантии местного самоуправления   …………………………………28

 

Заключение  …………………………………………………………………………. 31

Список  литературы и источников   ………………………………………… 32

Введение

 

           «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г1.

         Местное самоуправление  - одна  из основ любого демократического  строя, в связи с чем Хартия  устанавливает, что принцип местного  самоуправления  должен быть закреплен  в законодательстве и, по возможности,  в конституции каждой страны.

         Местное самоуправление возникло  в Европе еще в Средние века. В XVIII в. Американская и Французская буржуазные революции вызвали к жизни сходные системы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании, Бельгии, Германии и других странах. Было признано, что между местными интересами и государством существует определенное противоречие и что местное самоуправление – основа гражданского общества.

         В XIX в. сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления: а) англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий; б) французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах; в) германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

         В России местное самоуправления  неоднократно преобразовывалось,  что привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, в результате которых была создана децентрализованная система местного самоуправления. Однако на местах сохранялось и государственное управление.

         В Советской  России решение вопросов местного  значения относилось к компетенции  местных Советов, которые  сочетали в себе одновременно свойства органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное законодательство устанавливало, что местные Советы решают все местные вопросы, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории, подведомственной Совету.

          Серьезные государственные изменения,  произошедшие в начале 90-х гг., затронули и систему местной  власти. В 1990 г. был принят союзный,  а в 1991 г. российский Законы  о местном самоуправлении. В 1993 г.  Указами Президента России были утверждены «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (26 октября 1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.). Эти Указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

          Цель настоящей работы состоит  в том, чтобы, опираясь на  законы и научные источники,  раскрыть понятие и сущность  российского местного самоуправления,  выявить его характерные черты  и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д. В работе затрагиваются актуальные вопросы финансово-экономической основы местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся осуществления правовых гарантий местного самоуправления.

 

        

 

 

 

 

I.  Понятие местного самоуправления

 

    Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций 2.

            Местное самоуправление — это  комплексное, сложное, многогранное  явление, которое можно рассматривать  в нескольких аспектах:

•  как основополагающий принцип  осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства;

•   как форму народовластия;

•  как право граждан (жителей  определенной территории) на самостоятельное  ведение дел местного сообщества;

•   как способ организации  и осуществления населением власти на местах.

           В  демократическом государстве организация  и осуществление власти базируются  на принципе разделения властей,  который сочетается с принципом  местного самоуправления. Этот принцип  обеспечивает такую децентрализацию  системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное самоуправление — не только один из важнейших демократических  принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью  общественных дел.

 Граждане Российской  Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Местное самоуправление в Российской Федерации — это  такой способ организации и осуществления  власти на местах, который «обеспечивает  самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации 3.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции  РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной  власти, Конституция РФ в то же время  допускает возможность наделения  этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях  им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий должна контролироваться государством.

      Федеральные органы  государственной власти, органы  государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Таким образом, самостоятельность  местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.   

 

 

II. Муниципальное  образование. 

§ 1. Понятие  муниципального образования

Муниципальным образованием называется городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

          Территории муниципальных образований  устанавливаются в соответствии  с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Городское, сельское население  независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление  местного самоуправления.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.     

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или  об упразднении внутригородских  муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей  территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Установление и изменение  границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования  не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных  образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

 

§ 2. Устав муниципального образования

Муниципальное образование  действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8).

Информация о работе Понятие и сущность местного самоуправления