Понятие и сущность местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д. В работе затрагиваются актуальные вопросы финансово-экономической основы местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся осуществления правовых гарантий местного самоуправления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………… . 3

Понятие местного самоуправления …………………………………… .5
Муниципальные образования ……………………………………………7

§ 1. Понятие муниципального образования …………………………………… 7
§ 2. Устав муниципального образования ……………………………………….8
§ 3. Ассоциации и союзы муниципальных образований ……………………….9

Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления ………………………… .10

§ 1. Местный референдум ……………………………………………………… 11
§ 2. Муниципальные выборы …………………………………………………..13
§ 3. Собрания (сходы) граждан …………………………………………………16
§ 4. Народная правотворческая инициатива и обращение граждан
в органы местного самоуправления ……………………………………… 17
§ 5. Территориальное общественное самоуправление ……………………….. 18
Органы и должностные лица местного самоуправления ………19

§ 1. Представительные органы …………………………………………………20
§ 2. Глава муниципального образования и иные выборные должностные
лица ………………………………………………………………………….20
§ 3. Статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления …………………21

V. Полномочия местного самоуправления ………………………………23
VI. Финансово – экономическая основа ………………………………… . .25
VII. Гарантии местного самоуправления …………………………………28

Заключение …………………………………………………………………………. 31
Список литературы и источников ………………………………

Файлы: 1 файл

Местное_самоуправление.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

           Органы местного самоуправления  самостоятельно распоряжаются средствами  местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами или органами субъектов РФ.

           Федеральные органы и органы  субъектов РФ обеспечивают муниципальным  образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

           Местные налоги, сборы, а также  льготы по их уплате устанавливаются  представительными органами местного  самоуправления самостоятельно.

           Население непосредственно путем  местного референдума, на собраниях  (сходах) граждан или представительные  органы местного самоуправления  с учетом мнения населения  могут предусматривать разовое  добровольное внесение жителями  средств для финансирования решения вопросов местного значения.

            Органы местного самоуправления  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов РФ  получают плату, в том числе  в натуральной форме, от пользователей  природными ресурсами, которые  добываются на территории муниципального образования.

            Органы местного самоуправления  в соответствии с законодательством  Российской Федерации вправе  выпускать муниципальные займы  и лотереи, получать и выдавать  кредиты, создавать муниципальные  банки и иные финансово-кредитные учреждения.

VII.   Гарантии местного самоуправления

Конституция РФ содержит гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.

Согласно Конституции  РФ (ст. 133), местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту.

Граждане, проживающие  на территории муниципального образования, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления.

В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются  арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд.

Органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ  органа государственной власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении.

Защита прав местного самоуправления в судебном порядке  осуществляется и в ряде других случая, предусмотренных законодательством.

Решения органов местного самоуправления, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть отменены только в судебном порядке.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением на них дополнительных полномочий, либо в связи с неправомерными действиями органов государственной власти. Конституция закрепляет принцип восполнимости этих затрат. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы местного самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в государственную собственность объекты муниципальной собственности.

Конституцией РФ (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется  запретом, на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией России и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.

Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

Конституционные гарантии — ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).

Решения, принятые путем  прямого волеизъявления граждан, решения  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

Обращения органов и  должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, которым эти обращения направлены.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

 

Заключение

 

Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя. Создание эффективной системы  местного самоуправления является необходимым условием становления правового демократического государства в России.

Местное самоуправление создает условия для приближения  власти к населению, для гибкой системы  управления на местах, хорошо приспособленной  к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление укрепляет основы народовластия, создает  условия для обеспечения жизненных  интересов населения, стабилизирует  политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. «Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно – тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо  заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной  обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей» 10.

До утверждения эффективного демократического местного самоуправления в Российской Федерации еще далеко. На его состоянии сказывается  борьба разных политических сил, недостаточное  усвоение населением негосударственного характера органов местного самоуправления и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. Тем не менее, местное самоуправление в Российской Федерации постепенно развивается, приближаясь к своей конституционной модели.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы и источников

 

       Литература

 

  1. Баглай М.В.  Конституционное  право  Российской  Федерации.  –  М.:  НОРМА – 

     ИНФРА · М, 1998. –  752 с.

  1. Васильев В.И. Местное самоуправление. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1999. – 453 с.
  2. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: НОРМА, 2001. – 368 с.
  3. Комментарий   к  Федеральному  закону  «Об  общих  принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: НОРМА, 1997. – 423 с.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003. – 585 с.
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. – М.: Юрист, 1997. – 428 с.
  6. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Дело, 1999. – 496 с.

 

Источники

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  3. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. № 1550-1
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ
  5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
  6. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ
  7. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ
  8. Федеральный   закон   «Об  основах  муниципальной  службы»  от  8  января  1998  г.

     № 8-ФЗ

 

 

 

 

1 Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 № 55-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г. Официально опубликована: Собрание законодательства РФ, 1998, №36, ст. 4466.

 

2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, ст. 2.

3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2

4 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3614.

5 Указ Президента РФ от 22 октября 1998 г. № 1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации». СЗ РФ. 1998. № 43. Ст. 5336

6 Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

 

7 См.: Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ. 

8 См.: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6.

9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ.

10 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России». М., 1995. С. 31.






Информация о работе Понятие и сущность местного самоуправления