Понятие и сущность местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д. В работе затрагиваются актуальные вопросы финансово-экономической основы местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся осуществления правовых гарантий местного самоуправления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………… . 3

Понятие местного самоуправления …………………………………… .5
Муниципальные образования ……………………………………………7

§ 1. Понятие муниципального образования …………………………………… 7
§ 2. Устав муниципального образования ……………………………………….8
§ 3. Ассоциации и союзы муниципальных образований ……………………….9

Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления ………………………… .10

§ 1. Местный референдум ……………………………………………………… 11
§ 2. Муниципальные выборы …………………………………………………..13
§ 3. Собрания (сходы) граждан …………………………………………………16
§ 4. Народная правотворческая инициатива и обращение граждан
в органы местного самоуправления ……………………………………… 17
§ 5. Территориальное общественное самоуправление ……………………….. 18
Органы и должностные лица местного самоуправления ………19

§ 1. Представительные органы …………………………………………………20
§ 2. Глава муниципального образования и иные выборные должностные
лица ………………………………………………………………………….20
§ 3. Статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления …………………21

V. Полномочия местного самоуправления ………………………………23
VI. Финансово – экономическая основа ………………………………… . .25
VII. Гарантии местного самоуправления …………………………………28

Заключение …………………………………………………………………………. 31
Список литературы и источников ………………………………

Файлы: 1 файл

Местное_самоуправление.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Избрание выборных должностных  лиц местного самоуправления проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Кандидаты могут быть также выдвинуты в порядке самовыдвижения.

Избирательное объединение  — общественное объединение, а также  его региональные и местные отделения, которые в соответствии с законодательством имеют право выдвигать кандидатов.

Два или более избирательных объединений для совместного участия в выборах могут добровольно объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут создаваться следующие избирательные комиссии: а) избирательные комиссии муниципального образования; б) окружные избирательные комиссии; в) территориальные избирательные комиссии; г) участковые избирательные комиссии.

    Создание избирательной  комиссии муниципального образования является обязательным.

 Период выдвижения  кандидатов при выборах в органы  местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований должен составлять не менее 20 дней. Для регистрации кандидата в депутаты или на должность выборного должностного лица местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не более двух процентов от числа избирателей округа.

В муниципальных образованиях с числом зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Федерации не предусмотрен иной порядок выдвижения кандидата.

Подписные листы в  поддержку кандидата для его  регистрации представляются в соответствующую  избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за сутки до дня голосования (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании. При равенстве  голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

Выборы признаются недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей; если выборы были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, а также по решению суда.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие  меньшее число избирателей, чем  это предусмотрено действующим законодательством, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответствии с законодательством для того чтобы принять участие в распределении мандатов.

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными.                    

Следует отметить, что  ранее законодательство закрепляло тесно связанные с выборами такие  формы непосредственной демократии, как наказы избирателей — одобренные предвыборными собраниями и имеющие общественное значение поручения избирателей своим депутатам, направленные на улучшение деятельности представительных органов местного самоуправления, а также отчеты и отзыв депутатов.

Действующие федеральные  акты не предусматривают большинство из этих форм. Однако на уровне субъектов Федерации этот вопрос решается по-разному. Например, Закон Удмуртской Республики от 27 января 1994 г. «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» содержит гл. VI, которая посвящена порядку отзыва депутатов, досрочному прекращению полномочий представительного органа и главы местной администрации.

 

§ 3. Собрания (сходы) граждан

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и выступающей  средством их самоорганизации, общественного самоуправления, являются собрания (сходы). Собрания (сходы) позволяют сочетать коллективное обсуждение вопросов и принятие решений гражданами с личной активностью и инициативой — выступлениями, участием в голосовании и т.д. Тем самым собрания (сходы) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.                               

Согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 г. «О местном  самоуправлении в Российской Федерации» (ст. 81), к компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относились избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их исполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.

Особые  права  законодательство  закрепляло  за  общими  собраниями  (сходами) граждан, проживающих в  сельских населённых пунктах и посёлках.

В последние годы роль собраний, сходов граждан существенно изменилась. Если прежде собрания (сходы) действовали наряду с местными органами власти, то в настоящее время в небольших городских и сельских поселках собрания (сходы) граждан все чаще становятся органами населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы в таких случаях не образуются.

Изменился и порядок  регламентации созыва и проведения собраний (сходов) граждан как формы территориального общественного самоуправления населения. Эти вопросы решаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые принимают уставы или положения, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления.

 

§ 4. Народная правотворческая инициатива и обращение граждан в органы местного самоуправления

Население в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы и должностные  лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Народная правотворческая  инициатива и обращения граждан  в органы местного самоуправления как  институты прямой демократии позволяют  гражданам участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов местного самоуправления. Они служат важнейшим источником информации, необходимой органам местного самоуправления для выработки задач и направлений своей деятельности, принятия решений, отвечающих интересам граждан.

 

§ 5. Территориальное  общественное самоуправление

Составной частью системы  местного самоуправления является территориальное  общественное самоуправление.

Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

К таким органам относятся  советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, советы или комитеты улиц, кварталов, домов.

Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе добровольного волеизъявления. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется положениями (уставами) об этих органах, подготовленными с учетом полномочий, переданных им органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Эти органы могут осуществлять экономическую деятельность, иметь  и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, образуемые за счет доходов  от

экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований, других поступлений. Рассматриваемые органы могут быть юридическими лицами.

Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны  к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы.

В систему местного самоуправления входят и общины коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации —  формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

IV. Органы и должностные лица местного самоуправления

 

Местное самоуправление реализуется через выборные и  невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными и региональными  законами, а также с уставами муниципальных образований. Тем самым в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным. Не допускается осуществление местного самоуправления государственной властью и государственными должностными лицами. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

 

 

§ 1. Представительные органы

Представительный орган  местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.  Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если он предусмотрен уставом муниципального образования.

Представительный орган  местного самоуправления принимает  решения в коллегиальном порядке.

 

§ 2. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования  избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно уставу муниципального образования, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Информация о работе Понятие и сущность местного самоуправления